|
Как бизнесмену выбрать направление развития своей личностиАвтор статьи: Андрей Карлов
Заниматься развитием личности необходимо в любом случае, потому что это напрямую влияет на развитие бизнеса. Свои бизнес-решения, бизнес-модели мы выбираем, исходя из своих внутренних предпочтений. И выбирая у кого и как учиться, мы тоже исходим из собственных внутренних предпочтений. Другой вопрос, что мы не всегда сами эти предпочтения понимаем и знаем. И, с одной стороны, действительно, применяя чужие методы бездумно, не понимая, какие цели мы хотим достичь, мы надеваем «чужую одежду» или играем чужую «роль», воплощаем чужую модель, и в итоге можем оказаться у разбитого корыта. С другой стороны, нет смысла заново изобретать велосипед, и глупо отказываться от опыта людей, которые достигли в бизнесе гораздо больше, чем ты. Тут главное - понять, как эти знания выбрать. Уметь оценить, нужно тебе это или нет. Вот для всего этого, вернее перед тем, как начать изменять себя и выбирать себе бизнес-тренера, ментора, обучающий тренинг, нужно ответить себе на два, казалось бы, простых вопроса:
Если говорить языком психологии, нужно понимать свои внутренние ценности и убеждения относительно бизнеса. Ответ на вопрос «Зачем?» раскрывает нам наши внутренние ценности. Ответ на вопрос «Как?», показывает нам наши убеждения. Почему это важно? Потому, что понимание внутренних ценностей показывает нам настоящую конечную цель занятия бизнесом. А понимание внутренних убеждений даёт нам карту «минных полей», даёт представление о том, что мы считаем правильным и что неправильно в этом бизнесе. Кажется, вопрос очень простой, «зачем я занимаюсь бизнесом?», и уж тем более, «как я занимаюсь бизнесом?», любой ответит. Но не все так просто. Объясню на примерах. Один мой товарищ, назовем его «мистер П», работает топ-менеджером в большом холдинге и принимает решение уходить в собственный бизнес. У нас происходит следующий диалог:
Прошло четыре дня. Звонок телефона.
К чести «мистера П» нужно сказать, что за четыре ночи он додумал, зачем ему частный бизнес, и рассказал мне. Он сказал, что хочет самореализации, а в холдинге ему не дают возможности развернуться. Ему приходится иногда нести ответственность за чужие, не очень эффективные решения, а он хочет нести ответственность за свои решения. Раскрывает ли это его внутренние ценности? Кое-что здесь можно услышать. Здесь есть ценность самореализации, ценность справедливости, свободы действий. Другой пример. Топ-менеджер небольшого производственного предприятия. Назовем его «Мистер С». У него в этом предприятии есть доля, поэтому он относится к этому бизнесу, как к своему. Но говорит, что в какой-то момент ему стало скучно, не очень интересно этим бизнесом заниматься. Далее такой диалог.
И так, четыре или пять кругов.
«Мистер С» задумался.
Таких примеров, я могу приводить довольно много. Стандартный ответ на вопрос – «Зачем тебе бизнес?», звучит так – «заработать денег». Но деньги, это всего лишь инструмент для достижения каких-то внутренних целей. Для удовлетворения внутренних амбиций, (читай внутренних ценностей). И на самом деле не важно, насколько они эгоистичны или социально неодобряемы, вы должны их знать в любом случае. Не обязательно хвастаться ими в социальных сетях. Рассказывать первому встречному в пятницу за бокалом пива. Но от самого себя, у вас не должно быть тайн. Вы должны самому себе честно признаться, зачем вы занимаетесь бизнесом. А если не получается признаться, то над этим вопросом нужно поработать. И ответить, «Зачем мне бизнес», не на уровне поведения «заработать денег», «купить дом», «купить машину», а на уровне тех нематериальных ценностей, тех внутренних чувств, которые вы этим бизнесом, машинами, домами, деньгами подпитываете. Потому, что бизнес для славы — это один бизнес, бизнес для признания вас бизнесменом номер один в своей отрасли — это другой бизнес, бизнес, «чтобы доказать» - это третий вариант. Без этих знаний вам будет очень трудно правильно выбрать направление развития своей личности как бизнесмена. Найти себе бизнес-наставника, чью модель вам хочется копировать. Вопрос, зачем вы занимаетесь бизнесом, это первый и краеугольный вопрос. Не зная искренний и откровенный ответ на который, вы будете как слепой котенок. Или как человек, который бродит впотьмах в поисках своего дома. Это, как заблудившийся ночью человек в лесу видит огни города. Вроде бы понимает, в какую сторону ему идти. Но по дороге то наткнётся на ствол дерева, то споткнется о корни. И вроде бы движется к цели, но очень медленно, очень сложно и очень трудно. А если бы у него был с собой фонарик, маленький, карманный, который освещал дорогу только ему, он бы намного облегчил ему путь к собственной цели. Поэтому и выбирать себе тренера, наставника нужно со схожими ценностями. Один из важных моментов эффективности внедрения знаний, это вера в них. Если вам будут рассказывать об эффективности какого-то метода, но мысль о его внедрении внутри вас вызывает дискомфорт, сопротивление, то рано или поздно вы все равно откажетесь от этого метода. И скажите, что бизнес-тренеры шарлатаны. А как же определить те самые внутренние ценности, о которых мы так много говорим? Нужна ли помощь специалиста для этого? На этот вопрос нет однозначного ответа. Кому-то достаточно прочитать в Интернете, что такое внутренние ценности, скачать тест или технику на определение иерархии внутренних ценностей, сделать технику, получить результат и посмотреть сквозь них на свой бизнес. У кого-то это не получается самостоятельно, тогда ему нужна помощь психолога, тренера, ментора. В этом случае они выполняют роль помощника, проводя человека по шагам техники. В ходе разговора помогают бизнесмену услышать его собственные внутренние ценности, выявить их, а потом сделать технику на определение иерархии. В пользу похода к специалисту есть еще два аргумента:
Ведь достаточно часто бывает ситуация, когда человек на словах заявляет одно, а когда составляет иерархию ценностей, то получает совсем другую картину. И он начинает отказываться от результата, он говорит - «это не я». Ему бывает трудно признаться себе в собственной системе ценностей, трудно это принять. Вот тут очень важна помощь специалиста. Причём лучше всего начинать с общих ценностей, а потом уже посмотреть ценности в отдельном контексте бизнеса. Когда вы знаете собственную иерархию, тогда вы можете осознанно выбирать себе тренера, исходя из его внутренних ценностей. Как же это сделать? Узнать внутренние ценности тренера достаточно просто. Они звучат в его речи, когда он говорит, что важно и значимо для него. Что является его главной целью и задачей как тренера. Такой выбор будет самым правильным. Не по регалиям, не по популярности, не по известности, а именно по ценностям, даже если это не самый известный тренер. Ведь когда вы совпадаете с наставником по ценностям, выполняя его рекомендации или методы, вам будет казаться, что это ваши собственные мысли, и вы всегда так хотели сделать. Второй важный вопрос - «как?». Как я делаю бизнес? Естественно, напрашивается ответ – эффективно. Но мы устроены таким образом, что у нас есть свои внутренние убеждения, которые формируются школой, родителями, чьим-то позитивным и негативным примерами. Мы кем-то восхищаемся и хотим быть на них похожими. Наш собственный первый бизнес-опыт, который не всегда хороший помощник. Потому что, однажды получив позитивный результат от первого бизнес-опыта, многие люди в этом опыте застревают, считая, что они нашли идеальный для себя вариант, и не хотят развития. Не готовы признавать, что их бизнес-модель устарела и её нужно менять. Таким образом, у нас формируются убеждения. И мы строим бизнес, исходя из этих убеждений. От убеждений зависит, какие решения мы будем принимать. Какую модель бизнеса и управления мы будем строить. Что выберем в роли основной мотивации - кнут или пряник, поощрение или наказание. Кем мы будем, например, считать своих подчиненных: членами семьи как в японском варианте управления или бездельниками, которые приходят на работу только ради денег, как в американском варианте управления. Все эти убеждения формируют «лицо» нашего бизнеса и мнение о вас, как о бизнесмене. Приведу пример. Я был консультантом на одних переговорах. К предпринимателю, назовем его «мистер Б», обратился коллега с предложением о покупке объекта коммерческой недвижимости. Объект был вполне ликвидный, и цена была вполне рыночной. Но «мистер Б» ответил, что покупать дороже, чем за 50% от рыночной цены, это не бизнес, а благотворительность. После переговоров я спросил, почему он не стал договариваться. И он повторил мне свой тезис, (читай, убеждение), что бизнес - это ТОЛЬКО, когда покупаешь за 30-50% от рынка, а продаёшь по рыночной цене. И такому бизнесмену можно бесконечно приводить примеры. Например, цитату основателя торговой марки Wal-Mart Сэма Уолтона, который всегда говорил, что главное правило в бизнесе - ломать все правила. «Я всегда старался нарушать правила, созданные другими, и выделял людей, которые нарушали мои собственные правила». Рассказывать о Ричарде Брэнсоне или Сергее Брине и их подходе к бизнесу. Это не принесёт результатов. Он скажет: «Да-да, интересные ребята, придумывают интересные вещи, но у нас это не работает», - лишь потому, что его собственное убеждение свело все варианты ведения бизнеса до одного – купить очень дёшево, чтобы продать по рыночной цене. Второй пример. Бизнесвумен, назовём её «миссис Т», приходит с запросом – «хочу стать «№1» в своём сегменте», хотя она и так занимает на нём подавляющую часть. Спрашиваю, что уже делала для этого. Она и менеджеров меняла, и обучала, и мотивировала, и наказывала, и все никак. Сменила нескольких компаньонов, а всё равно номер один стать не получается. В ходе беседы выясняется интересное убеждение, которое сформировалась у неё ещё в школе – «никогда не будь первой – за это сильно бьют». Это произошло после того, как эта будущая бизнесвумен, пользуясь авторитетом в классе, подговорила весь класс совершить не очень красивый поступок. После этого у неё всегда был «лидер», который озвучивал её мысли. Который был «лицом» и «руками» её желаний. Это было и в школе, и в институте, и потом в бизнесе. И такому человеку вы можете очень долго рассказывать и про совместное лидерство, и про построение эффективных команд, про что угодно. Эта бизнесвумен будет строить бизнес из убеждения, что никогда не надо быть первой, за это сильно бьют. И бизнес-партнёров, и компаньонов она будет подбирать, исходя из этого убеждения. Как же выявить свои убеждения? Возьмите лист бумаги, озаглавьте его «мои законы бизнеса». Убеждение - это все, что относится к действиям. Поэтому под «законами» можно понимать правила, установки, принципы. Это все про то, что говорит вам, как хорошо и как плохо. Как нужно поступать, а как нет. Например. «Хочешь что-нибудь сделать хорошо, делай это сам. Проблемы в бизнесе из-за санкций. Обучение персонала - пустая трата денег. Наказание – самый эффективный инструмент управления. Это я уже пробовал — и ничего не вышло. Бизнес – это борьба. Конкуренты ломают рынок». Как и в случае с внутренними ценностями, кому-то достаточно написать это все на бумаге, а кому-то потребуется помощь специалиста. В работе с внутренними убеждениями иногда может возникнуть трудность, связанная с нашим внутренним стремлением к социальной привлекательности, к социальному признанию. Поэтому иногда даже самому себе признаваться в своих убеждениях бывает сложно. В этом плане можно привести в пример Сергея Галицкого, который в одном из интервью честно сказал, что бизнесменами движет только жажда наживы. Если вам нравятся ваши убеждения, то поздравляю вас. Можете начинать выбирать себе тренера. Причем это не обязательно должен быть тренер. Это может быть бизнесмен, стиль которого вам нравится. Смотрите, читайте, что он делает. Идите на тренинг, задавайте вопросы и развивайте свой бизнес. Что же делать, если вам не очень нравится то, что у вас получилось? Тогда первый шаг в развитии бизнеса - это изменение своих убеждений. Есть хорошая новость: ограничивающие убеждения поддаются изменениям. А есть ещё более шикарный вариант: вы можете встроить себе убеждения, которых у вас никогда не было, но есть у того человека, на которого вы ориентируетесь в бизнесе. Вот, например, убеждение одного бизнесмена из списка Forbes – «Я больше того, что я сделал. Поэтому я могу достичь любой цели». А когда вам будут нравиться ваши убеждения, тогда уже выбирать поведенческую модель для бизнеса. Подводя итог, хочу сказать, что, выбирая бизнес-тренера или модель изменений, мы должны, в первую очередь, ориентироваться на внутренние ценности, а во вторую - на свои убеждения. Ведь ценности, это наши настоящие цели. А убеждения – способ их достижения. И как только вы осознаете свои ценности и убеждения, вы увидите в разы больше эффективных вариантов развития собственного бизнеса. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|