|
Вопрос к психологу: Мне надоел мой бизнес!Автор статьи: Смирнова Ольга Андреевна
Вообще, я считаю, что это вопрос про произошедшие личностные (!) изменения владельца бизнеса. И я считаю, что эти изменения могут касаться одной или сразу 3 сфер личности – ценностей, потребностей, и своей роли как хозяйствующего субьекта. И я бы предложила ответить на вопрос: а что именно надоело? Моя роль в бизнесе, идея бизнеса или сам бизнес? Начну с потребностей. По моему опыту, из того, что я наблюдаю в бизнес-реальности, основных – 4:
В контексте потребностей мы можем иметь дело с тем, что та потребность, ради которой бизнес открывался, уже удовлетворена, и появилась новая, которая может не осознаваться. Что делать, если я наигрался в «повелителя мира» или «мамочку»? Здесь необходимо разбираться индивидуально. Это достаточно глубокий процесс личных изменений, пройти который без профессиональной помощи бывает сложно. Если говорить о ролях, часто владельцу бизнеса надоедает тот функционал, который он выполняет: основного работника или директора/управленца. Этот момент очень хорошо описан в книге Константина Бакшта «Как угробить собственный бизнес». Я не всегда согласна с этим автором, но это книга превзошла все мои ожидания. Владельцы бизнесов, все-таки, не так часто пишут книги. Основная идея книги в том, что будучи основным работником в бизнесе, вообще нельзя говорить о предпринимательстве. Это уровень ремесла, и высокого мастерства в деле. И если это так, важно иметь смелость самому себе признаться – для меня достаточно свободы и самозанятости, я не хочу ничего более. И в этом нет ничего плохого. Я считаю, что если деятельность приносит удовлетворение и уровень дохода вполне позволяет неплохо жить, то это уже большое счастье. Такой вид бизнеса существовал испокон веков, в том числе и на Руси и в царской России, и в странах Европы. Вспомните кузнецов, гончаров, кожемяк. Кто-то находит себя в свободе и самореализации, и не стремится к власти, инновациям, сверхприбылям. По Зинкевич-Евстигнеевой это архетип Крестьянина. Человек действительно способен получать удовольствие от «возделывания» своего поля деятельности. В этом есть своя красота и свое удовольствие. Точно так же, по мнению Бакшта, речь не идет об истинном владении бизнесом, когда его владелец является его руководителем. Многие современные бизнес-гуру сейчас исповедуют эту идею: если хочешь вырастить серьезный бизнес, то первым наемным работником в нем должен быть директор. На самом деле, владеть бизнесом и управлять им – абсолютно противоположные задачи. Директор выполняет административную (равно рациональную, ограничивающую, отцовскую функцию), владелец – творческую (рост и развитие, забота, материнская функция). Это действительно непосильная задача – совмещать эти обе роли. Помните детскую песенку: «Папа может, папа может… Все, что угодно, только мамой не может быть»? Опять же, это конфликт на уровне архетипов – Шута (у Юнга это Маг) либо Купца и Монарха (Правителя). Их тяжело совмещать одновременно, но принять решение о выходе из бизнеса в качества управленца является тяжелым решением. Хотя с бизнес точки зрения это очевидное решение, психологически оно дается тяжело. Чаще по причине большой требовательности владельца бизнеса к самому себе, отказ признавать ограниченность своих способностей. Бывает и обратная ситуация, когда владелец бизнеса крайне рационален, не склонен к риску. Тогда для завершения этой дуальности ему как раз требуется человек, который будет воплощать творческую сторону бизнеса. Это может быть рекламщик, креативный директор, директор по развитию. И здесь важно не ошибиться с выбором. Бывает так, что владельцы бизнесов формируют команду лишь из себе подобных и потом удивляются, почему бизнес не взлетает. Взять на работу такого творческого человека может быть персональным личностным подвигом, и этот процесс может сопровождаться страхом. И это тоже про психологию владельца бизнеса – как мне найти того, кому я смогу доверять? Но в этом варианте может быть еще такой вариант развития событий – когда владелец бизнеса осознает, что управлять ему нравится гораздо больше, чем владеть, выбор вполне может пасть в развитие управленческой карьеры в найме. И опять же, в этом нет ничего плохого. По моим наблюдениям, владельцы бизнесов очень требовательные к себе люди, выставляющие самим себе малореальные требования и ожидания. И это приносит страдания. В этом смысле психолог способен помочь осознать все эти мотивы и помочь вернуть свободу выбора. Если говорить о ценностях, речь может идти о изменении уровня ценностей по Грейвзу. Очень важно понять, где я находился, когда открывал этот бизнес, и где я сейчас? Всего Грейвз выделяет 7 уровней ценностей:
Большинство современных бизнесов находятся в градациях от красного до зеленого. Этот вопрос вдохновил меня на создание цикла индивидуальных консультаций «Мой бизнес. Перезагрузка». Цикл состоит из 5 занятий по 2 часа каждое. На этих занятиях я могу помочь осознать мотивы и ценности, и наметить пути дальнейшего развития в бизнесе, принять сложные на данный момент решения и понять себя. Используются современные психологические подходы, коучинг и бизнес-знания. Запись и подробности – через личное сообщение. Не жалейте «спасибо». Мне приятно) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|