Вопрос к психологу: Мне надоел мой бизнес!

Вообще, я считаю, что это вопрос про произошедшие личностные (!) изменения владельца бизнеса. И я считаю, что эти изменения могут касаться одной или сразу 3 сфер личности – ценностей, потребностей, и своей роли как хозяйствующего субьекта.

И я бы предложила ответить на вопрос: а что именно надоело? Моя роль в бизнесе, идея бизнеса или сам бизнес?

Начну с потребностей. По моему опыту, из того, что я наблюдаю в бизнес-реальности, основных – 4:

  • Реализация родительского (чаще материнского) начала: бизнес как мой ребенок
  • Реализация Эго – бизнес как нарциссическое расширение, мое продолжение. На более глубоких уровнях речь идет о потребностях во власти, признании, утверждении авторитета
  • Реализация творческого начала – бизнес как идея, которую хочется воплотить, деньги не важны
  • Потребительское отношение – бизнес как источник дохода. Бизнес-идея выбирается путем сухого маркетингового анализа: выбирается рынок, на котором уже есть много денег или перспектива их появления в ближайшем будущем.

В контексте потребностей мы можем иметь дело с тем, что та потребность, ради которой бизнес открывался, уже удовлетворена, и появилась новая, которая может не осознаваться. Что делать, если я наигрался в «повелителя мира» или «мамочку»?

Здесь необходимо разбираться индивидуально. Это достаточно глубокий процесс личных изменений, пройти который без профессиональной помощи бывает сложно.

Если говорить о ролях, часто владельцу бизнеса надоедает тот функционал, который он выполняет: основного работника или директора/управленца. Этот момент очень хорошо описан в книге Константина Бакшта «Как угробить собственный бизнес». Я не всегда согласна с этим автором, но это книга превзошла все мои ожидания. Владельцы бизнесов, все-таки, не так часто пишут книги.

Основная идея книги в том, что будучи основным работником в бизнесе, вообще нельзя говорить о предпринимательстве. Это уровень ремесла, и высокого мастерства в деле. И если это так, важно иметь смелость самому себе признаться – для меня достаточно свободы и самозанятости, я не хочу ничего более. И в этом нет ничего плохого. Я считаю, что если деятельность приносит удовлетворение и уровень дохода вполне позволяет неплохо жить, то это уже большое счастье.

Такой вид бизнеса существовал испокон веков, в том числе и на Руси и в царской России, и в странах Европы. Вспомните кузнецов, гончаров, кожемяк. Кто-то находит себя в свободе и самореализации, и не стремится к власти, инновациям, сверхприбылям.

Вопрос к психологу Мне надоел мой бизнес

По Зинкевич-Евстигнеевой это архетип Крестьянина. Человек действительно способен получать удовольствие от «возделывания» своего поля деятельности. В этом есть своя красота и свое удовольствие.

Точно так же, по мнению Бакшта, речь не идет об истинном владении бизнесом, когда его владелец является его руководителем.

Многие современные бизнес-гуру сейчас исповедуют эту идею: если хочешь вырастить серьезный бизнес, то первым наемным работником в нем должен быть директор. На самом деле, владеть бизнесом и управлять им – абсолютно противоположные задачи. Директор выполняет административную (равно рациональную, ограничивающую, отцовскую функцию), владелец – творческую (рост и развитие, забота, материнская функция). Это действительно непосильная задача – совмещать эти обе роли.

Помните детскую песенку: «Папа может, папа может… Все, что угодно, только мамой не может быть»?

Опять же, это конфликт на уровне архетипов – Шута (у Юнга это Маг) либо Купца и Монарха (Правителя). Их тяжело совмещать одновременно, но принять решение о выходе из бизнеса в качества управленца является тяжелым решением. Хотя с бизнес точки зрения это очевидное решение, психологически оно дается тяжело. Чаще по причине большой требовательности владельца бизнеса к самому себе, отказ признавать ограниченность своих способностей.

Бывает и обратная ситуация, когда владелец бизнеса крайне рационален, не склонен к риску. Тогда для завершения этой дуальности ему как раз требуется человек, который будет воплощать творческую сторону бизнеса. Это может быть рекламщик, креативный директор, директор по развитию. И здесь важно не ошибиться с выбором. Бывает так, что владельцы бизнесов формируют команду лишь из себе подобных и потом удивляются, почему бизнес не взлетает. Взять на работу такого творческого человека может быть персональным личностным подвигом, и этот процесс может сопровождаться страхом. И это тоже про психологию владельца бизнеса – как мне найти того, кому я смогу доверять?

Но в этом варианте может быть еще такой вариант развития событий – когда владелец бизнеса осознает, что управлять ему нравится гораздо больше, чем владеть, выбор вполне может пасть в развитие управленческой карьеры в найме. И опять же, в этом нет ничего плохого.

По моим наблюдениям, владельцы бизнесов очень требовательные к себе люди, выставляющие самим себе малореальные требования и ожидания. И это приносит страдания. В этом смысле психолог способен помочь осознать все эти мотивы и помочь вернуть свободу выбора.

Если говорить о ценностях, речь может идти о изменении уровня ценностей по Грейвзу. Очень важно понять, где я находился, когда открывал этот бизнес, и где я сейчас?

Всего Грейвз выделяет 7 уровней ценностей:

  • Бежевый – примитивное выживание
  • Фиолетовый – мистические верования
  • Красный – власть, сила
  • Синий - правила
  • Оранжевый - успех
  • Зеленый - команда
  • Бирюзовый – единство

Большинство современных бизнесов находятся в градациях от красного до зеленого.

Этот вопрос вдохновил меня на создание цикла индивидуальных консультаций «Мой бизнес. Перезагрузка». Цикл состоит из 5 занятий по 2 часа каждое. На этих занятиях я могу помочь осознать мотивы и ценности, и наметить пути дальнейшего развития в бизнесе, принять сложные на данный момент решения и понять себя. Используются современные психологические подходы, коучинг и бизнес-знания. Запись и подробности – через личное сообщение.

Не жалейте «спасибо». Мне приятно)



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Прохождение реперных точек бизнеса и технологии обмана бизнес консультирования настоящего времени
  • Бизнес-психология: кто такой бизнес-психолог?
  • Бизнес и мама с папой. Или почему не каждый бизнес становится большим.
  • Свой бизнес. Как выбрать бизнес-идею?
  • Можно ли совместить бизнес-тренинги и бизнес-расстановки?
  • “Заметки про бизнес” №1. Зачем нужны бизнес-тренинги?
  • Бизнес на шпильках: бизнесвумен и бизнес- леди
  • Введение в современный бизнес:Постиндустриальный бизнес
  • Призвание «стартап»: каждый ли может начать свой бизнес?
  • Мы делаем бизнес или бизнес делает нас?
  • Что делать, если бизнес идет под откос?
  • Что делать, если бизнес, как чемодан без ручки: и нести тяжело и выбросить жалко?
  • Почему интересная бизнес идея превращается в мертвую?
  • Как перстать быть "железной бизнес-леди", если твоя жизнь - вечная борьба.
  • Ничего личного – только бизнес
  • Стоит ли писать в статьях правду? Особенно если это бизнес...
  • Как стать своим в бизнес элите и не выглядеть лохом? Психотерапия в бизнесе
  • Бизнес-тренер, который не учит продавать - ЧТО?
  • Кто такой бизнес-психолог? (Часть 1)
  • Кто такой бизнес-психолог? (Часть 2)
  • Как найти идею для собственного бизнес-проекта!
  • Я и есть бизнес
  • Не могу себя заставить | Бизнес и расстановки
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.
  • Психология и деловой человек | Бизнес и расстановки
  • Как решать бизнес задачи?
  • Почему не надо бежать сломя голову в бизнес, или как найти свое Призвание.
  • Где заканчивается личное и начинается бизнес?
  • Стоит ли идти в бизнес?
  • Бизнес – не женское дело?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь