|
Введение в современный бизнес:Постиндустриальный бизнесАвтор статьи: Евгений Витальевич Гильбо
Бизнес прошлых трех веков был ориентирован в первую очередь на производство. Такова была суть индустриальной эпохи. Важно было сделать, произвести товар, и лишь затем предложить его покупателю. Главной задачей предпринимателя являлось обеспечение высокой эффективности производства продукции, максимальное снижение издержек и ее оптимальный сбыт. Структура бизнеса была подчинена интересам производства - ведь именно в сфере производства закладывались основы прибыльности бизнеса. В силу этого маркетинговая политика ориентировалась на сбыт и сопровождение уже произведенных товаров. Она справедливо исходила из предположения, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым продуктам. Такой подход был неизбежен в условиях дефицитности товаров, высокой затратности их тиражирования. С наступлением постиндустриальной эпохи ситуация изменилась кардинально. Впрочем, кардинальное изменение ситуации не было делом одномоментным. Ослабление значения производства и рост влияния постиндустриальной сферы наблюдался на протяжении всего прошлого века, но при этом производство оставалось центральным звеном любого бизнеса, а все остальные подразделения сохраняли свою сервисную по отношению к нему позицию. Соответственно и индустриальная теория бизнеса определяла сам бизнес как производственное предприятие, индустриальная теория менеджмента уделяла основное значение организации производства, а маркетинговые теории являлись исключительно теориями сбыта, индустриальные теории менеджмента персонала исходили из взаимозаменяемости кадров и функциональной детерминации их подбора и мотивирования. С конца 90-х годов прошлого века производство в бизнесе потеряло свое базовое значение. В постиндустриальном обществе основным звеном бизнеса стали человеческие отношения, воспроизводство и формирование которых стало основным источников прибыли, зоной формирования стоимости. Производство стало сервисным подразделением, важным, но необязательным для функционирования и успеха бизнеса. При этом существенно изменилось поведение покупателя, структура и мотивация спроса. Потребитель стал не просто разборчив, как в последней трети прошлого века, его разборчивость стала базовой экономической институцией. Теперь он обращает внимание лишь на того продавца, который предлагает ему наивысшее качество товара или услуги, требует лучших эксплутационных свойств и характеристик. Теперь оказывается неизбежным сконцентрировать все силы на производстве высококачественной продукции и ее постоянном совершенствовании, а также на постоянной инновативности. Хотя уже в прошлом веке инновативность была важнейшим источником прибыльности и успеха бизнесов, но с началом века XXI она стала фактически монопольным источником этого успеха. Это вызвало в конце индустриальной эры концепцию ориентации бизнеса не на производство, а на продукт, концепцию смены бизнеса-менеджмента бизнесом-продюсингом. По сути вся вторая половина прошлого века была переходным процессом от фордовско-тейлористского бизнеса производства к бизнесу-продюсингу. Голливуд дал миру этот новый тип бизнеса еще в начале XX века, и к его концу эта модель постепенно приобрела в странах постиндустриального ядра господствующее значение. Итак, продюсинг бизнесс-процесса есть деятельность, в принципе несводимая к организации производства и сбыта продукции. Соответственно и его форма принципиально отличается от традиционных форм менеджмента бизнеса. Постиндустриальное продюсирование означает формирование некой новой идеологии и построение на ее основе непосредственно ориентированной на взаимодействие с потребителем динамичной неформальной структуры, продуцирующей некий продукт и некие отношения по его поводу. Продуцирование отношений может выстраиваться между творческими личностями, между подразделениями-продуцентами и между фирмами. Производитель и потребитель в постиндустриальной экономике Старая рыночная модель основывалась на традиционной теории поведения потребителя, ценность товара для которого формировалась якобы как его предельная полезность его потребления. Именно полезность товара определяла в конце концов его стоимость (в марксистской терминологии - потребительскую стоимость). Соответственно, считалось, что формируется эта стоимость в процессе производства товара. Эти архаические представления рыночной теории, исповедовавшейся мастодонтами экономической науки от Ясина до Попова и их бездарными последователями-"реформаторами" от Гайдара до Глазьева, были изначально порочны и отражали реалии ушедшей рыночной эпохи, когда в принципе можно было пренебречь другими составляющими процесса формирования стоимости товара. Все три старые теории стоимости, с самого начала весьма приблизительно соответствовавшие реальности, окончательно утратили с ней связь. Марксизм, сводивший стоимость к сумме издержек производства, маржинализм, определявший ее как предельную полезность, объективацию субъективной полезности, и монетаризм, сводивший стоимость по сути дела к цене, меновой стоимости на рынке, выглядят сегодня не только архаично, но и комично. Не производство, не потребление и не обмен, которые поочередно абсолютизируют эти концепции, выявляют и тем более формируют стоимость продукта. Современная экономическая теория учла более существенные для потребителя факторы, формирующие стоимость товара и связанные с самим процессом обмена. Затраты потребителя при приобретении товара, определяемые необходимым на поиск и верификацию его полезности временем и личными усилиями, степенью доверия к марке, эмоциональными затратами и т.п. суть факторы, снижающие стоимость товара. Соответственно отрасли, берущие на себя снижение этих издержек в связи с приобретением данного конкретного товара, повышают его стоимость. Таким образом, стоимость товара в значительной мере формируется не в сфере производства, а в сфере обращения. Центр тяжести переносится с усилий, приложенных к товару на усилия, приложенные к человеку, к потребителю. На протяжении всего прошлого века нарастание доли последних в стоимости товара шло все значительнее. Если в начале XX века ими еще можно было пренебречь без особого ущерба для адекватного моделирования процесса, то в конце XX века в некоторых сферах экономики исчезающе малыми и легко пренебрегаемыми стали факторы стоимости, связанные с самим товаром и его потребительскими свойствами. Стоимость товара есть функция человеческих отношений, причем отношений многомерных, не сводимых к пошлым смитовским абстракциям производства или обмена. Отношений, совершенно не моделируемых в традиционных рыночных представлениях. Сегодня товарный знак начинает стоить дороже товара, его ценность для потребителя может возрастать в процессе продажи в несколько раз. Маркетинг вносит до 95% вклада в стоимость музыкальной или программной продукции, до 80% в стоимость бытовой химии, парфюмерии, одежды. Если приобретая индустриальный продукт покупатель платил за право собственности на него, то приобретая постиндустриальный он оплачивает право потребления продукта, право пользования им. Приобретая CD вы оплачиваете не его цену, а возможность слушать записанный на нем звуковой файл. Столько же стоит эта возможность без всякого CD, когда Вы скачиваете этот файл в память своего файл-проигрывателя. CD таким образом не является товаром, который оплачивается. Аналогично обстоит дело с просмотром фильма - Вы покупаете не место в кинотеатре, а возможность посмотреть "Титаник". Все более падает значение производителей носителей постиндустриального продукта. Происходит устранение посредников между производителем продукта и его конечным потребителем. Если в прошлом доля носителя при производстве книги или грампластинки составляла до 95% общей стоимости товара и можно было пренебречь стоимостью самого предмета звукозаписи, то сегодня дело обстоит совершенно наоборот. Соответственно, если ранее издатель был диктатором в отношении автора, то ныне автор является заказчиком - и вовсе не производства носителя, а процесса продвижения его товара к покупателю. Этот процесс получил название disintermediation. Бизнес сегодня создает не столько товар, сколько брэнд в качестве базы, повода для общения. Именно брэнды, а не реальные вещи, обращаются на постиндустриальном рынке. Производственный процесс, формирование стоимости, покидает заводской цех и перемещается в подразделения по человеческим отношениям. Целью бизнеса становится не производство продукции, а максимальное удовлетворение заказчика за счет своевременного изготовления и/или поставки требуемых им высококачественных и специфических товаров. Но если в этих отраслях еще действует почти что рыночный механизм ценообразования с поправкой на учет вышеперечисленных факторов, то в большинстве собственно постиндустриальных отраслей значение товара для потребителя уже целиком определяется взаимоотношениями между ним и продавцом-продуцентом. Процесс общения становится центральным звеном бизнеса. Поскольку стоимость постиндустриального продукта формируется в процессе собственно общения, контакта, то и продукт становится поводом для контакта, стоимостью обладает не продукт как таковой, а сам акт общения по его поводу. Соответственно меняется и подход к производству продукта. В рамках бизнеса производится не вещь (шампунь, костюм, автомобиль), а имидж (привлекательности, уверенности, стильности, уникальности, респектабельности). Постиндустриальный продюсинг ориентируется на его производство в процессе этого акта общения, как часть акта общения. Он приглашает потребителя к сотворчеству при производстве нужного ему продукта. Продукция постиндустриального предприятия по определению может быть изготовлена и адаптирована к запросам потребителя в кратчайшее время, в любом месте и в произвольной форме. Поэтому изначально должна существовать его идеальная форма, проект. Продуцирование и продвижение последнего и есть суть постиндустриального бизнеса, а материализация, овеществление, составляет лишь некий, не всегда необходимый этап. Например, в современном мебельном магазине покупатель формирует идеальный образ своей комнаты или кухни в памяти компьютера, и лишь затем этот заказ материализуется в конкретный мебельный набор. В 70-е же годы продуктом была готовая "стенка". Понятие качества становится более субъективным, формируется в процессе взаимодействия производителя и потребителя. Уровень качества определяется степенью соответствия характеристик товара тому набору характеристик, который предъявляет потребитель. Основой успешного бизнеса становится не продвижение товара, а продвижение инновации. Маркетинг формирует спрос, все более производя новый образ жизни, а не рекламируя товар. Именно изменение образа жизни породило потребности в сотовом телефоне, факсе, принтере, возможности торговли ценными бумагами 24 часа в сутки, CD плеерах, автомобилях с GPS, спутниковом телевидении, банкоматах или интернете. Уже в рамках нового представления об образе жизни современный маркетинг проводит презентационную и пропагандистскую работу, формирует имидж товара и его торговой марки. Сначала новый образ жизни формируется как элитарный, как принадлежность к некоему клубу избранных, и лишь потом по мере увеличения числа пользователей, снижается цена, и продукт предлагается массовому рынку. Бизнес все более приобретает в постиндустриальной экономике форму "виртуального бизнеса". Для него не играет роли оформление в виде юридического лица, местоположение, обладание средствами производства, брэндом и т.п. Важна не собственность, а возможность использования этих ресурсов, обеспечиваемая системой договоров и неформальных отношений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|