|
Основные грехи psy-бизнеса или как психологу сохранить свою стоимость? (часть 3)Автор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку. Элберт Хаббард Данная статья – продолжение двух предыдущих: «Как психологу поднять свою стоимость? (часть 1)» и «Как психологу еще больше поднять свою стоимость (часть 2)». Кратко напомню, что в этих частях речь шла о том, как позиционировать себя на рынке, сформировать четкую презентацию своих услуг и взаимодействовать с клиентами, устанавливая с ними лояльные отношения. Мы рассмотрели законы рынка, позволяющие продвигать свои услуги. Эти законы действуют независимо от того, знает о них вновь прибывший в psy-бизнес или нет. Соответственно незнание их или невыполнение не освобождает его от ответственности. Данная статья посвящена основным ошибкам или «грехам» psy-бизнеса, которые препятствуют развитию и росту и даже могут приводить к потере как потенциальных, так и реальных клиентов. С одной стороны, невыполнение описанных ранее законов – это и есть по сути ошибки. Однако «грехи», описанные здесь, не являются просто вывернутыми наизнанку принципами успеха в маркетинге услуг. Они представляют собой моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Принцип «предупрежден – значит вооружен» здесь снова в действии. Грех 1. Средства вместо целей. Некоторые психологи так увлекаются инструментами продвижения своих услуг, что забывают о такой цели, как развитие и продвижение своего бизнеса. Конечно, у каждого свои намерения и цели, поставленные перед пси-деятельностью. Однако, думаю, что развитие бизнеса не должно быть второстепенным моментом. Многие растрачивают себя на так называемые неверные цели. Например, тратят огромные средства и время на совершенствование своего сайта даже после того, как он полностью закончен и работает. Сайт должен выполнять задачу привлечения клиентов в первую очередь. Если он переполнен различными интересными материалами, то это, конечно, неплохо. Но когда клиент начинает путаться в этой информации, то он может просто уйти с сайта без единой мысли о том, чтобы записаться на консультацию. Один из самых ценных ресурсов в бизнесе – это время. Промедление нередко оценивается и в денежном эквиваленте, причем со знаком «минус». Если тратить драгоценное время на бесконечное улучшение инструментов, то можно в какой-то момент забыть о той цели, для которой они предназначены. Грех 2. Позволить потерять к себе интерес. Другое название этого греха – быть скучным. Если допустить падение интереса клиентов к собственному бизнесу, то надеяться на то, что он потом вдруг появится сам, совершенно неконструктивно. Для привлечения интереса, как описывалось ранее, необходимо уникальное торговое предложение (УТП). Это ваша «изюминка», отличающая от других представителей psy-бизнеса. Однажды найденное вами УТП, может вскоре устареть. Это возможно в силу большой конкуренции на рынке услуг. Сегодня вы предложили нечто оригинальное и выдающееся, а завтра этим уже никого не удивишь. Данная ошибка еще чем-то напоминает одну из ловушек при постановке целей под названием «жизнь на отдыхе». Некоторые считают, что после достижения поставленной перед бизнесом цели, можно расслабиться и больше ничего не делать. Но это одновременно означает отказ от роста и развития. Как сказал Сенека: «Если нет дальнейшего роста, то близок закат». Грех 3. Отпустить неудовлетворенного клиента. Это один из классических грехов для любого бизнеса. Как известно, «довольный клиент расскажет о вас еще трем людям, а недовольный - десяти». Речь идет не о том, что вы должны обязательно понравиться и удовлетворить всех, кто к вам обратился. Вы не должны игнорировать недовольство. В любом случае «худой мир лучше доброй ссоры». Стоит использовать все возможные способы, чтобы сгладить ощущение неудачи, если оно возникло у клиента. В крайнем случае предусмотреть и вариант возврата денег. Для опытного специалиста на psy-рынке большинство возможных жалоб клиента не представляют собой никакой тайны. Поэтому он к ним готов не только морально, а зачастую предупреждает некоторые из них еще до появления. Например, если клиент не приемлет какие-то методы работы, то он будет предупрежден об используемых процедурах заранее. Грех 4. Считать лояльность клиентов само собой разумеющейся. Об этом принципе уже упоминалось в первой части. Сейчас рассмотрим его более подробно. Если вы авторитет международного уровня, то, действительно, реклама вам не нужна. Клиенты находят вас сами. В этом случае вам не повредит и подход про «жизнь на отдыхе». Все происходит само собой. Бизнес развивается словно хорошо раскрученный маховик. Вам только остается «снимать сливки». В случае если вы все же пока не такой большой авторитет, вам не помешает памятка про лояльность клиентов. Не стоит ожидать, что она будет возникать сама собой. Лояльность появляется как плата за ту ценность, что вы собой представляете в глазах клиентов. Не за многочисленные дипломы, сертификаты и прочие регалии (в том числе и красивые глаза), а именно за ту полезность, воплощением которой вы являетесь. Вы уверены в этой ценности? Тогда нет проблем. Главное, чтобы у вас были соответствующие доказательства. Имеется в виду наличие отзывов, рекомендаций (об этом мы говорили подробно в первой части). Заключение. Мы рассмотрели основные ошибки, которые препятствую успешному развитию psy-бизнеса. Каждая из них приводит к потере самого важного ресурса – времени. А для бизнеса, как известно, время – это деньги. Каждое промедление всего лишь отбрасывает вас назад в продвижении к своим целям. Общая суть всех описанных выше грехов сводится к тому, что нельзя отказываться от роста и развития. Если вы останавливаетесь, то начинаете двигаться назад. Это чем-то напоминает восхождение по эскалатору, движущемуся в вашу сторону. Стоит лишь немного замешкаться, и вы можете обнаружить, что вас обошел кто-то, кто не сбавлял темп. Завершить статью хочу деловой притчей про самый лучший бизнес. Однажды ученик спросил Учителя: — Учитель, какой бизнес самый лучший? — Для чего? — спросил Учитель. — Для того чтобы им заниматься, для того, чтобы пойти работать в компанию, которая им занимается, или для того, чтобы просто вложить в него деньги? — Для того чтобы им заниматься, — сказал ученик. Тогда Учитель предложил ученикам вместе подумать над вопросом, пообещав сделать подарок тому, кто найдёт ответ. Ученики стали предлагать варианты: — Тот бизнес, в котором выше прибыль? — Каждый новый участник снижает прибыль отрасли, — сказал Учитель. — Бизнес в отрасли, которая только развивается? — Большая часть таких фирм гибнет, даже не дойдя до прибыли, мы знаем о тех, кто выжил, но их — меньшинство! — Бизнес в той отрасли, где мало конкурентов! — А почему их мало? Не потому ли, что прибыль невысока? — Может быть, тот бизнес, который больше нравится? — Что значит «нравится»?! — воскликнул Учитель. — Что за слово? Ученик, предложивший этот вариант, смутился и попытался объяснить: — Я имел в виду, что заниматься надо тем бизнесом, которым тебе настолько хочется заниматься, что без этого ты просто не можешь себя представить. — И что, — нахмурился Учитель, — почему ты считаешь, что это лучше всего? — Ну, может быть, потому, что в таком случае человек отдаёт всего себя своему делу и находит выходы из таких ситуаций, из которых другой, пришедший только за прибылью, не нашёл бы выхода и разорился? — Это — ответ! — сказал Учитель. P.S. Законы и грехи маркетинга, о которых рассказывается в этой и предыдущих статьях, подробно изложены и описаны в книге Дэна Кеннеди «Секретное оружие маркетолога». Дэн завораживает своей энергичностью, прямотой, живостью изложения, нередко переплетающейся со здоровым юмором.
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию
Другие мои статьи:
☼☼☼ Читать больше статей... ☼☼☼ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|