Как выбрать бизнес-тренера?

Как выбрать бизнес-тренера?

Прикольный вопрос! Особенно, когда отвечают на него тренеры. Давайте проинтервьюируем сотню… да, чего мелочиться, тысячу тренеров, и мы получим не более трех-четырех базовых точек зрения с тысячей различных оттенков. Мое мнение – одно из тысячи. И как все они, уверен, - имеет право на равноценное существование (заметьте, я это мнение не навязываю!).

Свою тренерскую карьеру я начал в 1994 году (тогда даже термина «бизнес-тренер» не было, а тренинги, в основном социально-психологические, только-только входили в норму, ломая старые стереотипы о методах обучения, образования и воспитания).  Метод обучения «тренинг» и тогда, и сейчас предполагает (в массовом представлении) такую организацию занятия, когда обучаемый («объект», не побоюсь этого слова, обучения) приобретает определенные «полезные», или «необходимые», или «значимые» навыки и умения. При этом предполагается, что одни «умные люди» изобрели, или методом «научного тыка» освоили некие формы успешного поведения, а другие не менее «умные люди» предположили и постановили, что именно этими формами успешного поведения должны овладеть их подчиненные – менеджеры (в смысле «управленцы»), продавцы, логисты и прочие специалисты.

С точки зрения НЛП мысль не лишена логики. Действительно, если тот или иной человек научится вести себя так же, как лучший из представителей его вида деятельности, то можно с большой долей вероятности ожидать, что эти граждане станут такими же, или почти такими же успешными, как и вышеназванный лучший.

Исходя из этой посылки, девятьсот девяносто тренеров из тысячи прикладывают сумасшедшие усилия, чтобы «вдолбить» в головы и действия «объектов» те самые навыки, из которых складывается эффективное профессиональное поведение. А будут ли «объекты» после тренинга реализовывать приобретенные навыки на практике, т.е. делать свою работу лучше – чего, собственно, и ожидают руководители, вкладывающие деньги в развитие персонала? На 99% могу утверждать: да, будут, но не все и не долго – неделю, максимум – две.

Почему так происходит?

А дело в том, что большинство тренингов (и проводящих их тренеров), почти вне зависимости от стиля и личностных особенностей тренера, представляют из себя аналог «эмоционального наркотика». Попробуйте провести такой тест: опросите участников интересного тренинга сразу после окончания этого тренинга, как они определят свое отношение к нему, например, по 10-балльной шкале. Потом попросите их ответить на тот же вопрос завтра, через неделю и через две. Как думаете, каковы будут результаты? И главное, как результаты тренинга отразятся на работе? Уверяю (и это неоднократно проверялось экспериментально), и отношение к тренингу (эмоциональная оценка), и результаты в работе вначале будут достаточно высокими, а с течением времени резко снизятся.

Объяснение этому феномену одновременно и простое, и сложное. Сложность в том, что люди – участники тренинга – уникальны, обладают букетом собственных личностных особенностей, среди которых различные знания и опыт, различные темпераменты и характеры, различные коммуникативные способности. Список можно продолжать до бесконечности. В силу этих различий люди по-разному воспринимают ценность тренинга, что в итоге влияет на решение, применять или не применять освоенные на нем навыки. А если принять во внимание сложность новых поведенческих техник, не присутствовавших ранее в опыте этих людей, то с высокой долей уверенности можно утверждать, что применять их они не будут, максимум – попробуют, но до первой ошибки.

Простое объяснение в том, что изначальная ориентация большинства тренингов нацелена на поведенческие изменения, в лучшем случае – на формирование ресурсного состояния, позитивного настроя. А это весьма непостоянные, изменчивые психические образования. И для того, чтобы в них наступили устойчивые полезные преобразования, необходимо помочь состояться соответствующим изменениям в глубинных, фундаментальных образованиях психики – ценностях, убеждениях и самоидентификации людей. Важно пробудить в сотрудниках компании внутреннее стремление к самосовершенствованию, сформировать психологию «Я – победитель!», чтобы при первых вероятных неудачах не опускались руки, а лишь возрастало желание добиваться наилучших результатов.

Мудрые древние греки говаривали: «Ты не можешь научить других ничему. Ты можешь лишь помочь открыть людям правду». А уж люди сами постараются извлечь из этой правды пользу, как для себя, так и для компании, в которой трудятся.

Хорошим я бы назвал тренера, способного пробудить в своих слушателях устойчивую мотивацию к саморазвитию, базирующуюся на уверенности в своих силах и осознании собственной уникальности. И вовсе не обязательно, чтобы этот самый тренер был искрометным шоуменом, эмоциональной «зажигалкой», выдающимся «гуру» с брэндовой фамилией или жестким ментором, обучающим в стиле «делай, как я говорю!». Важно, чтобы он, уважая право выбора каждого человека, дал ему возможность разобраться в своем актуальном состоянии (осознать собственные ресурсы и ограничения) и помог осознать значимые цели, к достижению которых хотелось бы стремиться – не из-под палки, и не потому, что этого ждет работодатель, но в контексте целей компании. Выдающийся австрийский психиатр Виктор Франкл («Человек в поисках смысла») на основании многолетних исследований утверждал, что невозможно кому бы то ни было подарить смысл жизни. Можно лишь помочь его обрести. Именно такую помощь оказывают хорошие тренеры.

Такого рода психокоррекцию часто сопровождает «побочный эффект»: люди, не стремящиеся к самосовершенствованию, достаточно быстро покидают компанию «по собственному желанию». Слишком далекими друг от друга оказываются ценности развития организации с одной стороны и самоуспокоенности сотрудника с другой.

Как же найти такого тренера? Да, в общем-то, не сложно. В соответствии с поговоркой, где «встречают по одежке, провожают по уму». Одежкой здесь будут резюме тренера (образование, опыт работы, пройденные тренинги и т.д.), отзывы его предыдущих клиентов (здесь важен не столько объем списка клиентов, сколько продолжительность работы с ними тренера). Под «умом» следует понимать, во-первых, соответствие того, что говорит и делает тренер, тому, как он это говорит и делает (конгруэнтность), во-вторых, насколько сам тренер осознает, в какие сферы психики людей вторгается, и как должен себя вести, чтобы соблюсти профессиональный принцип «Не навреди!». Эти вещи невозможно отследить в рамках почтовой переписки (например, в процедуре тендерного выбора, который чаще всего делается на основе цены и/или прошлых предпочтений), очень трудно определить при телефонном контакте (здесь в лучшем случае можно ждать эмоциональную оценку «нравится-не нравится»). И только личное общение позволяет расставить все точки над «і». Основные «сигналы», на которые следует обращать внимание, я назвал. Осталось привлечь самый тонкий и всегда уникальный инструмент – вашу интуицию. И в выборе вы не ошибетесь.



Просмотров: 479
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Можно ли научить продавать или всегда ли достаточно тренинга?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Люди меня не будут воспринимать всерьез, потому что я толстая!
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Все люди ошибаются, или кому выгодно, чтобы вы так думали?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Как выбрать психолога? Что важно знать и на что обращать внимание
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Как не пополнить печальную статистику разводов или что важно знать, чтобы сохранить семью?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как выбрать площадку для проведения Вебинара или Интернет-тренинга
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда или что нельзя делать при депрессии
  • А тучи как люди...или что делать с навязчивыми мыслями.
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь