Связь чувства вины и агрессивности у кардиологических больных

ВВЕДЕНИЕ

На настоящий момент времени нет однозначных данных о роли целого ряда эмоциональных проявлений и их взаимосвязи в возникновении и течении кардиологических заболеваний. Отметим, что многими исследователями подтверждена значимая роль психического компонента и эмоциональной сферы в развитии ишемической болезни сердца и ее осложнений (в частности, инфаркт миокарда) [15]. Достаточно хорошо исследованы роли тревоги и депрессии в развитии инфаркта миокарда, в то время как чувству вины авторы уделяют сравнительно меньше внимания, рассматривая его скорее в комплексе, а не как самостоятельный феномен.  [14].

В нашей работе внимание обращено на связь между чувством вины и таким личностным свойством, как агрессивность у людей с кардиологическими заболеваниями. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика и ее составляющие (враждебность, гнев) сопровождаются висцеро-вегетативными расстройствами, приводящими к изменениям в сердечно-сосудистой системе [18]. Многие кардиологические больные испытывают чувство вины, стыда. Они возникают вследствие нежелания больного занимать время и силы близких людей, он стыдится своей возможной беспомощности и винит себя в возникновении болезни. Однако это отличается от той вины, которую больные могут испытывать от выражения или, напротив, подавления агрессивного поведения.

По данным медицинской статистики, выявлено,  что абсолютное большинство больных кардиологического профиля нуждается в психокоррекционных и психотерапевтических воздействиях. Основанием для их проведения являются наблюдаемые у них пониженное настроение, замкнутость, тревожность, повышенная агрессивность, утрата уверенности в себе, что можно расценить как проявления личностной дезадаптации. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Цель данного исследования заключается в установлении связи чувства вины и агрессивности у кардиологических больных.

Объектом исследования выступают личностные особенности кардиологических больных.

Предметом является связь между чувством вины и агрессивностью у кардиологических больных.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о наличии прямой связи между чувством вины и агрессивностью кардиологических больных, а именно: чем больше выражена форма чувства вины, тем выше уровень агрессивности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решаются следующие задачи:

  • провести анализ чувства вины с теоретической стороны, опираясь на работы отечественных и зарубежных авторов;
  • рассмотреть понятия агрессии и агрессивности, дать их общую характеристику;
  • описать психологические особенности кардиологических больных;

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ   ЧУВСТВА ВИНЫ И АГРЕССИВНОСТИ                                                          У КАРДИОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

  • Чувство вины как психологический феномен

К настоящему моменту вопрос о регуляции поведения человека становится более актуальным и все большее внимание и интерес исследователей в психологии, социологии, педагогике прикованы к проблеме переживания чувства вины. Стоит отметить, что такие феномены как вина и стыд начали рассматриваться еще в рамках философской науки со времен Аристотеля, Платона, Демокрита. Философы не стремились разделить эти понятия, сравнивая их, найти различия и сходства.

Однако для нашей работы необходимо разграничить эти понятия. Согласно господствующей теории Х. Льюиса о разграничении стыда и вины, стыд запускает негативную оценку Я, а вина – негативную оценку своего поведения [5]. В связи с этим чувство стыда является более болезненным переживанием, чем чувство вины, включающим чувство собственной беспомощности и ничтожности по сравнению с другими.

Данная теория имеет основательное эмпирическое подтверждение, в том числе экспериментальные и корреляционные исследования. Установлено, например, что чувство стыда возникает в ответ на неудачу бытия, недостижение целей, а чувство вины – в ответ на неудачу в некой деятельности. В пользу этой теории свидетельствуют и первичные реакции индивида в ответ на рассматриваемые эмоции: при возникновении чувства стыда, в первую очередь, возникают физиологическая (опускание глаз и т. д.) и аффективная реакции, в противоположность этому, при возникновении чувства вины – когнитивная (осознание своей ответственности) и поведенческая реакции [8].

Вина тесно связана с чувством ответственности и возникает в тех ситуациях, в которых степень ответственности повышена. К. Изард, исследуя вину и стыд и проводя их различия, утверждает, что поводом для стыда, как правило, становятся действия окружающих людей, для вины, напротив, – собственные действия человека или неспособность к действиям.

В словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского чувство трактуется как одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, как эмоциональное переживание, в коем отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира [12].

То есть, синтезируя, мы получаем определение чувства вины. Чувство вины – это стойкое эмоциональное переживание недовольства собой, основанное на несоответствии своих мыслей, поведения и чувств внутреннему Я.

Вина является сложным психологическим феноменом со своей структурой и функциями.

Д. Ангер рассматривает вину как двухкомпонентную эмоцию, где первым компонентом является вербально-оценочная реакция человека, в основе которой лежит самообвинение и негативное отношение к себе, связанное с нарушением моральных основ или осознанием собственной неправоты. Второй компонент – вегетативно-висцеральная реакция – неминуемо следует за первым и проявляется в виде стойких переживаний, зависящих от ситуации: угрызения совести, неловкость (стыд), страх потерять какого-то человека и т.д. [8].

Таким образом, Д. Ангер выделяет  два компонента вины: вербально-оценочный и вегетативно-висцеральный. На наш взгляд, близкой по своему содержанию является позиция И. А. Белик.

Она определяет вину как образование, состоящее из четырех компонентов [1]:

  • эмоциональный компонент, который включает переживания дисфорического характера (подавленность, угнетенность и т.д.);
  • когнитивный компонент, основу которого составляет осознание несоответствия «реального» и «идеального»;
  • мотивационный компонент проявляется в желании и стремлении изменить ситуацию, исправить положение, вернуть все к исходному моменту;
  • психосоматический компонент – один из ключевых, т.к. «переносит» чувство вины на физический уровень. Он связан с неприятными физическими ощущениями. Часто вину описывают как физически тяжелое чувство, тяжесть в теле, тяжесть в груди или на сердце, боль. Некоторые отмечают потерю аппетита, бессонницу, снижение физической активности, сутулость, сгорбленные плечи.

Традиционно исследователи выделяют две основные функции вины [1, 8]. Первая функция описывает вину как моральный регулятор для поддержания норм социального поведения. Что это значит? Как уже было сказано выше, вина во многих ситуациях не позволяет индивиду преступить через нравственные принципы, поступить неправильно, обидев кого-то или нанеся ущерб. Эта функция включает все, что относится к системе «вина-совесть». Вторая функция вины заключается в том, что вина участвует в формировании самоотношения, а также оказывает влияние на взаимоотношения.

Очевидно, что чувство вины несет в себе конструктивный элемент.  Р. Ф. Баумейстер обобщил положительную функцию вины в межличностных отношениях: способность к переживанию вины позволяет людям сочетать как собственные интересы, так и интересы другого человека, помогает находить компромиссы в жизненных ситуациях, справляясь с конфликтами.

Точно так же, как и в функциях, в классификациях вины присутствуют и адаптивные, и деструктивные ее виды. Остановимся подробнее на нескольких типологиях.

Л. О’Коннор, подчеркивая неоднородность вины, выделил четыре формы межличностной иррациональной вины [2]:

  • вина выжившего – уверенность, что преследование нормальных ценностей или достижение успеха заставит близких людей страдать и чувствовать себя дискомфортно.
  • вина отделения – уверенность, что отделение или отличие от близких людей будет расцениваться как предательство, которое причинит им вред;
  • вина гиперответственности – преувеличенное чувство ответственности за заботу и счастье окружающих;
  • вина ненависти к себе – крайне негативная оценка себя, общее чувство негодности для чего-то. Считается межличностной виной, так как человек принимает негативный взгляд на самого себя от тех, кто, по его мнению, его ненавидит и считает бесполезным.

Данные формы противостоят адаптивной вине, которая несет социально-приспособительную функцию и способствует здоровому личностному развитию.

Итак, вина, являясь сложным психологическим феноменом, тесно связана с формированием у человека нравственных норм поведения и развитием его как личности. В противоположность стыду, вина не зависит от реального или предполагаемого отношения окружающих к проступку. Переживание вины вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и снижением самооценки. Можно сказать, что человек, испытывающий вину, может отличаться неудовлетворенностью собой, плохой саморегуляцией, наличием тревожно-депрессивных состояний. Стоит указать, что вина, усиливаясь в составе депрессивных симптомов, переходит в состояния агрессии и враждебности, особенно это касается подавляемой агрессии и скрываемой враждебности.

1.2. Общая характеристика агрессии и агрессивности в психологии

В русском языке под агрессией понимается «открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» понимается как «наступательно-захватнический», «враждебный», «оказывающий вредное воздействие» [11]. Под понятием «агрессия» объединяются различные поведенческие формы: клевета, негативные шутки, а также насильственные действия.

В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровский и            М. Г. Ярошевский агрессия определяется как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уни­чтожение другого человека или группы людей [45].

Несомненным объединяющим моментом всех указанных определений является то, что агрессия – это комплекс действий, наносящих вред окружающим и приносящих им ущерб.

Заслуживают внимания вопросы классификации агрессии. Попытки типологизировать агрессию велись по двум направлениям: по внешним формам и по оценке результатов агрессии. Зарубежные исследователи приводят следующие ее виды [17, 6]: инструментальная (или целевая) и эмоциональная (аффективная, гневная). Позже эти два вида были заменены на проактивную и реактивную. Реактивная агрессия возникает как ответ на осознаваемую угрозу, а проактивная агрессия осуществляется для достижения других, отличных от причинения боли целей.

По второму направлению (внешние формы) рассматриваются другие виды [3]:

  • физическая и вербальная (здесь характеристика предельно понятна: в форме физических действий или в форме крика, угроз и обвинений в речи);
  • активная и пассивная (непосредственное выражение агрессии или ее подавление через отказы и уклонения от чего-либо);
  • прямая и непрямая (направлена на сам объект, вызывающий агрессивные реакции, или косвенными способами через, например, слухи или битье кулаками по столу).

Э. Фромм выделял два вида агрессии: доброкачественную и злокачественную, – их деление основывалось на оценке результатов агрессии. Первый вид, проявляясь в момент опасности, носит защитный характер (как ответная реакция на угрожающую ситуацию). Второй же вид, злокачественная агрессия, доступная только человеческому роду, представляет собой деструктивность и жестокость [16].

Далее ограничимся анализом понятия агрессии в двух планах: как формы поведения (агрессивное поведение) и как особенности личности (агрессивность личности).

Агрессивное поведение – это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой.

Агрессивность представляет собой личностный конструкт: готовность к агрессии [13], склонность личности к насилию [6], особенности личности, которые толкают ее на враждебные и агрессивные действия, или черты характера, имеющие отношение к насилию [6]. Л. Берковиц определяет агрессивность как относительно устойчивую черту личности, связанную с враждебной установкой к другим людям [4].

Агрессивность тесно связана с чертами жестокости и враждебности.

До этого момента нами была описана лишь «негативная» агрессивность.

Стоит отметить, что  значения «позитивной» агрессивности у автора совпадают со значениями волевого компонента психического состояния агрессии у Н. Д. Левитова: с целеустремленностью, настойчивостью, решительностью, смелостью, инициативностью.

Агрессивность может иметь качественную и количественную характери­стики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность, как правило, обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное разви­тие агрессивности определяет весь облик личности.

Если рассуждать о кардиологических больных, то можно предположить, что скорее у них будет присутствовать второй тип агрессивности, локальный. Так как вполне вероятно, что у них агрессия будет иметь направленность, предмет агрессии, который не будет меняться в зависимости от жизненных ситуаций, он более стойкий.

1.3. Психология кардиологических больных

В современных условиях жизни увеличивается нагрузка на эмоциональную сферу человека, повышаются требования к его адаптационным возможностям. Все чаще возникают сердечно-сосудистые расстройства, вызываемые систематическими эмоциональными перегрузками. Несмотря на активное внедрение новых лечебных методов, смертность как на госпитальном, так и на последующем амбулаторном этапе остается высокой.

В работе Н. Ю. Кувшиновой определены особенности психологического статуса пациентов с различными формами ИБС. Для большинства больных характерны сниженная эмоциональная устойчивость, консерватизм, склонность к доминантности (преимущественно для пациентов со вторым функциональным классом стенокардии). Больные с третьим функциональным классом стенокардии отметили у себя выраженный недостаток жизненной энергии, дефицит положительных и преобладание отрицательных эмоций. Пациентам с инфарктом миокарда (далее ИМ) свойственны высокий уровень самоконтроля, чувство вины, а у пациентов без ИМ установлен высокий уровень подозрительности [9].

Ишемическую болезнь сердца исследовала и Я. В. Варлакова, в ее работе разграничены два типа больных ИБС. У больных стенического типа отмечаются следующие психологические особенности: высокий уровень сенситивной ригидности, высокий уровень невротической астении, склонность к накоплению аффекта, возбудимость, личностная склонность к сверхконтролю [7].

В исследовании А. А. Меркурьевой уточняются характеристики личности и особенности эмоциональной сферы больных ИБС с болевым и без болевым вариантами течения. Ею было установлено, что у больных ИБС с без болевым вариантом течения по сравнению со здоровыми лицами преобладает повышенный уровень активности и агрессивности, эмоциональная неустойчивость, а также сниженное настроение, переживание дискомфорта. Больные ИБС с без болевым вариантом течения в отличие от пациентов с болевой ишемией характеризуются меньшим уровнем агрессивности и большим контролем за ее выражением. В структуре личности и эмоциональной сфере больных ИБС с болевым вариантом течения отмечаются: целеустремленность, властность, склонность к доминированию, эмоциональная неустойчивость, лабильность, а также о склонность к «уходу» в болезнь, ипохондричность [10].

Помимо этого обратимся к данным, представленным в работах            А. И. Рачинского. Его исследования проводились на выборке постинфарктных больных. Автор утверждает, что у этой группы больных отмечаются явления раздражи­тельной слабости, заключающиеся в том, что в состоянии утомления пациенты реагируют на все мелочи вспышками раздражения. Им предшествуют состояния угнетенности, мрачности, которые резко меняются на враждебность и агрессивность. Реакция на замечания медперсонала – злобная. Такие расстройства проходят сами по себе, но у больного остается чувство вины за свое поведение, что замедляет процесс восстановления [15].

То есть можно сказать, что кардиологическим больным свойственны разные формы агрессии, а ее выражение часто формирует в последующем ощущение вины, тормозящей реабилитацию и лечение.

Если перейти к рассмотрению такой связи вины и агрессивности, когда чрезмерно выраженное чувство вины вызывает повышенное агрессивное состояние, то стоит перенести внимание с чувства вины как самостоятельного феномена на состояние депрессии, в котором это чувство преобладает.

Эту взаимосвязь можно также продемонстрировать с помощью уже изложенной нами теории фрустрации-агрессии Дж. Долларда и Н. Миллера. Переживание вины возникает у индивида в некоторых случаях от невозможности удовлетворить свои потребности (фрустрация), желания. Причиной тому являются ограничения в связи с заболеванием. Фрустрация выражается чаще всего (но не всегда, что уже было описано в предыдущем параграфе) в агрессивной форме, в форме гнева, злости или обиды.

Подводя итог психологическому описанию пациентов с кардиальной патологией, можно заключить, что у всех больных отчетливо прослеживается различная степень взаимосвязи физического состояния с психоэмоциональными характеристиками личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность эмпирического исследования вызвана проблемой переживания чувства вины, ее проявлениями, и специфическими особенностями. Переживание вины вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и снижением самооценки. Можно сказать, что человек, испытывающий вину, может отличаться неудовлетворенностью собой, плохой саморегуляцией, наличием тревожно-депрессивных состояний. Чувство вины ухудшает качество жизни, влечет за собой проявления агрессивности, что является психическим фактором риска развития сердечно-сосудистой патологии. В свете того, что общество не принимает, отвергает всяческие проявления агрессивности, пациенты руководствуются именно такими моральными нормами, поэтому ставят запрет на выражение гнева и злости, несогласия. Не найдя выхода, агрессивные импульсы направляются на саму личность, усугубляя заболевание и не позволяя эффективно реализовать лечение. Вместе с тем накапливается обида и зависть по отношению к тем, кто, имея сходный диагноз или рекомендации, с наименьшими затратами достигает положительного результата в лечении.

Среди большого количества взглядов на природу агрессивности мы остановились на том предположении, что агрессивность есть черта личности. В этом плане агрессивность представляет собой личностное образование, состоящее из готовности к агрессии, склонность личности к насилию, из особенностей личности, которые толкают ее на враждебные и агрессивные действия. Вина, усиливаясь в составе депрессивных симптомов, переходит в состояния агрессии и враждебности, особенно это касается подавляемой агрессии и скрываемой враждебности.

В заключение, стоит отметить, что нами был проведен анализ феномена чувства вины. Установлено, что переживание вины вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и снижением самооценки. На основе проведенного исследования можно заключить, что агрессивность – черта личности, которая может определять ее поведение. Агрессивность не всегда носит «негативный» характер, она необходима личности в качестве стимула к достижению поставленных целей, выработки оптимального стиля поведения в конфликтных ситуациях и формирования самооценки. Наиболее типичные особенности эмоциональной, поведенческой сторон кардиологических больных позволили нам на основе теоретического анализа заявить о связи между виной и агрессивностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белик И. А.Чувство вины в связи с особенностями развития личности: автореф. дисс. … канд. психол. наук / Белик И. А. – Санкт-Петербург, 2006. – 26 с.
  2. Белинская Е. В. Особенности переживания вины современным человеком / Е. В. Белинская – URL:http://rasstanovki-rostov.ru/?p=1821 (дата обращения 10.05.2018).
  3. Березняк Ю. С. Клинико-психологические особенности больных ишемической болезнью сердца / Ю. С. Березняк, С. Б. Селезнев // Сибирский мед. журн. – 2017. – Т. 32, № 1. – С. 87–91.
  4. Берковиц Л. Агрессия : причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с.
  5. Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – Москва : Смысл, 2006. – 544 с.
  6. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 352 с.
  7. Варлакова Я. В. Психическая ригидность в патогенезе и психотерапии ишемической болезни сердца : автореф. дис. … канд. психол. наук / Варлакова Я. В. – Томск, 2007. – 23 с.
  8. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 576 с.
  9. Кувшинова Н. Ю. Психокоррекционная работа с больными ишемической болезнью сердца с учетом параметров качества жизни : автореф. дис. … канд. психол. наук / Кувшинова Н. Ю. – Санкт-Петербург, 2011. – 29 с.
  10. Меркурьева А. А. Характеристики личности и особенности эмоциональной сферы больных ишемической болезнью сердца с болевым и без болевым вариантами течения: дис.… канд. психол. наук /                          А. А. Меркурьева – Санкт-Петербург, 2009. – 190 с.
  11. Петренко Р. А. Многоаспектность понятий «агрессия» и «агрессивность» / Р. А. Петренко // Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 5. – С. 94–100.
  12. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского,                М. Г. Ярошевского. – Москва : Политиздат, 1990. – С. 445–446.
  13. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психол. журн. – 1996. – № 5. – С. 3–18.
  14. Смулевич А. Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи). Психиатрия и психофармакотерапия / А. Б. Смулевич. – Москва : МЕДпресс-информ, 2016. – С. 35–40.
  15. Соловьева С. Л. Психологические ресурсы больных инфарктом миокарда / С. Л. Соловьева // Профилактическая и клиническая медицина. – 2010. – № 3–4. – С. 43–47.
  16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – Москва : АСТ, 2006. – 624 с.
  17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Санкт-Петербург : Смысл. – 2003. – 860 с.

 Чапала Т. В. Психологические факторы риска в клинической динамике ишемической болезни сердца : автореф. дис. … канд. психол. наук /  Чапала Т. В. – Самара, 2012. – 25 с.



Просмотров: 339
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Без вины виноватые. Или как мнимое чувство вины отравляет нам жизнь.
  • Вина...Моя вина... Я виноват, как искупить?! Или почему чувство вины дает право безответственности
  • Чувство вины, или без вины виноватые.
  • Чувство стыда или чувства вины - в чем разница?
  • Чувство вины. Как с ним жить? И что с этим делать?
  • Стыд, вина и чувство вины
  • Обида и чувство вины. Как эти чувства отражаются на этапе похудения и как с ними совладать
  • Что же это такое - чувство ВИНЫ?
  • Чувство вины. Часть 1: вина, стыд, ответственность.
  • Чувство вины - что оно делает с нами
  • «Я мог поступить по-другому» как основание для переживания чувства вины и стыда
  • Чувство вины или как снимают ответственность
  • Патовая позиция или «почему я ни жив, ни мертв»? (Чувство вины и его отпечаток на судьбу человека).
  • Вина по любому поводу. Как избавиться от чувства вины?
  • Чувство вины - откуда и за что?
  • Скелет в шкафу или как чувство вины не дает жить
  • Кто виноват и что делать? Чувство вины
  • Чувство вины - что с ним делать?
  • Чувство вины. Что с ним делать?
  • Чувство вины: как это работает?
  • Чувство вины - как это работает
  • Что скрывает чувство вины? Случай из практики.
  • Чувство вины и стыда - как в психике появляется то, чего там быть не должно?
  • К чему приводит чувство вины и как его преодолеть.
  • Чувство вины. Часть 2: психотехника "трансформация вины".
  • Чувство вины: как простить себя?
  • Отпуск, еда, чувство вины за лишние килограммы. Что делать?
  • Чувство вины польза или вред?
  • Чувство вины как государствообразующее чувство



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь