|
Конспект занятия-практикума с мамами, имеющих детей с ОВЗАвтор статьи: Лира Батырова
Занятие с родителями организации «Материнское сердце».
28/03/2013г. Цель встречи: гармонизация отношений между детьми и их родителями. Вопросы мам: 1. Как не замкнуться в себе, воспитывая ребенка-инвалида? 2.Как разобраться с детскими капризами, истериками и предупредить их? 3. Как помочь ребенка бороться с комплексами? 4. Что делать со страхами за будущее? 5. Детская агрессия и нежелание общаться вне дома. 6. Боязнь большого количества людей. 7. Манипулирование взрослыми.
Содержание занятия: Знакомство . 1 блок. Личностные и эмоциональные особенности родителей. Знакомство. Установление контакта. (вопросы 1,4,7) 2 блок. Эмоционально-волевая сфера ребенка( вопросы 2,3,4,6) Завершение занятия.
Материалы и оборудование: слайд-презентация, видеоролики, бумага, карандаши, клей, ножницы, музыка.
1.Знакомство. Назвать свое имя, 1 буква имени – качество, которое помогает в жизни, последняя буква имени – качество , которое мешает.
Вступительное слово. Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте жизни. Рождение ребенка с ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы «переживания горя». Внутренняя духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи. Этапы переживания горя: 1. Отрицание – вы все ошибаетесь, это не так! 2. Сделка – я сделаю все, что угодно, чтобы все изменить, исправить, переделать… 3. Гнев – все вокруг против меня, всех ненавижу. 4. Депрессия – я ничего не могу, я уже ничего не хочу, мне все равно… 5. Принятие ребенка. Вопросы для мам:
1. Вы можете относительно спокойно говорить о проблемах ребенка? 2. Вы можете сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности? 3. Вы составляете в сотрудничестве со специалистами краткосрочные и долгосрочные планы? 4. У вас есть личные интересы, не связанные с ребенком? 5. Вы можете что то запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувство вины? 6. Вы проявляете по отношению к ребенку гиперопеку или чрезмерную и ненужную строгость?
1 блок. Личностные и эмоциональные особенности родителей.
2. Упражнение «Иной» ( карандаши и бумага). Задолго до рождения родители представляют себе своего ребенка, готовятся к его появлению. Ребенок, который рождается, отличается от того, о каком мечтали, и это различие нужно преодолеть и принять. У каждого прошел разный промежуток времени после того, как вы узнали об ограничениях своего ребенка. Сейчас, я прошу вас вспомнить время, когда вы узнали о особенностях своего ребенка и используя изобразительные средства, сделать работу под названием «Иной». - дать название работе; - Что означают символы, цвета? - Что чувствовали в начале упражнения и после завершения? (Вычленить основные проблемы и общие трудности). 3. Упражнение «Страхи» Используя изобразительные средства, покажите свои страхи, связанные с вашим ребенком. Показывают свою работу группе, остальные сообщают, какие ассоциации вызывает работа. Какие чувства испытывали в процессе изготовления работ. Выписать страхи - записать с чем связан страх – что делать, чтобы избавится от него. 4. Упражнение «Я не смогу себя реализовать». Запишите на листке бумаги: «Я всего лишь мать ребенка с ограничениями, хотя могла бы… - Почему могла бы? - Кто вы еще? - Вы достойны реализовать себя, заявите об этом сейчас. 5. Упражнение «Зона прочности». Возьмите лист бумаги, напишите в центре большую букву Я. Можете обвести кружком, проведите несколько линий от «Я» и напишите под ними области реализации своих способностей. Определить как можно больше областей, где это «я» может проявить себя, быть реализовано. - Придумать еще четыре, самых неожиданных. Но они должны быть вполне реальны. Посмотрите на свою «звездную карту» - теперь вы видите сколько возможностей. Воспользуйтесь ими. 6. Медитация –визуализация «Внутренний проводник».(видео) Займите удобное положение. Закройте глаза и расслабьтесь. «Сказка о милостливой судьбе» . Цвели рядышком два деревца, молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе. - Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. – У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные…. - Нет, - говорило другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет , пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что- нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке…. И чтобы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе Сережки и дорогие бусы. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж - спроси у ветра. Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них – то, что было когда то первым деревцем, - расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостливой судьбе. Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.
2 блок. Эмоционально-волевая сфера ребенка.
1. Упражнение Мудрость ангелов (слайд) В течении 1 мин продолжите фразу: «Мой ребенок…» А теперь свяжите это с чертами характера своего ребенка и в теч 5 мин письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Разделите их на 2 группы: - которые устраивают; - которые хотели бы изменить в нем. Каких больше положительных или отрицательных? Метафора про 3х этажный магазин. На каком бы этаже вы хотели приобрести товар? В ребенке есть что то со всех 3 этажей. Работа в группах. Посмотреть на качества , которые выделили для изменения. Выберите , которые для группы являются более или менее общими. Предлагаю прорекламировать эти качества – найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие захотели приобрести их. Назвать качества, которые решили приобрести и прокомментировать причину выбора.
Детская истерика - это приступ гнева или отчаяния. Ребенок как бы "выпускает пар", когда не получает того, что хочет, или у него что-то не выходит. В возрасте до трех лет малыш не всегда в состоянии контролировать свои эмоции, а кроме того, не настолько хорошо говорит, чтобы выразить переполняющие его чувства и желания. В дальнейшем, по мере того как знания детей об окружающей действительности расширяются, они все реже прибегают к этому испытанному "орудию протеста".
Педагоги Элен Невилл и Диана Кларк Джонсон, авторы книги "Характер: Работа над врожденными особенностями вашего ребенка", подразделяют детские истерики на два типа: Истерика характера: Это выражение характера ребенка. Цель такой истерики в том, чтобы разрядить эмоциональное напряжение. Когда от ребенка требуется сделать что-то, что сталкивается с проблемными чертами его характера, созданное такой ситуацией напряжение может вылиться в истерику. Потребность в пище, сне, физической разрядке или просто возбужденное состояние также вызовут эти истерики. Решение – избежать их. Старайтесь избежать ситуаций, когда ваш ребенок переутомляется, перевозбуждается, становится голодным или должен долго сидеть не двигаясь. Манипулятивная истерика: Цель этой истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми. Такая истерика происходит тогда, когда ребенок получает в чем-то отказ: он хочет играть с игрушкой, которую держит другой ребенок; он хочет танцевать на новом ковре в гостиной и одновременно пить виноградный сок; он хочет рисовать фломастерами на стене. Детские истерики и капризы очень часто являются следствием неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, "только бы он не расстроился", то последствия такого воспитания - обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, только с еще большей силой. Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета.. Если мама не разрешила, значит нельзя; папа сказал - делай. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик.
10 правил для родителей, желающих избежать истерики (слайд) Приручить истерику можно такими нехитрыми способами:
1. Хороший отдых – верное оружие в борьбе с истериками. Удостоверьтесь, что ваш малыш достаточно отдохнул, выспался, не переутомился.
2. Игра «без правил». Убедитесь, что ребенок имеет достаточно свободного времени, во время которого он может играть, не заботясь о беспорядке вокруг, не отвлекаясь от игрового действия. Приберегите «строгие правила» для более серьезных случаев.
3. Отвлеките ребенка. Прежде, чем истерика набрала обороты, попытайтесь переключить внимание ребенка на какой-то интересный объект: пейзаж, игрушку, книжку. Это учит ребенка тому, что он может переключать энергию и переходить к другим занятиям, если ему этого хочется. Если же истерика уже началась – переключение внимания вряд ли поможет.
4. Попробуйте пошутить. Если истерика на подходе, но еще не началась, попробуйте разрядить ситуацию юмором. Но будьте осторожны: малыш должен знать, что вы шутите, а не высмеиваете его.
5. «Я знаю, что ты чувствуешь». Назовите эмоции, испытываемые ребенком: “я вижу, ты злишься” или “мне кажется, ты устала”. Стоит малышу научиться объяснять то, что он переживает, как главная причина капризов и истерик снимается сама собой.
6. Своевременная помощь. Обычно разочарования могут подстерегать детей, если они берутся за дела и игры слишком сложные для их пока еще ограниченных способностей. Но тут могут вмешаться родители и облегчить своим чадам задачу, например, изменить траекторию машинки, чтобы она не врезалась в ножку кровати, помочь взобраться на детскую горку или открыть плотно закрытую крышку бутылки и т.п., правда, при этом не нужно пытаться все сделать за кроху, он должен быть уверен, что сам в состоянии справляться с трудностями и добиваться цели.
7. Игнорируйте требования. Истерики на людях заставляют некоторых родителей пойти на поводу у маленького скандалиста и дать ему то, что он хочет. Но этот способ чреват тем, что ребенок может повторить истерику в следующий раз в похожей ситуации.
8. Покидаем «место происшествия». Спокойно удалите ребенка из помещения, где произошла истерика, лучше всего в его комнату. Скажите, что он может выйти только после того, как успокоится. Это учит малыша контролировать свои эмоции в присутствии других людей и самостоятельно находить способы справляться с ними.
9. Берите тайм-аут. Если вы боитесь потерять контроль над своим поведением, повернитесь спиной к ребенку на некоторое время, убедившись, что он не может причинить вред себе или еще кому-либо. Не выходите из комнаты и не уходите прочь – это может напугать малыша. Просто скажите: «Я рассержена и должна отвернуться на минуту, пока не успокоюсь»
10. Обсудите истерику. После того, как ребенок успокоился, поговорите с ним о том, что его так расстроило. Однако не заостряйте внимание на действиях во время вспышки гнева. Вместо этого, обнимите его, расскажите, как сильно вы его любите, и о том, как приятно вам находиться с ним рядом, когда он спокоен. Это помогает ребенку задуматься над тем, как его поведение действует на окружающих.
Обратитесь к детскому невропатологу если: - ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание; - истерики становятся все более частыми и агрессивными; - малыш продолжает закатывать истерики после того, как ему исполнилось четыре года; - он наносит повреждения себе и окружающим, ломает вещи; - истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими и частыми перепадами настроения. Страхи. Психические травмы — это внешние раздражители, оказывающие патогенное, болезненное воздействие на ребенка. Они могут быть двух видов: - ситуационные; - пролонгированные. Пролонгированной психотравмирующей ситуацией является их физическая беспомощность вследствие двигательной недостаточности, вынужденная изоляция в связи с инвалидизацией, частая госпитализация. Патогенное влияние оказывает не столько сама тяжесть физического дефекта, сколько его значимость для ребенка и родителей. Эмоциональное неблагополучие у детей с ограничениями может быть обусловлено органическими патохарактерологическими особенностями. У подавляющего большинства детей с раннего возраста отчетливо проявляются повышенная раздражительность, тревожное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благоприятный фон для формирования таких личностных характеристик, как противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность. Важным фактором, предрасполагающим ребенка к эмоциональному неблагополучию, являются неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания. Преобладающим стилем семейного воспитания детей является гиперопека и гиперпротекция, что проявляется в излишней концентрации родителей на проблемах ребенка. Патогенное влияние на стиль воспитания оказывает наличие у родителей, особенно матерей чувства вины за рождение больного ребенка. Это в значительной степени дизгармонирует личность детей, формирует у них инактивность и зависимость. Завершение. Формула: 1. Нельзя отрицать ребенка (отрицая проблему – отрицаем ребенка). 2. Нельзя переделать ребенка. 3. Надо прокладывать ему путь, помогать идти ему по этому пути, постепенно отпуская от себя (иногда, даже всю жизнь).
Признаки принятия ребенка: 1. Вы способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка. 2.Вы способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности. 3.Вы способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы. 4.У вас есть личные интересы, не связанные с ребенком. 5.Вы способны что то запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувство вины. 6.Вы не проявляете по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости. Упражнение «Цветы жизни» (видео Цветы) - сделать семь лепестков и написать свои приобретения, с рождением такого ребенка. Магический круг. Без него, не было бы меня. Он мой ребенок и всегда будет моим. Он научил меня особой любви, любви самоотверженной, сквозь слезы и непреодолимые преграды Он научил радоваться его маленьким успехам и моим глубоким перевоплощениям, он сделал меня другой. ЛЮБЯЩЕЙ, ДАРУЮЩЕЙ СВОЕ ТЕПЛО.НЕ СТРАДАНИЯ ОН ПРИНЕС В МОЮ ДУШУ. ОН ПРИНЕС ЛЮБОВЬ.ЛЮБОВЬ.ЛЮБОВЬ.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|