|
Сколько нужно фигур для успеха в расстановке?Автор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Важнейший вопрос, сколько фигур заместителей надо ставить в поле расстановки, какую часть системы следует расставить, чтобы получить исчерпывающую информацию о проблеме клиента? Если мы ставим три фигуры: «папа», «мама» «клиент», мы, тем самым, задаем контекст отношений в семье как основной. Если мы ставим две фигуры: «клиент» и «цель», мы задаем совершенно другой контекст – контекст изменения и развития клиента, его движение к новому состоянию. Есть два варианта выбора фигур для первоначального образа расстановки. Первый – это поставить клиента, его родителей и «танцевать» от сегодняшнего дня. Выявляем некую негативную модель или сценарий в родительской семье, а потом ищем, последовательно, шаг за шагом, откуда это возникло. Родители получили эту модель от бабушек, а бабушки - от прадедов и т.д. Последовательная развертка событий из сегодняшнего дня в прошлое. Вторая модель распаковки темы (запроса клиента) – поставить фигуры того, откуда всё началось. И, как правило, нужно ставить сразу три фигуры той изначальной ситуации, чтобы понять, что там произошло. И видим, что в глубине времен всё началось с того, что кто-то кого-то убил или случилась большая беда. Беда, ставшая причиной сильной травматизации. Таким образом, мы сразу попадаем в корневую причину проблемы, «зрим в корень». Если человек знаком с методом и у него достаточное количество информации, ему известно, что люди способны повторять сценарии предков, что они как огурцы в банке просаливаются рассолом боли из прошлого, можно сказать ему: «Давай поищем, откуда всё началось. Давай поищем, кто первый бросил в эту банку килограмм соли». Мы делаем несколько шагов в прошлое и все причины выявляем, обрабатываем ситуацию. Мы не трогаем ни папу, ни маму, ни сегодняшний день. Сразу идём вглубь. Трёх заместителей достаточно, чтобы расшифровать то важное, что случилось в контексте прошлого.
Три фигуры – это минимально достаточная универсальная конфигурация. В группе опытных заместителей или студентов-психологов, хорошо знакомых с расстановками, второй вариант выставления фигур (корень, откуда изначально пошла проблема) оправдан. Люди в теме, знакомы с законами, знают приёмы и методы работы с клиентом. Они разговаривают на одном языке. И темп работы в такой группе очень высокий. Много успеваем сделать. А представьте, пришёл на расстановку клиент-новичок. И ему образ расстановки и расстановщик говорят: «То, что тебя беспокоит, корнями уходит в ситуацию твоей прабабушки в годы первой мировой…» А у него в глазах немой вопрос: «А с чего вы это взяли? Я не знаю про эту бабушку ничего. И про мужчину, который стоит напротив неё, тем более ничего не знаю. Почему я должен вам верить?» Поэтому для новичков в расстановках намного лучше вариант, точка отсчета которого начинается с сегодняшнего дня. Почему? Потому что он знает папу и маму. И ему легче согласиться с тем, что он повторяет что-то из модели поведения папы и мамы. Как вам понять, кто перед вами? Опытный или новичок, который еще никому и ничему не доверяет? Вы это можете понять по характеру информации, которую он предоставл в интервью. И соответсттвенно, разным клиентам расстановщик просто обязан предложить разные способы продолжения работы. Можно присмотреться к его невербальным реакциям по поводу объяснений образа расстановки или ситуации. Или предложить клиенту на выбор варианты действия. Если клиент соглашается с предложенным вариантом продолжения работы, можно продолжать в этом ключе. Если лицо клиента вытянулось и застыло в гримассе страха, глаза остеклянели, головой мотает, обратите на это внимание. Надо что-то менять. Клиент находится в сопротивлении и в данный момент воспринять что-либо просто не в состоянии. В такой ситуации важно сделать паузу. Например, можно сказать: «Давайте присядем, я вам еще раз всё объясню, что происходит, и что можно в этой ситуации сделать для гармонизации ситуации». После того, как мы ему всё объяснили, восстановили контакт и необходимый уровень доверия, заручились его согласием на продолжение интервенций, только после этого можно идти дальше.
Число фигур в первоначальном образе расстановки должно быть минимальным и достаточным. Удержать внимание на трех фигурах намного проще, чем на десяти. И клиенту понятней, и расстановщику. И ситуация намного более управляемая. Даже для простого опроса реакций и ощущений десяти фигур может потребоваться 10 минут. У клиента, который услышал мнения десяти фигур, может получиться полная каша в голове. Пока выслушиваем последних, клиент забыл, что говорили первые. «Дорогой расстановщик, а что всё это значит?!» Поэтому общей рекомендацией - ставить врабочее поле расстановки как можно меньше фигур. *** Раньше нам казалось, что три фигуры – минимально достаточная конфигурация. Можно посмотреть и причины симптомов, и любовный треугольник, проанализировать цель и препятствие к цели клиента. Но однажды у нас на учебной группе появился студент, для которого минимально достаточной конфигурацией был один заместитель. Он настолько тонко чувствовал многие нюансы, что одной фигуры заместителя ему хватало для первоначального анализа, а остальные он уже «распаковывал» из того, что проявлялось в одной фигуре. *** Добавляя новый элемент в расстановку, нужно проверять его влияние на систему. Можно добавить новый элемент туда, куда нам идёт подсказка из расстановки. Куда направлено внимание фигур или где самая большая энергия, туда добавляем фигур, конкретизируя, распаковывая образ. Нашли сгусток проблемной энергии, пошли туда, ситуацию раскрыли, изучили, изменили, освободили клиента. Очень важно, чтобы клиент был сконцентрирован на самом главном, и его ничто не отвлекало. Надежда, видит в поле сразу несколько очагов напряжения и по очереди к ним подходит, их обрабатывает и трансформирует. Для этого нужна большая уверенность, внутренняя харизма, способность держать собственные границы. Расстановщик, как ледокол, движется в бульоне проблемной энергии, различая оттенки и производя интервенции, в то время как вся группа заместителей находится в рабочем поле. Юрий, как только травматичная ситуация обработана, и позитивные изменения в образе расстановки и в состоянии клиента зафиксированы, фигуры заместителей, участвовавших в данном эпизоде, просит присесть. После небольшой паузы группа переходит к тестированию следующего эпизода. Для него это более управляемая ситуация. Если после введения дополнительного элемента ничего существенного не происходит, и в образе расстановки ничего не меняется, и сам вновь введенный заместитель говорит: «Я здесь ни при чём, я здесь лишний», эту фигуру можно вывести из расстановки и посадить на место. Упростить расстановку за счёт того, что один заместителей может представлять целую группу людей (например, всех сотрудников отдела, всех не рождённых братьев, всех предыдущий партнеров и т.д.)
Личные и неличные элементы расстановки В классической семейной расстановке ставятся фигуры членов семьи: «заместитель клиента», «заместитель мамы», «заместитель папы» и т.д. Но клиенты приходят к терапевту не ради того, чтобы «найти правильное место в своей семейной системе», а ради практических изменений в жизни, ради облегчения конкретных симптомов, ради достижения конкретной цели. Поэтому разделение расстановок на семейные и структурные довольно условно. Наш опыт показывает, что практически в любой расстановке можно поставить неличные элементы: «цель», «причина», «симптом», «препятствие», «то, что мешает достичь цели». Интегративный подход – это не реализация некоей заранее известной расстановочной схемы, а гибкая комплексная работа по запросу клиента. А что придется применять в этой работе, топор или скальпель, это уже дело покажет. *** Если мы ставим в расстановку неличный элемент – «цель», «проблема», «симптом», «скрытая тема», «деньги» – и они остаются неличными элементами, они просто стоят прямо и достаточно пассивно, ждут, пока на них обратят внимание. Если вдруг фигура «цели», или любая другая неличная фигура, начала разговаривать задушевным голосом, причитать, как ей больно и тоскливо, или как-то еще проявлять свою человеческую природу, значит произошло перетекание неличной фигуры в личную. С этого момента она представляет собой какого-то человека из семейной системы клиента. *** Если фигура «цель» говорит фигуре клиента: «Не подходи ко мне», можно предположить, что, скорее всего, это проекция двух людей, один из которых (жертва) защищается от второго (агрессора). Для обработки этой ситуации необходимо вывести из первоначальных две фигуры из другого контекста и поставить их на некотором расстоянии от первоначальной пары. Скорее всего, мы увидим в поле конфликт двух людей из прошлого семейной системы, который влияет на ситуацию в настоящем. *** В расстановке независимо от того, какие фигуры мы ставим изначально, проявится самое важное. Если что-то человеческое проявилось в фигуре цели, мы можем дальше это распаковывать. Вариантов несколько:
Элементы театральности, когда расстановщик делает тестовые интервенции медленно, с придыханием, с использованием разнообразных мизансцен – добавляет внимательности и сосредоточенности и группе, и клиенту. Иногда это бывает очень полезно. А иногда полезнее бывает простота. *** Если две дополнительные фигуры заместителей расходятся как свободные элементы на большое расстояние друг от друга по полю расстановки – это показывает, скорее всего, на две различные ситуации, которые обрабатываются одна за другой. *** С удовольствиеи отвечу на ваши вопросы: тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880, e-mail: [email protected] расписание моих тренингов смотрите на сайте www.karpenkov777.ru расписание центра "Ольвия" смотрите на сайте www.olvia-center.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|