Еще про красивые фигуры

Здравствуйте, друзья!

Еще одна важная веха каждого нашего года под названием «майские» позади – можно продолжать активные трудовые будни. Если кто помнит (что вряд ли), в середине апреля мы начали разговор о красивых фигурах речи и успели рассмотреть аллитерацию, асиндетон и полисиндетон (сумеете, не заглядывая в прошлый выпуск, растолковать эти понятия – честь вам и хвала ) ). Продолжим экскурсию.

Анафора – еще один стилистический прием, украшающий нашу речь. Он состоит в повторении первого слова (или набора из нескольких слов) в нескольких предложениях или строках. Анафору часто используют поэты, и мы регулярно встречаемся с этим приемом, начиная с самого детства:

Если долго-долго-долго

Если долго по тропинке

Если долго по дорожке

Топать, ехать и бежать...

Юлий Ким

Еще про красивые фигуры

Песня Красной Шапочки из фильма нашего детства чуть ли не вся состоит из анафор – возможно, это (вместе с прекрасной музыкой А. Рыбникова) делает ее такой легкой, упругой и запоминающейся.

В поэзии различают множество разновидностей анафор, в риторике чаще всего применяется лексическая анафора – повторение одних и тех же слов. Это придает речи убедительность, подчеркивает главную идею, помогает публике запомнить ключевую фразу, которая эту идею красиво и емко выражает. Повтор превращает ключевые слова в яркий слоган, вовлекает аудиторию, побуждает ее отозваться, принять участие.

Один из самых ярких примеров применения анафоры в истории публичных выступлений – широко известная речь американского борца против расизма Мартина Лютера Кинга «I have a dream»:

Есть у меня мечта: однажды страна наша, осознав истинный смысл своей веры, станет его воплощением. Мы твердо уверены в том, что всеобщее равенство не требует никаких доказательств.

Есть у меня мечта: однажды на багровых холмах Джорджии потомки бывших рабов смогут разделить трапезу братства с потомками бывших рабовладельцев.

Есть у меня мечта: однажды даже штат Миссисипи, штат, изнывающий от палящей несправедливости, задыхающийся от знойного гнета, превратится в оазис свободы и справедливости.

Обратите внимание, во второй части ролика мы видим, как оратором мастерски используется еще один стилистический прием - эпифору.

Эпифора – противоположность анафоры. Эта фигура речи состоит в повторении одних и тех же слов или фраз в конце соседних отрезков речи. Она также подчеркивает ключевую идею, демонстрирует ее приоритет и даже больше анафоры подходит для создания слогана, формирующего образ оратора и его позиции в целом.

С верою этой мы сможем трудиться вместе, молиться вместе, бороться вместе, в неволе томиться вместе, стоять за свободу вместе, зная, что однажды мы будем свободны!

Другой известный пример успешного использования эпифоры – известная речь Обамы «Yes, we can»

 Энн Никсон Купер 106 лет. Она родилась... в те времена, когда она не могла голосовать... когда нам говорили, что мы не можем. Но люди, американцы, говорили: «Нет! Мы можем!» Она верила и дождалась этого момента. Да! Мы можем!

...Она видела, как прошла Великая Депрессия, как люди создавали новые рабочие места, как страна восстанавливалась. Да! Мы можем! Когда бомбы падали, она видела, когда наша нация поднялась и стала вновь великой. Да! Мы можем! Она... поверила пастору из Атланты, который говорил, что мы можем. Да! Мы можем!

Как вы уже, наверное, догадываетесь, есть еще один стилистический прием, который объединяет два первых.

Симплока – стилистический прием, представляющий собой повторение начала и окончания фраз в смежных отрезках речи. Он выполняет задачи, схожие с анафорой и эпифорой – подчеркивает ключевую идею, концентрирует на ней внимание аудитории, украшает выступление, делает его более запоминающимся, более эмоциональным, вовлекающим.



 Когда говорят о ненависти, давайте встанем и выступим против неё. Когда говорят о насилии, давайте встанем и выступим против него.

Из речи Б Клинтона.

В поэзии есть и симплока второго вида – обратная, когда середина фразы остается неизменной, а начало и окончание различаются. Ее еще называют – держитесь! – мезодиплосис ).

 Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почёт.

В Лебедев-Кумач

Возможно, кто-то успешно применял обратную симплоку и в риторике, но примеров мне пока не попалось.

Что ж, теперь в вашем ораторском арсенале на три красивых фигуры речи больше – самое время заняться практической их отработкой. В следующий раз мы продолжим знакомство с красивыми фигурами – растянем удовольствие, чтобы вас не запутать. Пока же тренируем анафору, эпифору и симплоку – успешных вам выступлений. Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. Пишите на почту [email protected] До встречи.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/

Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник.

Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете.



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • И вместе мы не можем, и порознь невыносимо.
  • Общение и Влияние. Практика очистки речи от Конфликтных слов и фраз.
  • ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 4. Техника речи. Основные позы оратора (постановка на публике)
  • "Мы не можем быть вместе" или кто такой «безопасный мужчина» и почему женщина его выбирает?
  • Что происходит когда мы не можем управлять собой
  • Расставание. Когда уже можем расстаться?
  • ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 3. Энергетика речи оратора
  • Когда мы можем говорить о потере. Часть 1
  • Когда мы можем говорить о потере. Часть 2
  • ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 5. Техника речи. Жесты оратора.
  • О чем говорят детские психологи, когда собираются вместе
  • Избавляемся от слов-паразитов в речи
  • 12 причин, почему мы не можем есть так, как прежде
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Шизофрения: Есть ли Логика в их Речи?
  • Как долго мы будем вместе?
  • Мы разные. Долго ли будем вместе?
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Есть ли надежда, что мы будем вместе?
  • Убрать "проклятие" прошлой любви. Оно есть у многих. Мы можем жить с ним, и не осознавать
  • Пока мы вместе. Часть 3-я: Зачем мы вместе?
  • Не можем изменить факты. Можем изменить отношение.
  • Когда папа и мама не вместе
  • Когда вместе стало скучно
  • Привет... Привет... Пока... Пока... Я долго буду ждать звонка... Или — когда пора сказать «прощай»
  • 5 этапов и 4 кризиса в отношениях. Как оставаться вместе на долго?
  • Когда МЕНЯ нет, то есть псевдоДУХОВНОСТЬ.
  • Мы можем больше...иногда невозможное



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь