|
Привет... Привет... Пока... Пока... Я долго буду ждать звонка... Или — когда пора сказать «прощай»Автор статьи: Кожина (Репейкова) Екатерина Львовна
«Это была 11 по счету сессия. Клиент был контактен и открыт. Каждую встречу разбираемые темы становились полнее и осознаннее. В завершение клиент подводил итоги, говоря о том, что он получил, за что он благодарен. Не клиент, а мечта. Это сессия не была исключением — важные вопросы обсуждены, упражнения сделаны. Попрощавшись с клиентом, она села попить кофе, думая о том какой интересный сам по себе человек — как много в нем происходит разнообразных вещей. Телефонный звонок вернул ее из благодушных размышлений в реальность. Это звонил клиент, который только что ушел. Он сказал, что забыл сообщить, что больше ходить на консультации не будет. Она не успела должным образом отреагировать на данное сообщение — хотя бы узнать в чем причина, так как он быстро сказал - «спасибо большое за работу» - и повесил трубку. А она осталась с ощущением того, что... Даже просто с ощущением потерянности, не зная как реагировать. То ли, доверяя клиенту, попрощаться с ним мысленно. То ли — написать ему, пытаясь узнать — что случилось, в каком процессе он сейчас. Вернувшись к кофе, она поняла, что он не такой вкусный как был минуту назад...». Знакомая ситуация описана выше? Не правда ли? Я не знаю ни одного терапевта, который не оказался бы в подобной ситуации. Есть еще варианты и по круче, когда клиент не просто не звонит, а не приходит на встречу, выключая свой телефон. И тут фантазия терапевта может рисовать разнообразные и ужасные картины того, что случилось. По большей части всю ответственность мы принимаем на себя, считая, что дело в нас, но... Но ощущение потерянности возникает как по волшебной палочке. Прощание ведь это важный процесс. Умение говорить честно и открыто — это тяжелое умение, которому, в частности, учат терапевты на консультациях, приглашая клиентов к диалогическому общению. Ведь даже в бытовом плане, когда кто-то кого-то «бросает» - именно «бросает», брошенная половина хочет знать — в чем причина — может быть в ней? Но мы, как терапевты, должны обладать более важным навыком или умением - умением прощаться с клиентами, что представляет собой очень трудоемкий процесс. Ранее, в одной из своих статей, я писала о том, что некоторые клиенты недооценивают важность завершения отношений и прощания, когда можно подвести итоги, сказать друг другу спасибо, или то, что хочется сказать. Но, к сожалению, многие предпочитают уходить по английски, считая, что данный процесс сможет как-то облегчить или улучшить расставание. Это про жизнь клиентов. Я считаю важным проведение завершающей сессии, особенно, если работа была длительной. Если есть возможность предложить клиенту устроить завершающую сессию, то нам необходимо это сделать. На завершающей встрече есть возможность закрыть гештальты, поставить точку, подвести итоги того, что вообще происходило и что получил клиент от нашей с ним работы, а также что получил и терапевт — это тоже очень важно. Для терапевта это важно тем, что он закрывает свои гештальты. Незавершенные отношения могут ранить, как одну, так и другую сторону. Но также завершающая сессия важна в следующих случаях: Когда у клиента возникает желание завершиться, но при этом он дает посылы о том, что он еще нуждается в работе с терапевтом. Тут завершающая встреча дает возможность понять, что такое происходит с клиентом, что он решил прекратить работу. Возможно, он находится в точке роста, которая не всегда связана с приятными эмоциями. Или он находится во власти болезненных ощущений. В любом случае тут важно понять — эмоциональное состояние клиента. Мы уважаем его выбор, его решение - ни в коей мере не отговаривая его от его решения. Мы просто пытаемся «здесь и сейчас» понять и помочь клиенту осознать его настоящий процесс. Когда клиент решил резко прервать работу, уйдя по английски, и терапевт остается с ощущением «разбитого корыта» или чувствует, что что-то в работе сделал не так. Так как мы полноправные участники рабочего процесса, то завершение работы, особенно — резкое — может вызывать в нас разнообразные чувства. Мы можем столкнуться с тем, что ощущаем свою какую-то вину — что что-то недодали клиенту или передали слишком много, но в любом случае в наших силах попробовать также завершить гештальт у нас. Только клиент решает — приходить ли ему на завершающую встречу или нет. Но по крайней мере, терапевт сделает шаг навстречу работе со своими фантазиями и проекциями, чтобы встретиться с реальностью. Обычно, завершающая встреча, которая проводится по инициативе терапевта, и на которую приглашается — да, именно приглашается клиент — проводят:
В данном случае — это не вариант заработать деньги, а вариант прояснить для себя — что произошло. Так как это наша инициатива, даже, если она во благо клиента, то должна быть сделана для клиента с минимальными финансовыми затратами.
Если работа была краткосрочной, но ощущение какой-то незавершенности или излишних фантазий преследуют нас как терапевтов, то можно применить и еще один вариант. Кто-то составляет анкеты для обратной связи, являющие собой некоторое подведение итогов работы в клиент-терапевтических отношений. В данную анкету могут входить следующие вопросы:
В наших силах и возможностях только протянуть руку клиенту, а решение принимает уже он — идти ли прощаться или уходить по-английски.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|