|
Пока мы вместе. Часть 3-я: Зачем мы вместе?Автор статьи: Ельчанинова Галина Васильевна
«Мы в ответе за свое отношение к происходящему» Ж. Рено «Чем дольше я живу, тем больше осознаю важность моего отношения к жизни. Отношение к фактам важнее самих фактов. Оно важнее образования, денег, ошибок, успехов. Оно важнее общественного мнения. Оно важнее моего внешнего вида, моего таланта или того, чего я достиг. Мое отношение строит и разрушает мою фирму, мой дом и мою церковь. Важно то, что у меня каждый день есть выбор по поводу того, какое отношение я буду иметь к каждому прожитому мной дню. Я не могу изменить свое прошлое; я не могу изменить поведение других людей. Я не могу изменить ничего из того, что есть. Все, что я могу делать - играть на струне, которая у меня есть, это и есть мое отношение. Я убежден, что жизнь - это 10% того, что происходит, а 90% того, как я на это реагирую. То же самое происходит и с вами; мы все в ответе за свое отношение». Ч. Свиндолл, американский пастор Анализируя причины того или иного заболевания, недостаточно знать, что произошло с человеком. Главное – выяснить его отношение к случившемуся, как именно он переживает травмирующее событие. От этого будут зависеть тип патологии и ее тяжесть. Жильбер Рено на своих лекциях приводит в качестве примера известную ситуацию с супружеской изменой: муж приходит домой в неподходящее время и застает свою жену в постели с другим мужчиной. Его переживания по этому поводу могут развиваться по следующим сценариям:
Кармен и Стейн: болезнь отношений Сам Стейн считает, что страдает монофобией, но это, скорее, "моногамо"-фобия, так как боится он не одиночества, а перспективы отношений с одной единственной женщиной. По его собственным словам, в этой своей фобии он зашел так далеко, что она превратилась уже в зависимость: кайф от походов налево стал сильнее удовольствия от секса как такового. Его «монофобия» уже приближается к сексуальной эротомании, при которой субъект меняет своих партнеров «по первому зову», без особого разбора. Такое поведение может быть отражением аутоагрессии человека, его стремления к самоповреждению. Он как бы играет в игру «Пни меня», описанную Э. Берном, в которой ведущий игрок бессознательно доказывает самому себе свою никчемность, получая от этого удовлетворение. И втягивает Кармен в дополняющую игру «Попался, сукин сын». Монофоб в душе Стейна уживался с гедонистом, стремящимся к телесным наслаждениям при каждом удобном случае. В этом они и сошлись с Кармен, которая тоже была мастерицей «аранжировки» сексуальных утех («Гедонист, живущий во мне, был в свое время сражен наповал моей будущей женой Кармен, и они сразу поладили»). Женская грудь – грудь Кармен была, возможно, одной из самых чувствительных частей ее тела в эротических играх этой пары. Она и пострадала в первую очередь. Так или иначе, Стейн и Кармен дополняли друг друга в своих играх – пока не пришла болезнь. В фильме есть эпизод, когда Кармен просит Стейна состричь ей волосы, выпадающие после химиотерапии. Режиссер явно придает ему особое значение. Почему? Символически, волосы олицетворяют жизненную силу и красоту. Стейн лишает свою жену и того, и другого (правда, с ее согласия). Так они переходят барьер между жизнью до и после. Но активен в этом процессе именно Стейн, Кармен – в роли жертвы обстоятельств.
Уместно будет здесь вспомнить, что Стейн панически боялся сделаться моногамным, и его бессознательное сохраняло этот страх, окрашивая мысли и поступки своего хозяина. Желал ли он бессознательно расставания с Кармен? Очень может быть. И сам страдал от этого, постоянно чувствуя вину: - …да, я и сам считаю себя полным ничтожеством. - …Я виноват,… я страдаю, меня одолевают ярость, тревога, депрессия. Я эгоист, слабый, порочный, безвольный, неотесанный, лицемерный, никчемный, самодовольный, разбитый, аморальный, социально опасный…трусливый, фальшивый и несчастный. И при этом Кармен больше думает о нем, чем о себе: - Мне очень больно сознавать, что ты можешь быть счастлив, только когда меня нет рядом. Я знаю, жить со мной сейчас тяжело. Я бы все на свете отдала, только чтобы снова сделать тебя счастливым, но я не могу, и это сводит меня с ума… (Р. Клуун. Пока мы рядом) Но это теперь. А раньше, все годы их семейной жизни она неоднократно хотела покинуть Стейна, когда тот в очередной раз давал к этому повод. И все же выбрала путь страданий рядом с ним. Возможно, перед смертью Кармен поняла свою ошибку. Ведь в письме к дочери она сказала замечательные слова: - Луна, зачастую находится сотня причин не сделать чего-то, но всего одной причины достаточно, чтобы это сделать. Печально, когда приходится сожалеть о том, чего не сделал, потому что научиться можно только своими делами… (Р. Клуун. Пока мы рядом)
Что показала кинографика Для более глубокого погружения во внутренний мир героев и понимания роли их бессознательного в формировании наступившей расплаты я обратилась к методу кинографики. Рисунок №1: встреча
Рисунки создавались сразу после просмотра фильма, до начала его анализа и прочтения книги Р. Клууна. На рис.№1 (первая часть фильма) зафиксированы три плана: целующаяся пара, профиль старухи и определенные эротические символы (в самом низу ее лица). Встреча мужчины и женщины происходит на фоне образа, который А.Менегетти, к примеру, считал одним из самых негативных, символизируя «вампирический захват» и близость к смерти. Присутствуя в бессознательном героев, «старуха» искажает их эротизм, забирая себе самую жизненную энергию. В данном случае сильнее страдает женщина, ввиду ее большей открытости. Кроме того, присутствие изображения пениса, встроенного в лицо старухи, позволяет определить мужчину на рисунке как «пустого фаллократа», по определению того же А. Менегетти. Мужчины этого типа ловят окружающих на крючок своей сексуальности, делая ее навязчивой и липкой, как бы проникающей в мозг. После чего получают все, что хотят.
Рисунок №2: расставание На втором рисунке, который создавался в течение завершающей части просмотра фильма, старуха определенно помолодела, подпитавшись свежей энергией, а все женские персонажи надели на голову маски смерти. И как бы не переживал мужчина происходящую трагедию, он бессилен изменить что-либо. Более того, жизнь его дочери (детское лицо в центре) также заражена архетипом «старухи». Девочка находится под сильным впечатлением от смерти матери, и ей, скорей всего, придется пройти долгий путь терапии, прежде чем она освободится от тирании «старухи». Болезнь Кармен: конфликт разлуки Сильная привязанность к мужу и постоянный страх его потерять – вот что окрашивает переживания Кармен и создает основу ее заболевания. Левая грудь у женщины-правши связана с отношениями в доме («гнезде»). Это сильно драматизированные переживания, связанные с кем-то из членов семьи, к которому она испытывает материнские чувства. И это может быть не только ребенок, но и обожаемый муж, и какой-то творческий проект, и сам дом – все, что заботливо и с любовью «взращивается», буквально берется «под крыло». Состояние груди женщины является индикатором семейных отношений: тревога за близких часто приводит к маститам разной степени выраженности; страх или хронический стресс чреваты онкологией. Возможно ли исцеление? А.Менегетти, позиция которого в отношении психосоматики во многом совпадает с высказываниями Ж.Рено, сравнивает образование опухоли с соматической шизофренией. Внутри субъекта появляется психическая раздвоенность: с одной стороны проблемная ситуация ему не нравится и он хочет ее победить, выстоять в борьбе с ней, одержать над ней верх; с другой - сам он меняться не желает, стремясь оставить все как есть (свое поведение, свои отношения и т.д.). Опухоль сравнивается А.Менегетти с формой скрытого в бессознательном мятежа, восстания тела против пассивности его хозяина. Именно поэтому поражается самая чувствительная и жизнеспособная часть тела, которая как бы самоустраняется в знак протеста, когда человек ищет ей «замену» вовне. Важно помнить, что при столкновении с конфликтной ситуацией можно пойти любым из трех путей:
К сожалению, как отмечает А. Менегетти, больные с опухолевыми заболеваниями являются «жесткими упрямцами», готовыми сломаться, но не согнуться под давлением обстоятельств. Даже осознавая все причинно-следственные связи, они продолжают вести борьбу за свое здоровье, сражаясь с другими, не меняя ничего относительно себя и нанося тем самым урон своему телу. В практике Исцеления Воспоминанием основное внимание уделяется поиску конфликта, который спровоцировал заболевание человека, чтобы затем найти способ его реального разрешения. Однако знание причины содержит в себе лишь потенциал излечения. Главное – сам человек, его настрой на изменение своего отношения к жизни. И если он подсознательно не хочет отпустить свою болезнь, она останется и победит. По утверждению Ж.Рено, процесс исцеления не зависит от того что человек хочет или знает, а только от того, что он с этим знанием делает. Ключ к исцелению – отношение к проблеме! Поменяв это отношение, можно изменить свою жизнь и выздороветь.
Использованная литература: Хамер, Райк Герд. Научная карта Германской Новой Медицины. М., 2012 Рено, Жильбер. Исцеление воспоминанием: авторская методика разрешения внутренних конфликтов и лечения болезней. М.,2017 Психика, мозг, тело: глубинные причины болезней. Справочник клинического психолога, под редакцией Олега Матвеева. М., 2017 Антонио Менегетти. Образ и бессознательное. М., 2000 Антонио Менегетти. Психосоматика. М., 2005 https://www.psyoffice.ru/article/cinografika_info_iz_bessoznatelnogo/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|