|
КарменАвтор статьи: Бисенова Ляйля Муратовна
Кармен Можно, наверное, говорить об архетипической основе образа роковой красавицы, сводящей мужчин с ума, настолько он всем знаком и так часто цитируется. К.Г. Юнг определял архетипическое так:
Что это за изначальный образ, и в чем притягательность женщины, захваченной им? Почему мужчины готовы “сойти с ума” ради нее? В новелле Проспера Мериме она описана как молодая красотка, но, думается, для самого образа молодость и красота это не главное, не важны ни ум, ни образование, самое важное это наличие особой притягательности этой женщины для других. В статье получилось два как будто не связанных между собой видения этой женщины: более внешний и внутренний, как она видится мне. Внешне представление о ней можно составить по ее отношениям с мужчиной, который от нее ”без ума” и которого она не любит; то, что героиня новеллы П. Мериме называет любовью ни что иное, как влечение, сексуальное желание. Эта женщина требует от мужчины много, но кроме подпитки иллюзий, которые он сам для себя создает, ничего не дает взамен, когда она уходит, оставляет его ни с чем. Даже при сексуальной близости, даже в сексуальном экстазе она остается недосягаемой, “свободной” от любви и настоящей близости. И все же Кармен остается в числе самых желанных и привлекательных женских образов. В чем ее привлекательность? Можно рассуждать о “природе" мужчины-охотника” и его стремлении настигать желаемое, но здесь желаемое заведомо недоступно. И, как ни парадоксально, в голове всплывает образ матери: мать в норме недоступная и очень глубоко в бессознательном желанная цель мужчины. Кармен, как и ее прототип Лилит (первая жена Адама, не желающая ему подчиниться и, став демоницей, убивающая детей), является противоположностью материнского образа. Противоположности это полюсы, имеющие одну основу. Если Мать, как объект психики, любящая, защищающая, дающая, удерживающая и поглощающая, то Кармен не любящая, ничего не дающая, отвергающая и бросающая; при этом и та, и другая недоступны. Имея смутные, скорее, бессознательные “воспоминания” о первоначальном единении с матерью, когда наше Я было растворено в грандиозном Мы, мы всю жизнь стремимся к единению с другим, как к растворению в первоначальном Раю. Эти переживания единения позволяют нам выйти за границы своего Эго, расширить горизонты психического, они могут стать толчком для личностного роста, поэтому так мощно к себе влекут. Но, конечно, в отношениях с женщиной, захваченной образом Кармен, ничего, кроме осознания собственных иллюзий и опыта их разрушения, получить практически невозможно. Говоря о самой женщине, захваченной энергией этого архетипа, также возникает множество вопросов. Почему она ничего не отдавая готова снова и снова получать? Откуда ее неудержимое стремление к свободе, являющееся на самом деле неспособностью к близости и доверию? В моей практике женщины, захваченные образом Кармен, имели схожие историии детства. У них у всех была эмоционально отгороженная часто агрессивная мать и отец по тем или иным причинам подорвавший к себе доверие, при этом в семье царил культ маскулинности, чаще выраженный в восхищении дедушкой (отцом матери) и обесценивание, иногда доходящее до ненависти отношение к феминности. Девочка в такой семье не могла найти эмоциональной поддержки ни у отгороженной матери (а отношения с мамой формируют доверие или недоверие ребенка к миру и к себе, доверие у этой девочки было очень хрупкое), ни у отца. Она тянулась к отцу, но вытесняла это стремление, так как отец себя “дискредитировал”. Отсутствие объекта, который бы ее поддерживал и которого она могла бы открыто любить блокировал ее способность проявлять любовь. Неуверенность в себе вкупе с вытесненным стремлением к отцу образовали постоянную потребность нравится (эта потребность была окрашена детской не вполне осознаваемой сексуальностью) и получать подтверждение своей привлекательности. Стремлением быть привлекательной она подменяла потребность в любви. Такая девочка, часто даже не желая этого, вызывала повышенный интерес и у ровесников, и у взрослых мужчин, и оказывалась жертвой домогательств, не всегда явных, кого-то из взрослых, чаще из ее близкого окружения. Эти инциденты подрывали ее и без того шаткое доверие к миру и веру в свои силы. Единственную возможность отстоять себя она увидела в сексуальности; вытесняя собственную уязвимость, она открыла для себя уязвимость другого, зависимого от ее очарования, превращая сексуальность в силу и оружие. Такая сексуальность извращает феминность и блокирует связь с глубинными аспектами собственной женственности. Происходит еще одна подмена, то, что могло помочь ей достичь близости с другим, стало средством власти и манипулящий. Кроме того, она нередко обесценивает женщин вокруг и растет в атмосфере враждебности с их стороны, которую воспринимает как зависть к ее притягательности, что еще сильнее отдаляет ее от собственной феминности. Вырастая она остается во власти детских травм, так и не повзрослев, уязвимая глубоко внутри и независимая, даже бесстрашная внешне. Она не может научиться воспринимать жизнь всерьез, играя с чувствами других и с опасностью, подвергая себя и других ненужному риску. Она не способна строить зрелые отношения, не верит в любовь и не умеет доверять. Все, что было описано выше, схоже с описанием формирования истерического типа личности, но у женщины этого типа отец сознательно обесценен, а не идеализирован, и они пережили в детстве объюз, нанесший психике травму. При описании ими своей жизни, мужчин в ней как будто не существует, они о них практически не говорят, что действительно является проблемой, с которой такие женщины чаще всего и обращаются в терапию, так это нарушенная связь с собственной женственностью. Женщина, захваченная образом Кармен, вряд ли придет в терапию на пике своей притягательности, но когда его очарование уходит, у нее возникает потребность в том, чтобы заполнить внутреннюю пустоту, тогда она может обратиться за помощью к психологу. То, что она проявляет себя как противоположность материнского образа мужчины, показывает как остро ей самой недостает энергии матери. И это первое, что ей необходимо получить, когда она приходит в терапию. Через перенос и контрперенос, работу над своим материнским комплексом, она постепенно напитывается этой энергией, начинает обретает уверенность в себе как в женщине. Почувствовав свою внутреннюю ценность, она перестает воспринимать себя как объект и больше не соблазняет всех вокруг. Затем начинается работа над восстановлением образа отца и внутренних отношений с ним, что дает возможность построения баланса между феминными и маскулинными частями психики, она постепенно взрослеет, учится принимать свою реальную силу и постепенно доверять миру и другим. Литература: Юнг К.Г. Архетип и символ. Об архетипах коллективного бессознательного Мериме П. Кармен Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|