|
О выборе фигуры для работы (совет №12)Автор статьи: Александр Уразов
Возможно, вам доводилось на своей пробной терапевтической сессии в рамках учебной программы или, допустим, где-нибудь на конференции или интенсиве, находясь в позиции терапевта, получить после нее от руководителя или ведущего(-их) обратную связь о том, что работа, похоже, велась далеко не с самой актуальной фигурой клиента. Если так, то для вас, скорей всего, тема данной статьи будет близка и понятна. Безусловно, в гештальт-подходе, равно как и в психологии в целом, нет единственно верных решений, и каждое мнение имеет право на существование. Тем не менее, суть терапии все же заключается в поиске и нахождении тех чувств клиента, которые при фокусировке на них позволят увидеть стоящую за ними потребность и выделить фигуру, с которой возможно будет работать. Поиске, нахождении и, разумеется, работе с данными феноменами. Что значит «возможно будет работать» в контексте данной статьи? Говоря это, я подразумеваю, что результатом наших действий с фигурой будет облегчение, удовлетворение, ясность в каком-то вопросе/аспекте или получение нового опыта (который будет обладать каким-то положительным, «терапевтическим» эффектом). У клиента, разумеется. Не у нас. Точнее, облегчение и удовлетворение испытаем, если что, и мы, так как находимся в поле, в которое клиент привносит свои переживания. Да и чувство ясности, возникшее у клиента, мы тоже вполне можем ощутить. Так что, пожалуй, лишь новый опыт остается тем, что появляется только у клиента. Но, как бы то ни было, наши реакции будут вторичными – реакциями на реакции пришедшего на терапию. Здесь сразу хочу сделать оговорку. Конечно же, совсем не факт, что результат будет представлять собой что-то из вышеописанного. Все-таки, как известно, результат терапии зависит не только от терапевта, но и от клиента. Поэтому наши усилия всегда имеют шанс оказаться безрезультатными. Существуют способы, которые, несмотря на наличествующее у клиента сопротивление, все же помогают прийти к положительному результату. Один из них я, думаю, опишу позже. Но, безусловно, ни он, ни какие-либо еще другие не дают стопроцентной гарантии, как, собственно, всё в нашем мире. Они просто лишь повышают шансы. Итак, как же найти фигуру, которая и будет той самой искомой, актуальной? Вообще говоря, не секрет, что скрытых в фоне фигур всегда много. Разница между ними лишь в том, что одни обладают большей актуальностью для клиента, а другие – меньшей. Эта актуальность выражается в энергии, которая, образно говоря, заключена в каждой фигуре. Например, у студента, который ждет своей очереди для защиты дипломной работы, центральной фигурой, скорее всего, будет тревога от неизвестности результата защиты. Если во время этого ожидания он почувствует голод, так как успел только позавтракать, а защита проходит часа в два пополудни, то очень вероятно, что чувство голода уйдет на второй план, будет обладать меньшей энергией. Мелькнувшая же мысль о том, что скоро все закончится, и он навсегда расстанется с некоторыми друзьями и кем-то из преподавателей, к кому он, может быть, «прикипел», и сопровождающаяся грустью, будет, вероятно, наполнена энергией в еще меньшей степени.
Тогда картина будет примерно следующей:
Тогда как нам поступить? С чем работать? Здесь имеет смысл отметить тот факт, что, фокусируясь на какой-то фигуре, человек наполняет ее энергией. Поэтому, поддерживая клиента в удерживании фокуса на чем-то, мы таким образом стимулируем наполнение одной из фигур энергией. Удерживать фокус можно по-разному. Например, в случае нашей работы со стыдом, мы можем укоризненно покачать головой и, вообще, принять неодобрительный вид. Стыд сразу же подскочет вверх. Страх с отчаянием, вероятно, правда, тоже. Можно, наоборот, спокойно сказать, что этот стыд виден и он понятен. При этом всем своим видом выражая принятие. Тогда сначала стыд поднимется, а через некоторое время пойдет на спад. Но это уже тема про фрустрацию и поддержку. Про нее, может, как-нибудь потом. Пока что говорим лишь о выборе фигуры. На мой взгляд, в этом примере будет целесообразно работать с одной из трех приведенных фигур. Кажется вполне очевидным, что имеет смысл перед всем вышеописанным немного поисследовать фон. Потому что возможна, например, такая ситуация. Мы видим описанные переживания, пробуем с ними работать, но чувствуем, что, несмотря на наши усилия, поле практически не меняется. Так как, на самом деле, положение вещей таково:
Что произойдет, если мы будем работать с фигурой, менее насыщенной энергией? Одно из двух. Первое: энергии не хватит для того, чтобы клиент смог в достаточной мере концентрироваться, находиться в переживании, и за счет этого цикл контакта был бы пройден (пресловутое «закрытие гештальта») или новый положительный опыт получен. Второе: за счет фокусировки и нашей поддержки энергии хватит для прохождения цикла контакта или получения нового опыта. Если у клиента есть несколько сильных фигур, поработать с каждой из которых мы в течение сессии не можем, то он испытает неудовлетворенность в любом случае. В приведенном выше примере мы вполне можем справиться со всеми тремя: и со стыдом, и со страхом, и с отчаянием. Мы можем поддержать фигуру стыда, оставаясь при этом принимающими. Тогда клиент пройдет цикл контакта стыда, облегчив это переживание. Одновременно он увидит, что его страх и отчаяние не оправдываются. И тогда, по факту поддержав человека, мы фрустрируем его в теме страха и отчаяния. Но, возвращаясь к началу предыдущего абзаца, что же делать, если в течение сессии в отличие от приведенного примера невозможно продуктивно поработать со всеми фигурами, и человек останется в любом случае недовольным? Ответ, как я думаю, таков: можно помочь клиенту сфокусироваться на изменении его состояния в той теме, где мы работали. После того, как он заметит эти изменения, можно прямо сказать, что мы пока что имели дело лишь с одним переживанием, результаты чего он почувствовал. Но не успели ничего сделать с другими. Попробую резюмировать все вышеизложенное. На мой взгляд, достаточно эффективным может быть следующий алгоритм. Сначала мы пытаемся понять, какое переживание является центральным у клиента в данный момент. Сделав предположение, аккуратно пробуем работать с этим переживанием. Если поле, состояние клиента не меняются, то, вероятно, фигура определена неверно. Еще может быть вариант, что фигура определена верно, но наши действия почти никак не влияют на нее. Например, мы отмечаем настороженность по отношению к нам, пытаемся как-то расположить человека, но ничего не получается. Тогда можно попробовать легализовать ее, если это позволяет контекст: озвучивание переживания всегда влияет на поле (правда лишь в том случае, если наши слова дошли до сознания собеседника). И если это происходит – поле и состояние клиента меняется – то мы можем сделать вывод, что, вероятно, мы предположили правильно. Нужно отметить, что для распознавания изменений в поле необходимо обладать определенной чувствительностью: встречаются люди, умеющие очень и очень мастерски подавлять свои эмоции. Таким образом, при подобном стечении обстоятельств происходит, можно сказать, битва двух умений: умение скрывать свои эмоции против умения чувствовать поле. Хотя, безусловно, опираться только на этот навык – не самый оптимальный вариант. Если мы также обращаем внимание на телесные и словесные феномены, то это повышает наши шансы на замечание изменений и распознавание состояния. Возвращаемся от этого небольшого отступления к алгоритму. Итак, если фигура все же определена неверно, то мы возвращаемся к исследованию фона. И, найдя вновь что-то достойное внимания, пробуем работать с ним. Если мы находим какую-то тему, которая более-менее отзывается на наши пробы, останавливаемся в ней. В конце сессии помогаем клиенту сфокусироваться на той фигуре, с которой имели дело, на появившихся изменениях. Примерно так. В заключение несколько необходимых, на мой взгляд, комментариев. 1. Пики на картинках, безусловно НЕ являются полноценными кривыми контакта. 2. Говоря «положительный опыт», я не имею в виду приятные чувства. Это могут быть и какие-то болезненные, например, переживания, но которые помогают человеку, допустим, расстаться с нереальными, служащими постоянным источником боли, тоски и отчаянья. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|