|
О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиентаАвтор статьи: Геннадий Малейчук
В профессиональной деятельности психотерапевта довольно остро стоит проблема принятия клиента. Без принятия клиента невозможно установить с ним психотерапевтический контакт или альянс, а следовательно и психотерапевтические отношения, без которых психотерапия становится невозможной. Принятие клиента – необходимое условие психотерапии. Об этом более подробно я писал в статье «Картина мира психотерапевта или почему у клиента есть шанс». Однако принятие клиента – достаточно сложная задача не только для начинающего работать психотерапевта, так как это означает безоценочное к нему отношение, а оценка – безусловный атрибут человеческого мировоззрения. И здесь психотерапевт часто сталкивается с чувством высокомерия. И для этого у него есть все основания, неизбежно вытекающие из его позиции и позиции клиента. Рассмотрим подробнее эти позиции участников терапевтического процесса. Клиент: • Находится в позиции «просящего». Он обращается к профессионалу, наделяя его (и не без основания) знаниями-умениями, опытом, мудростью, тем самым априори помещая его в позицию дающего; • Многого не осознает в своей жизни в целом и в своей проблеме, с которой обратился за профессиональной помощью, в частности; • Не обладает необходимыми знаниями в области психологии, имеет поверхностные житейские представления о психической реальности (душе) и законам, по которым она функционирует; • Материалистически ориентирован, зная и доверяя больше материальному, реальному, чем духовному, идеальному; • Часто инфантилен, и вследствие этого эгоцентричен, зачастую не способен выйти за пределы Я-центрированной позиции. Не всегда способен видеть ситуацию со стороны, занимать метапозицию, из-за чего существуют проблемы с собственным выбором, а следовательно и с ответственностью за них. • Имеет часто противоречивые, разрозненные представления о себе, о других людях и о мире. • В восприятии себя, мира и других людей у него преобладает оценочная позиция, создающая установку сравнения себя с другими и желания стать лучше, другим, не собой; Психотерапевт: • Определяется клиентом в позицию «дающего». Имеет соответствующие профессии знания-умения-навыки, личный и профессиональный опыт; • Осознает и рефлексирует свою жизнь и себя как личность. За время обучения в процессе прохождения обязательной личной терапии «встретился» и осознал свои основные проблемы и по большей части их проработал; • Вооружен знаниями о закономерностях существования и развития психической реальности, о психической норме и вариантах ее отклонения; • Обладает психологической картиной мира, склонен видеть психологическую сущность за многими материальными процессами; • Зрелая личность. Способен к эмпатии и децентрации, что дает возможность «выходить» в метапозицию, позволяющую видеть ситуацию с разных сторон, под разными фокусами, в силу чего появляется перспектива делать собственные выборы и принимать за них ответственность; • Имеет целостное непротиворечивое представление о себе, мире и других людях; • Способен к безоценочному отношению, создающему установку принятия себя и другого «таким, какой есть». Вышеописанные «бонусы» профессии «психотерапевт» часто создают условия для появления у него чувства высокомерия по отношению к клиенту. Как психотерапевту избежать высокомерной позиции и быть в состоянии понимать и принимать клиента? На мой взгляд, это возможно через «взращивание» в себе чувства уважения к клиенту. Какие у терапевта имеются основания для уважения клиента? Клиент – это человек, добровольно обратившийся к психотерапевту за профессиональной помощью. Уже один этот факт достоин уважения. Это означает, что клиент человек: • Мужественный. Несмотря на страх и стыд, в целом присущий перед такого рода специалистами, а для нашей культуры – тем более, он в состоянии рискнуть обратиться за профессиональной психологической помощью. • Интеллигентный. Не решает свои проблемы кустарным способом (самолечение, друзья-подруги, бабки-колдуны и пр.), а обращается к профессионалу. Следовательно, в его мировоззрении имеются элементы культуры в целом и психологической культуры в частности. • Разумный. Понимает, что душа заслуживает к себе должного внимания, что в мире важны не только материальные ценности, но и духовные, что здоровье зависит не только от состояния тела и физиологических процессов, но и от душевно-эмоционального состояния. • Страдающий. Испытывает психический дискомфорт, напряжение, тревогу, страхи, депрессию, внутриличностные противоречия – все, что заставляет его страдать, переживать душевную боль. Вышеперечисленные качества клиента позволяют относиться к нему с уважением, вниманием, сочувствием, видеть в нем за внешним фасадом, не всегда привлекательным, душу – ранимую, страдающую, пугливую, надеющуюся. P.S. И еще клиенты заставляют психотерапевта думать, рефлексировать, размышлять, находиться в поиске, профессионально и личностно расти. Спасибо им за это. Возможна консультация и супервизия для иногородних по скайпу Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|