Применение, использование цвета в работе школьного педагога-психолога

Профилактика нервных расстройств, нервного перенапряжения у обучающихся –

одна из основных обязанностей школьного педагога-психолога. И, безусловно, данная работа должна вестись строго с учётом индивидуальных характерологических особенностей школьника. В данном случае, имеются в виду, не выборы тех, или иных цветов, предпочитаемые ребёнком. –  Такой выбор можно сделать, основываясь, например, на знаменитом тесте Люшера. Где в течение небольшого времени, испытуемому  предлагается выбрать один из восьми понравившихся ему цветов. Если же, выбор затруднителен, психолог вправе осуществить выбор цветов, основываясь на методе "от противного".  – А какой из данных цветов тебе НЕ НРАВИТСЯ меньше остальных?" Макс Люшер предлагает производить данный тест два раза. -- Соответственно, в одном случае будут показатели "Я-идеального", то, к чему человек стремится, каким он хотел лицезреть себя в глазах окружающих. Второй же выбор представляет нам на обозрение т.н. "Я-реальное": ту картину, которую человек реально имеет на настоящий момент времени. В данной статье я нисколько не собираюсь ставить под сомнение практическое применение метода цветовых выборов. Хотя, исследователь Луцик В.Л. считает, что данная методика обладает завышенными представлениями о его валидности и клинико-диагностических возможностях. Но, стоит заметить, что учёный имеет в данном случае использование данного теста, например, при диагностировании шизофрении и шизофреноподобных расстройств. При диагностике нормы –  тест может применяться свободно, но, Луцик В.Л. делает небольшую ремарку: лишь в комплексе с другими психодиагностическими методами и техниками. Есть различные исследования, в большинстве своём –  немецкие, которые утверждают о явной практической пользе данного теста. В любом случае доподлинно известно одно: обучение данному методу, если психолог хочет им владеть на профессиональном уровне –  требует от специалиста значительного количества времени, сил, денег. Впрочем, это касается любого метод и техники психолога, которые он хотел бы изучить как можно более детально. Знать т.н. "подводные камни". И в перспективе –  расширить зону применения данной техники. Ведь, не для кого уже не секрет,  что данный тест, равно как и некоторые проективные методики, может активно использоваться в сфере управления персоналом, в коучинге и индивидуальном консультировании.

Тем не менее, научные эксперименты Е.Б. Бабакиной позволили установить диапазон оптимальных цветов, которые бы благотворно влияли на психическое состояние человека, в данном конкретном случае – обучающихся, педагогов школы и самого школьного педагога-психолога. Это – жёлто-зелёные, зелёно-голубые и зелёные цвета. Е.И. Рогов, например, считает, что помимо чисто физических свойств цвета – длина волны, например, следует учитывать также его качество и эстетическое воздействие на человека, в целом. А всё потому, что нет абстрактного цвета, он всегда встречается в строгом комплексе, с другими цветами. Именно поэтому, в педагогических колледжах, воспитателей учат о том, что давать ребёнку чистый белый лист для рисования – неправильно. Как раз, с эстетической точки зрения. Исключения из правила, конечно же, есть. –  Это индивидуальное психодиагностическое обследование. Где, в большинстве своём, ребёнку запрещено пользоваться даже цветными карандашами. – Так как мельчайшие детали в рисунке, такие как: штрихи, зачёркивания и т.д. будут лучше видны, если ребёнок будет использовать простой карандаш средней твёрдости. Но, исключение – оно на то и исключение, чтобы тем самым ещё больше подтверждать догматичность и незыблемость правила. – Правила, которое гласит о том, что ребёнка приучать к красоте – можно и нужно с самых ранних лет. Если ребёнок не в состоянии затонировать рисунок, необходимо помочь ему, в этом нелёгком для него деле (=: , или, на крайний случай –

воспользоваться заранее приготовленной, для этого случая, цветной бумагой. Тем самым, воспитатель детского сада, не только помогает развитию этических качеств, но и учит будущего школьника самостоятельности. И, как ни странно, этапированию, планированию собственной деятельности, а также – тщательным наблюдением за результатом, при полном включении в процесс работы. Самым лучшим фоном, как утверждают многие специалисты, по ИЗО-, будет смешение нескольких цветов. -- Тем самым, иногда одно тонирование иногда способно занять одно-два занятия. Также следует заметить, что цвет, как таковой – берёт своё значение из окружающей реальной действительности. И механизм его действия на человека, его психику определяется целым рядом причин и факторов, куда, безусловно, входит и социальный опыт человека. 

Вышеизложенные тезисы напрямую применимы к оформлению помещений, в т.ч -- школьных помещений. Таким образом, можно непосредственно рекомендовать окрашивать в синий цвет, а также в голубые тона само помещение и оборудование, в нём находящееся. С небольшой оговоркой: в данных помещениях имеется значительное выделение тепла и там ВСЕГДА много шума. Красные, а также жёлтые цвета и оттенки могут оказывать возбуждающее воздействие, именно поэтому их необходимо использовать крайне аккуратно. –  В данных помещениях обучающиеся не должны проводить большого количества времени, лишь кратковременное их пребывание в подобных помещениях может гарантировать то, что обучающиеся не будут излишне перевозбуждены. И смогут в должной мере сконцентрироваться на поставленных педагогом задачах. Тогда как, в спортивном, или актовом зале –  данный интерьер будет оптимальным решением, из множества вариантов. Но, при покраске помещений необходимо не забывать и про т.н. "принцип одноцветности": однообразие будет навевать уныние, призывая все ресурсы организма к спасительному физиологическому торможению. Утомление способно предупредить, осуществлённое на  должном уровне освещение залов и рабочих мест (её достаточность, а также –  благоприятный, для использования спектр, равномерность и радиус действия), художественное оформление залов. Даже школьная форма, согласно новому ФЗ об образовании –  её обязана иметь каждая школа, если она не только удобная, но и красивая (да, такое иногда встречается (=: ) –   способна к предотвращению и предупреждению нервного-эмоционального истощения обучающихся. Окраска, подобранная с умом, т.е. учитывая вышесказанное –  может способствовать росту обеспечения производительности труда, эффективности всего учебного процесса, в целом.

Окраска стен не должна носит сугубо формальный характер, т.н. "вид больницы". -- Данные стены не вызовут ничего, кроме усиления тревоги и волнения. В равной степени, как у обучающихся, так и у педагогического состава школы. Залы, кабинеты, вестибюли, холлы становятся приветливыми, благожелательными, если их украшают произведения искусства: признанная классика литературы и искусства. –  Это не только способно поднять настроение обучающихся, несколько отвлечь их от тяжкого бремени учёбы, не только создать домашнюю атмосферу: атмосферу, полную взаимопонимания и поддержки, но и повысить их жизненный тонус: в такой атмосфере обучающиеся не будут испытывать внутреннего напряжения, испытывать излишнее утомление. При подборе картин и других произведений искусства необходимо проявлять максимум требовательности. Они должны быть совершенными, в художественном плане. И безусловно -- вписываться в общую канву школьного оформления. Что в свою очередь, должно плавно и гармонично сочетаться с образовательной программой, того, или иного образовательного учреждения.

Для некоторых образовательных учреждений, особенно это будет актуально для учреждений, с ярко выраженной творческой направленностью, с акцентированием и манифестацией принципов либерального подхода, в педагогике.  (Ярким представителем такого вида подхода к ребёнку –  является авторская программа Марии Монтессори. Данная программа основывается на том, что ребёнку даётся чуть больше свободы, чем в традиционном детском саду, что в свою очередь, обещает Монтессори -- может способствовать более гармоничному раскрытию личностного и творческого потенциала детей.) –  Можно заранее подготовить те стены, которые будут разукрашены самими обучающимися, или воспитанниками (если речь идёт о детском саде). Учащиеся могут выбрать тему для рисования самостоятельно, так и тему, предложенную педагогом (воспитателем). Которая, в свою очередь, может быть приурочена к дню рождения одного из учеников (воспитанников), или на любую другую, предложенную педагогом тему. -- Данный процесс, как нельзя лучше может способствовать снятию внутреннего напряжения, развивать спонтанность, что в свою очередь -- может явиться благоприятным фактором, при обучении. И установлении контакта, с окружающими людьми. Ведь, процесс творчества –  присущ человеку, и более ни одному из животных. Творчество, в данном случае, понимается не как строго художественная деятельность, или иная деятельность, осуществляемая, при помощи художественной техники.

В данном случае, имеется более широкое понятие творчества, а именно –  творчество, как создание нового. Если взглянуть ещё шире, творчество можно понимать не только как процесс создания чего-бы то ни было нового, но и активный процесс создания материальных благ, ценностей. –  Ракеты, покоряющие космические дали, GPS-навигация в машине, быстрый интернет, прямо в кармане мобильного телефона. Что объединяет все эти изобретения? Безусловно, то: что когда-то давным-давно, когда этого и в помине не было, частичка этого уже было. Это была идея. Писатель Юрий Никитин в одном из своих романов утверждал, что идеи движут миром. Как аргумент, писатель приводил тот довод, что все знают кто такой Дон Кихот, чуть меньше людей вспомнит, что его написал Сервантес. И, практически, никто, с ходу –  не способен назвать, в какое время было написано данное произведение. Как звали правителя той страны, подданным которой был Сервантес? Кто правил страной до, или, скажем –  после него?. Один из первых кризисов, сопровождающих всё дальнейшее развитие человека -- это кризис трёх лет. Отличительной чертой этого кризиса, является кричащий, что есть мочи постулат: "Я САМ!" Но, если присмотреться –  радость от процесса создания и трёхкризисный постулат "Я САМ!" проходит красной канвой, через всё развитие человека, в целом. Когда, например,  ребёнок осуществляет первый акт дефекации, в горшок –  для него это тоже творчество. Потому что –  САМ! Потому что, до этого было по-другому. В этот момент ребёнка бы надо поддержать, но, к сожалению, есть такие родители, которые полагают что "это всего лишь испражнения". И, пока у родителя будет такое отношение к ребёнку и не побоюсь этого слова -- продуктам его творчества -- именно до тех пор ни о каких гармоничных взаимоотношениях в семье, не может идти и речи. -- Более того, в особо тяжёлых случаях ребёнок будет бояться не только ходить в туалет, по-большому, но и как самый печальный исход –  самовыражаться, в общем. Или, будет делать это НАЗЛО. Причём его НАЗЛО будет чрезмерно ярко выраженным. 

Что касается цветового оформления помещения, где будет вестись психологическая разгрузка, или коррекционно-развивающая работа, как таковая –  ему также следует уделить особое внимание и значение. При сюжетной сенсорной репродукции главенствующие значения имеют цвет и непосредственно – окраска вызываемых образов. У каждого из нас есть своё собственное отошение к тому, или иному цвету, оттенку, или цветовой гамме. Эти отношения не только способны, они могут меняться. И меняются. Как с прошествием опредлённого количества времени, так и под воздействием ряда других факторов. В выборе цветового оформления кабинета школьного психолога необходимо учитывать мнения таких экспертов, как В.С. Лобзин и М.М. Решетников. Несмотря на то, что их "личностная цветовая шкала" разработана и апробирована в далёком 1986-м, она является актуальной и по сей день. В данной шкале, учёные рекомендует брать в расчёт фактор воздействия цвета на психоэмоциональное состояние человека. В своей работе они выделяют восемь основных цветов. Способных воздействовать на эмоциональный фон человека. Безусловно,- их в разы больше. Психологи рассматривают самые основные, из большого количества цветов и оттенков. 

Так, например, красный цвет, если он находится сбоку,- возбуждает, мобилизует ресурсные системы организма человека. При использовании красного цвета вверху, к вышеописанным характеристикам прибавляется воздействие эротогенного воздействия. Не рекомендуют авторы шкалы использования красного стена внизу,- в данном случае он может восприниматься крайне неестественно, может появляться чувство "обжигания".

Розовый же, наоборот, дарит ощущение лёгкости, нежности. – В равной степени,- вверху, боковые поверхности, или же перспективы. При использовании розового цвета внизу могут быть задействованы... обонятельные ощущения человека. Оранжевый цвет, согласно, данной шкале,- способствует концентрации внимания, может способствовать ощущению тепла во всём теле, может также способствовать релаксации. А при употреблении оранжевого цвета в положении "внизу",- он способен вызывать эффект принадлежности и тепла. Что на телесном уровне, может восприниматься довольно противоестественно, дисгармонично.

В противовес общепринятому мнению о том, что жёлтые стены, лишь в сумасшедших домах, В.С. Лобзин и М.М. Решетников согласно с общепринятым мнением, но лишь –  частично. Так, исходя из описания их школы жёлтый, находясь в положении вверху,-- способен вызывать приятные ощущения разрядки, отвлечения, может способствовать релаксации. Тогда как, при нанесении жёлтого на боковые поверхности, или перспективы,- он подталкивает человека к возбуждению нервной системы, и даже –  способен вызывать неприятные ощущения. При употреблении же его внизу – может ощущаться эффект приподнятости, т.н. эффект "парения", может сопровождаться неприятным телесным опытом –  как, например,- опыт выхода из собственного тела. – Рай для шаманских практик – одно слово!(:

Зелёный способен вызывать неприятное и иногда даже –  снотворное действие. В первом случае –  если он нанесён наверх, в случае снотворного действия – зелёный нанесён вниз помещения. Наряду с сонливостью, если он также нанесён вниз,- способен успокаивать, вызывать чувство "охлаждения" тела. И лишь при нанесении жёлтого цвета на боковые поверхности, а также перспективы –  он способен к успокоению. Сразу же в голове проносится ассоциативный ряд: зелёные больничные стены. Ну, и фраза, которая стала популярной и известной, не менее, чем цвет больниц. –  "Больничный покой". Что прекрасно вписывается в идею "личной цветовой шкалы" В.С. Лобзин и М.М. Решетникова.

Голубой цвет – способен вызывать ощущение лёгкости, релаксации. Но только в случае, если он нанесён вверху. При нанесении его на боковые поверхности, или же перспективы – он не только "охлаждает", но и способен вызывать отчуждения. Что в дальнейшем может быть чревато депрессивными эпизодами и даже – неврозами. При нанесении голубого цвета вниз помещения – хорошего также будет крайне мало. Связано это с тем, что он имеет тенденцию к "охлаждению". И она в разы более выраженная, чем похожая тенденция у зелёного цвета. Человека, самым настоящим образом может научить бить озноб, без явной на то причины. Могут усилиться жалобы на повышенную утомляемость, ввиду постоянного холода. Звучит логично и в какой-то степени – разумно. Кому было бы охота жить, или работать в самом настоящем Замке Снежной Королевы?!

Синий –  является практически братом голубого цвета. Как по цветовой гамме: их схожесть отмечена и в природе. – В радуге один следует аккурат за другим. Не будем акцентировать поэтому пристальное внимание на синем цвете. Да, он также как и голубой вызывает чувство тревоги. Да, он также как и голубой – вызывает чувства холода. Только в данном случае – это холод морских глубин. Т.к. синий – сам по себе более глубокий, насыщенный, нежели голубой цвет. И лишь в одном положении, синий способен благотворно воздействовать на психическое состояние человека. – Если он нанесён на боковые поверхности помещения, или перспективы. Но, следует заметить, что он также, как и некоторые из вышеописанных цветов, применим лишь с небольшой оговоркой. – Если работа будет вестись индивидуально с психологом. Т.к. данный цвет способен вызывать чувство отчуждения в группе. Если провести метафору – психолог, или клиент (обучающийся) – принимают приглашение психолога в т.н. "заплыв". Или, наоборот, клиент (в данном случае – обучающийся) – приглашает психолога принять участие в данном заплыве.

Последний цвет, из восьми, описанных В.С. Лобзиным и М.М. Решетниковым, это – коричневый. Коричневый – сам по себе редко встречается в учебных заведениях. И причина очень простая: данный цвет вызывает чувство тяжести, неописуемого давления. Способен вызывать ипохондрическую настроенность, по отношению к собственному состоянию. И лишь в одном случае коричневый цвет может дать чувство уверенности, твёрдости. Если он находится внизу помещения. Почему именно так? Думается, всё дело в том, что в большинстве своём коричневый цвет в нашем сознании ассоциируется с землёй. Поэтому, совершенно логично, что коричневый цвет, будучи наверху, или по бокам будет вызывать чувство тяжести. Вряд ли кто-то хотел бы быть погребённым заживо, или быть на весьма длительное время запертым в большой пещере. Именно поэтому, при использовании коричневого цвета внизу,- человек может ощутить чувство уверенности – как в самом себе лично, так и в собственных силах, непосредственно. Вспоминается известный проективный тест Карен Маховер "Нарисуй человека". Где положению человека на листе бумаги, во что он обут, на какой поверхности он стоит –

является немаловажным фактором. Подчас, связующим и объясняющим весь остальной детский рисунок. 

Помимо всего вышесказанного, стоит также отметить, что о некоторых методах было известно ещё самому светиле медицины – В.М. Бехтереву. – Он утверждал, что специально подобранные книги могут оказывать положительное воздействие на психическое и эмоциональное состояние обучающихся, затрачивая при этом минимальные средства. Данный метод он назвал не иначе как либропсихотерапия (что может пониматься как "лечебное чтение"). Книги, по мнению В.М. Бехтерева, способны не только быть лекарством от скуки и рутины, они также способны пробуждать интерес к знанию, как таковому. А в отдельных случаях – книги способны изменить чью-то жизнь, как бы громко и пафосно это ни звучало. В наше время лечение книгами является одним из подвидов "арттерапии". – Как можно понять из самого названия "арттерапия" –  это лечение личности, через творчество. А библиотерапия – лечение пациента, через проведение определённых параллелей с его жизнью и известными литературными героями. Но не только книги должны подбираться тщательно, сам артерапевт должен быть человеком весьма начитанным, чутким. Быть не только хорошим специалистом, но и первоклассным собеседником, любителем и настоящем ценителем культуры, и всего прекрасного, что мы, человечество, получаем посредством неё.

В заключении следует заметить, что цвет – может и имеет значение. А может, и нет. Доподлинно, на сто процентов, про это неизвестно. Однако, доподлинно известно, что если ученик учится в помещении с обшарпанными стенами – это может негативно сказаться на процессе обучения. Идея и мысль не новы. В минувшем веке, сам Антон Павлович Чехов заговорил о подобном. Поэтому, давайте поддерживать чистоту своих рабочих мест сами. Ведь, чисто не там где убирают! Чисто там – где не мусорят! Взрослый должен быть примером для ребёнка, а не кривым зеркалом. Т.к. на хороших, и даже отличных примерах – учиться легче, и приятнее. Не стоит также забывать проветривать класс, или кабинет. И, по возможности – проводить регулярную  ионизацию воздуха.  

 



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • "Я на все согласен.., только пусть будет рядом"..
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • "Никому твое Я не нужно!", а также эгоисты, трусы и лицемеры
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь