"Хроники школьного психолога" Материалы к психолого-педагогическому консилиуму, 5 классы

Материалы к психолого-педагогическому консилиуму,  5 классы

Учащихся 5 классов ожидает резкая смена социальной ситуации обучения. Переход из начального в среднее звено обучения традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем. А период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообразования обеспечат успешную адаптацию пятиклассника к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития.

С одной стороны, находясь в предкритической фазе, дети становятся неуправляемыми. Но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.

В когнитивном развитии в 10-12 лет отмечается переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций, характеризуемых преобладанием гипотетико-дедуктивного подхода в решении задач над эмпирико-интуитивным, появлением способности вырабатывать стратегии поиска и организации информации и др. мышление учеников этого возраста не столь абстрактно и системно. Как у старшеклассников. Но заметно отличается от мышления младших школьников: оно рефлексивно, то есть ученики способны осознавать процессы своего мышления, умственные, речевые и мнемонические стратегии.

Развитие рефлексии сказывается и на личностных преобразованиях школьника: складывается представление о своих академических, атлетических способностях, о физических и личностных характеристиках, определяющих популярность среди сверстников.

Зарождающееся чувство взрослости приводит к так называемому социально-психологическому экспериментированию с собственной идентичностью и такое экспериментирование является ведущей деятельностью в предподрастковом возрасте.

С точки зрения психофизического развития возраст 10-12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется и особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в этот период, исследования показали. Что явления дезадаптации связаны с социально-психологическими факторами (например, тип школьного обучения, социальный статус учащегося по сравнению с одноклассниками).

Основными психологическими новообразованиями, на которые следует опираться в работе являются:

1. произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование;

2. осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии.

Центральное психологическое новообразование, это так называемое «чувство взрослости», как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляться это новообразование должно в следующем.

1. новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Решение главной задачи учения школьника- стать субъектом собственной учебной деятельности: принять и понять смысл учения для себя, научиться осознанно  осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты. Заниматься самообразованием и т.д. ведущим учебным мотивом для пятиклассника будет собственно познавательный.

2. новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам. Новое отношение к школе – это осознанная позиция школьника, позиция субъекта внутришкольных отношений. Отношение к педагогам заключается от чисто ролевых, конформных отношений со стороны ребенка к отношениям межличностным. Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего.

3. новая личностная позиция по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того. Чтобы занять в новом социальном микросообществе устанавливающее его статусное положение. Наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.

В целом предпосылки готовности ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника.

 Психолого-педагогический статус пятиклассника  

Психологические параметры школьного статуса ребенка

Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

1.Познавательная сфера:

1.1. произвольность психических процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче.

1.2. уровень развития мышления

Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями.

1.3. сформированность важнейших учебных действий

Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. систематизация знаний. Перенос учебных навыков.

1.4. уровень развития речи

Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей. Использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи.

1.5. уровень развития тонкой моторики

Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда.

1.6. умственная работоспособность и темп умственной деятельности

Сохранение учебной активности и работоспособности в течении всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом.

2. взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом.

2.1. соблюдение социальных и этических норм

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения

2.2. активность и автономность поведения

 Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

3. особенности мотивационно-личностной сферы:

3.1. наличие и характер учебной мотивации

Ориентация на освоение способов получения знаний.

Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличии е мотива самообразования, представленного интересом  к дополнительным источникам знаний.

3.2. устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между:

- требованиями школы (педагога) и родителей;

- требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4. особенности системы отношений школьника к миру и самому себе:

4.1. отношение со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей.

4.2. отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами.

4.3. отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя.

4.4. отношение к себе

Устойчивая самооценка

Таким образом, предпосылками успешной адаптации и дальнейшего обучения ребенка в средней школе является наличие в реальном психолого-педагогическом статусе основных черт статуса ученика 5 класса.



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Супервизия, как инструмент системы обучения и развития персонала в организациях. Лекция.
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Стадии развития трансферентных отношений в анализе
  • Стадии развития женско-мужских отношений
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Психолого-педагогические рекомендации для нравственно-духовного развития обучающегося медицинского вуза
  • Психолого-педагогические рекомендации для нравственно-духовного развития обучающегося медицинского вуза
  • Психологические закономерности развития партнерских отношений
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Этапы развития отношений между мужчиной и женщиной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь