|
"Хроники школьного психолога" Материалы к психолого-педагогическому консилиуму, 5 классыАвтор статьи: Косинцев Владимир Георгиевич
Материалы к психолого-педагогическому консилиуму, 5 классы
Учащихся 5 классов ожидает резкая смена социальной ситуации обучения. Переход из начального в среднее звено обучения традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем. А период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообразования обеспечат успешную адаптацию пятиклассника к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития. С одной стороны, находясь в предкритической фазе, дети становятся неуправляемыми. Но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества. В когнитивном развитии в 10-12 лет отмечается переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций, характеризуемых преобладанием гипотетико-дедуктивного подхода в решении задач над эмпирико-интуитивным, появлением способности вырабатывать стратегии поиска и организации информации и др. мышление учеников этого возраста не столь абстрактно и системно. Как у старшеклассников. Но заметно отличается от мышления младших школьников: оно рефлексивно, то есть ученики способны осознавать процессы своего мышления, умственные, речевые и мнемонические стратегии. Развитие рефлексии сказывается и на личностных преобразованиях школьника: складывается представление о своих академических, атлетических способностях, о физических и личностных характеристиках, определяющих популярность среди сверстников. Зарождающееся чувство взрослости приводит к так называемому социально-психологическому экспериментированию с собственной идентичностью и такое экспериментирование является ведущей деятельностью в предподрастковом возрасте. С точки зрения психофизического развития возраст 10-12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется и особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в этот период, исследования показали. Что явления дезадаптации связаны с социально-психологическими факторами (например, тип школьного обучения, социальный статус учащегося по сравнению с одноклассниками). Основными психологическими новообразованиями, на которые следует опираться в работе являются: 1. произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование; 2. осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии. Центральное психологическое новообразование, это так называемое «чувство взрослости», как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляться это новообразование должно в следующем. 1. новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Решение главной задачи учения школьника- стать субъектом собственной учебной деятельности: принять и понять смысл учения для себя, научиться осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты. Заниматься самообразованием и т.д. ведущим учебным мотивом для пятиклассника будет собственно познавательный. 2. новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам. Новое отношение к школе – это осознанная позиция школьника, позиция субъекта внутришкольных отношений. Отношение к педагогам заключается от чисто ролевых, конформных отношений со стороны ребенка к отношениям межличностным. Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего. 3. новая личностная позиция по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того. Чтобы занять в новом социальном микросообществе устанавливающее его статусное положение. Наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками. В целом предпосылки готовности ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника. Психолого-педагогический статус пятиклассника Психологические параметры школьного статуса ребенкаПсихолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик 1.Познавательная сфера: 1.1. произвольность психических процессов Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче. 1.2. уровень развития мышления Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями. 1.3. сформированность важнейших учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. систематизация знаний. Перенос учебных навыков. 1.4. уровень развития речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей. Использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи. 1.5. уровень развития тонкой моторики Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда. 1.6. умственная работоспособность и темп умственной деятельности Сохранение учебной активности и работоспособности в течении всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом. 2. взаимодействие с педагогами Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом. 2.1. соблюдение социальных и этических норм Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения 2.2. активность и автономность поведения Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. 3. особенности мотивационно-личностной сферы: 3.1. наличие и характер учебной мотивации Ориентация на освоение способов получения знаний. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличии е мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний. 3.2. устойчивое эмоциональное состояние в школе Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; - требованиями взрослых и возможностями ребенка. 4. особенности системы отношений школьника к миру и самому себе: 4.1. отношение со сверстниками Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей. 4.2. отношения с педагогами Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами. 4.3. отношение к значимой деятельности Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя. 4.4. отношение к себе Устойчивая самооценка Таким образом, предпосылками успешной адаптации и дальнейшего обучения ребенка в средней школе является наличие в реальном психолого-педагогическом статусе основных черт статуса ученика 5 класса. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|