|
Психолого-педагогические рекомендации для нравственно-духовного развития обучающегося медицинского вузаАвтор статьи: Светлана Берлева
Библиографическая ссылка на статью: Стародубцева И.А., Цветикова Л.Н., Берлева С.Ю., Плотникова И.Е. Психолого-педагогические рекомендации для нравственно-духовного развития обучающегося медицинского вуза // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5107 (дата обращения: 07.12.2015). Проблемы нравственно-духовного воспитания и развития личности рассматриваются в различных организационных формах, с применением всевозможных средств и методов, на базе использования многообразных психолого-педагогических и социальных технологий. Нравственно-духовное развитие личности зависит от природы социальных условий и воспитания, формирующихся для одухотворения и вживания человека посредством психолого-педагогических техник в социокультурное пространство. Нравственно-духовное развитие личности начинается с живой событийной деятельности: соприсутствия, содействия, сочувствия, сопереживания, соучастия, сопричастности к сокровенному, что есть в природе, в людях. [3] Важнейшая социально-психологическая проблема воспитания нравственного характера заключается в формировании устойчивых, доминирующих, определяющих поступок нравственных отношений. Осуществление этой задачи предполагает выполнение общеизвестного педагогического правила единства и последовательности требований, единства эмоционально-оценочных отношений к поступку воспитанника со стороны воспитывающих его лиц. Сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Проблема нравственности является, прежде всего, проблемой нравственных отношений, которые определяют мотивы и выбор поступка. [3] Моральная борьба, столкновение моральных и неморальных побуждений, результат этого столкновения определяются уровнем действенности нравственных отношений, их доминированием. Отношения людей формируются в процессе их взаимодействия. Важными воспитывающими взаимодействиями являются требования и помощь. Помощь и содействие руководителя формируют ответное отношение руководимого к руководителю. Требования, как известно, исходят из оценки возможностей воспитанника в смысле выполнения возлагаемых на него школой или общественностью обязанностей. Нравственное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими и другими критериями поступков и переживаний человека. [3] В рамках образовательного процесса навык построения отношений, а значит формирование духовно-нравственного потенциала может отражаться в компетентностом подходе. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в целях реализации этого подхода. Так, важен опыт использования в учебном процессе деловых и ролевых игр для формирования и развития общих и профессиональных компетенций. Учебная деловая игра – это вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности и общения всех её участников при осуществлении педагогического руководства со стороны преподавателя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения или таковых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности. [4] Оптимизация медицинского образования – это приведение системы образования к такому уровню, который может обеспечить каждому студенту стабильные максимальные результаты обучения и воспитания, близкие к их теоретическим пределам, наиболее экономным путём с минимальными затратами времени и усилий студентов и преподавателей. Главный смысл использования в учебном процессе активных методов обучения заключается в том, чтобы традиционному пассивному обучению противопоставить методы, значительно активизирующие мыслительную, познавательную деятельность студентов в освоении ими профессиональных знаний и умений. [4] Деловые игры – один из методов активного обучения. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются такие методы, как анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, инсценировка (исполнение роли), разбор инцидентов, изучение корреспонденции, ролевые игры, моделирование проблемного вопроса, имитационное моделирование с разыгрыванием ролей. При этом обучаемый получает необходимые ему знания путём изучения различных источников информации, характеризующих практическую деятельность. Хорошая подготовка специалиста предусматривает три этапа единой задачи: формирование оптимального клинического мышления, на этой основе овладение умением успешно выполнять профессиональную деятельность, на основе первых двух этапов формирование профессиональных навыков, т. е. доведение разнообразных умений до высокой степени квалификации – профессионального автоматизма. [4] Деловая игра может быть рассмотрена и как саморегулируемая система. Если обычные учебные занятия предусматривают общение преподавателя и студентов “по вертикали”, когда преподаватель полностью диктует направление и режим работы, выявляя недоинформированность студентов по ряду вопросов, то отношения в деловой игре между её участниками складываются “по горизонтали”. Она вырабатывает основу свободных творческих отношений, равно информированных партнёров. Обучающийся наполняет роль индивидуальными средствами самовыражения, борется за профессиональное и интеллектуальное признания в группе. Степень подготовленности студентов и включенности их в учебный процесс, организованный с помощью методов активного обучения, находится в прямой зависимости от постепенного усложнения применяемых методов. [4] Использование активных методов обучения в рамках конкретной учебной дисциплины, профессионального модуля направлено на формирование профессиональных компетенций, развитию личностных качеств будущих специалистов. Наряду с этим студенты приобретают способность к поиску, умению эффективно реализовать поставленные задачи, работать в группе, шаг за шагом проходя ступени творчества. [4] Большое внимание уделяется развитию внеучебной деятельности. Для нее характерна высокая познавательная активность и самостоятельность обучаемых, углубленное и разностороннее изучение живой природы с учетом интересов и склонностей. Являясь продолжением учебной деятельности, внеаудиторная работа обладает такими преимуществами, как добровольность и творческая активность. Формы творческой деятельности разнообразны: НИРС; тематические конкурсы; олимпиады; конференции; деловые игры; КВН [4], а также принятие участия в тренингах личностного роста и переговоров, самостоятельное исследование в области коммуникаций. Владение основными принципами риторики (адресат-ориентированное выступление, разработка стратегии и тактики выступления). [2] Очевидно, одной из основных задач педагогов является использование в своей практике процесс обучения как мощного воспитательного инструмента. В этом смысле образование и воспитание являются единым целым, так как учебная деятельность независимо от форм и методов ведет к изменению нравственно-духовного уровня человека. [4] Важно отметить, что персонализация является подготовительной ступенью для формирования нравственно-духовного пласта у обучающегося. Широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор отражают уровень образованности личности. К устойчивым компонентам личности относятся: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации и социальные установки. Каждая личность обладает индивидуальным уровнем указанных компонентов. [1] Уровень мышления, воля и эмоциональный настрой позволяют добиться значительных успехов в образовании. Взаимовлияние и взаимодействие информационных, коммуникативных, профессиональных компетенций позволяют на должном уровне реализовать индивидуальные возможности личности не только в плане творческих способностей, художественной интуиции, эстетических вкусов. Студентам в профессиональной деятельности необходимо видеть и уважать признаки своеобразия и самобытности собеседника, иметь навыки общения с представителями разных народов, уметь правильно понимать людей, различать их эмоциональные состояния, проявлять эмпатию и толерантность. Каждый студент должен уметь сдерживать или проявлять собственные эмоции по отношению к другому, развивать навыки рационального поведения в конфликте, навыки переговоров с партнерами в сложных ситуациях, способность приспосабливаться к разным культурам и действовать в различных общественных системах. [1] Определяющим условием становления и развития личности является ее познавательная активность. Формирование познавательной активности личности происходит тогда, когда цели своей жизни студент связывает с учебной деятельностью. Наличие потенциала компьютерных технологий может быть направлено на развитие умственных и личностных качеств студентов. [1] Инновационные воспитательные и педагогические социальные технологии могут оказать человеку неоценимую помощь в процессе саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, то есть жизненного потенциала личности. [5] Мастерство самого преподавателя высшей школы во многом определено его готовностью к использованию нововведений в учебном процессе и способностью к собственной творческой активности. Возможности раскрытия профессиональной компетентности преподавателя, опирающегося на достижения психологической науки по отношению к педагогической деятельности, в настоящее время может быть реализовано при психологическом сопровождении педагогов в вузе [7], что позволяло бы им получать интеллектуальное удовлетворение и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. [6] Таким образом, проблемы нравственно-духовного развития личности в рамках образовательного процесса находят свое решение в реализации компетентностого подхода. Использование активных методов обучения в рамках конкретной учебной дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций, развитию личностных качеств будущих специалистов. Так, научно-исследовательская работа, тематические конкурсы, олимпиады, конференции, деловые игры, КВН, а также принятие участия в тренингах личностного роста и переговоров, самостоятельные исследования в области коммуникаций, освоение основных принципов риторики (адресат-ориентированное выступление, разработка стратегии и тактики выступления) способствуют развитию нравственно-духовного уровня у обучающихся медицинского вуза. Психолого-педагогические и социальные технологии могут оказать человеку неоценимую помощь в процессе саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, то есть нравственно-духовного потенциала личности. При этом важно мастерство самого преподавателя высшей школы к использованию нововведений в учебном процессе и способностью к собственной творческой активности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|