|
Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.Автор статьи: Курышова Любовь Анатольевна
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблемам увеличения числа детей с задержкой в психическом развитии. Причём наблюдается тенденция среди учащихся массовых школ. Заметно увеличивается количество специальных (коррекционных) классов. В МБОУ СОШ № 51 укомплектованы и функционируют 10 классов специального (коррекционного) обучения VII вида. В каждой параллели по классу специального (коррекционного) обучения, из них 2-х классов – два класса специального (коррекционного) обучения). При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы и приёмы чаще всего перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекционной работы. Отмечу, что все большую популярность приобретает, нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Внедрение нейропсихологического метода доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Методическое объединение педагогов работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида данного образовательного учреждения внедряет нейропсихологический метод и приёмы коррекции в образовательный процесс, который позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки в психике ребёнка, а также понять более глубинные механизмы его психического статуса и спланировать программу психолого-педагогического сопровождения, адекватную онтогенезу для конкретного ребёнка. Кроме того, данный метод приближает нас к гуманистическим личностно ориентированным развивающим технологиям. На заседаниях школьного методического объединения педагогов работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида неоднократно обсуждались вопросы взаимодействия педагогов-психологов и учителя-логопеда в данном направлении. Для учителей работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида был проведен семинар по актуальной теме: «Использование нейропсихологического и психофизиологического подходов в работе с детьми специального (коррекционного) обучения VII вида, в рамках реализации проекта «Здоровое будущее детей»». В 2013/2014 учебном году провели психолого-логопедическое нейропсихологическое обследование учащихся вторых классов. Обследование проводили по «Модифицированной методике нейропсихологической диагностики аномального развития детей» (А.Р. Лурия), представляющей собой адаптированную схему нейропсихологического исследования. Проанализировав полученные данные, было установлено, что среди второклассников, имеющих трудности в обучении, 79.9% имеют отклонения от нормы. Было выявлено, что среди обследованных детей статико-моторная недостаточность выявляется у 27.1%, несформированность различных компонентов движений встречается у 76.9% детей с нарушением познавательных процессов. Однако на первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности. Выяснили, что нейропсихологические профили обследованных детей имеют разнообразный характер, так как в основе их неуспеха лежат различные механизмы. У данной категории детей отмечается отставание слухоречевой памяти, слухового восприятия, концентрации внимания, в эмоционально-волевой сфере. Сенсорномоторный уровень является базальным для развития ВПФ, именно поэтому предпочтение отдаем двигательным методам, так как актуализация любых телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций как эмоции, память, восприятие, процесс саморегуляции и речь. Коррекционно-развивающие занятия включают следующие виды упражнений: развитие коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами, упражнения для развития мелкой моторики рук, телесные перекрестные упражнения, растяжки, дыхательные, глазо-двигательные, релаксационные упражнения. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Упражнение «Растяжки» нормализует гипертонус и гипотонус мышц. Проводим упражнение в самом начале занятия, для того, чтобы дать почувствовать ребёнку его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая приёмам релаксации. Коммуникативные упражнения включают в себя: – индивидуальные упражнения, которые направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение, состояние и отношение ; – упражнения в парах, способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его; – групповые упражнения дают ученику навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. Упражнения по развитию произвольности. К ним относятся движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены учеником. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ученика способностей к формированию собственной программы. Упражнения, направленные на визуализацию способствуют воссозданию образов: слуховых, осязательных, зрительных, обонятельных др. Дыхательные упражнения развивают контроль и произвольность, улучшают ритмику организма. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Телесные упражнения развивают межполушарные взаимодействия, снимаются синкенезии и мышечные зажимы. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается. На занятиях очень важна четкая, повторяющаяся структура, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом. Еще одним условием является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Поочерёдное выполнение каждым учеником роли лидера повышает степень его доминантности, а, следовательно, уровень его самопроизвольной регуляции, контроля над собой и происходящим вокруг. Релаксационные упражнения способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым коррекционным процессом. Необходимым условием в деятельности с учащимися специального (коррекционного) обучения VII вида, является система наказаний и поощрений, которая разработана совместно с учащимися. Наказанием может служить выбывание из игры (на определенное время), лишение роли лидера и т.д.. В качестве поощрений могут служить различные призы, исполнение любимой музыки, ведущая роль в игре и т.п. В качестве коррекционного логопедического воздействия используем приёмы логоритмики, как одной из форм кинезотерапии, направленной на преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмические упражнения используем на различных этапах традиционных логопедических занятий (оргмомент, физминутка), а также в форме интегрированных занятий. Комплексное воздействие, осуществляемое на основе логоритмических упражнений, позволяет решить следующие задачи: укрепить костно-мышечный аппарат, изменить общую реактивность организма, разрушить патологические динамические стереотипы, способствовать формированию двигательных кинестезий, пространственно-временных представлений. Используя нетрадиционный подход к проведению данных занятий, несколько изменились критерии приоритетности заданий. На первой стадии работы по включению логоритмики в нейропсихологическую коррекцию мы обучаем детей навыкам произвольной регуляции мышечного тонуса и правильному дыханию. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Первоначально навыки релаксации формируем в двигательной сфере. Деятельность по обучению приёмам релаксации сочетается с деятельностью по формированию правильного дыхания. Данную деятельность проводим в определённой последовательности: – развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность; – формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию; – дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания). Упражнения используем с музыкальным сопровождением. Например, одно из упражнений сопровождается соответствующими пантомимическими движениями с произнесением на выдохе междометий «ух, эх, ах». Данное упражнение выполняется под мелодию марша. На второй стадии деятельности с данной категорией детей, с помощью ритмики, совмещаем решение задач ориентировки в схеме тела и развития чувства ритма у учащихся. Деятельность по развитию моторики проводим в трёх направлениях: – развитие статической координации ; – динамической координации; – развитие двигательной памяти. Деятельность над развитием ритмической способности осуществляем в следующей последовательности: – воспитание темпа; – развитие метрических отношений; – усвоение ритмического рисунка. На третьей стадии выученные движения и стихотворные тексты воспроизводим с закрытыми глазами, чтобы обратить внимание учащихся на слуховые, тактильные и двигательные ощущения. У учащихся, благодаря ритмике, наряду с формированием представлений о частях тела, пространственных отношений (право – влево, верх – вниз), происходит дифференциация ощущений от работы речедвигательного аппарата в верхнем, среднем и нижнем регистрах. На данном этапе мы формируем ориентировку в “пространстве” собственного голоса. На четвёртой стадии переходим к формированию динамической организации двигательного акта, одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий. Происходит развитие ритмических способностей на качественно другом уровне, с привлечением ориентировки на пространственно-временную характеристику организации движений и формирование приёмов запоминания. В качестве стимулов для запоминания движений или комплекса движений используем различные по тональности звуки, слова, фразы, ритмические рисунки. Существенный упор при этом делаем на развитие разных видов памяти как условия для формирования кинестезий-соощущений от действий разных анализаторов и межанализаторного синтеза. Например, для перевода из слухо-речевой модальности в зрительную (и наоборот) используем отдельные таблички, схемы, рисунки для произнесения слогов (слов) голосом разной высоты. В конечном итоге от простых упражнений переходим к инсценировкам. Это может быть инсценировка песенок, стихов-диалогов, отрывков из сказок. Таким образом, использование приёмов логоритмики в процессе нейропсихологической коррекции учащихся специального (коррекционного) обучения VII вида, облегчает не только переход от одного этапа коррекции к другому, но и от одной стадии к другой, благодаря организующему влиянию ритма и подключению речи к формированию произвольных основ поведения и движений. Описанный метод нейропсихологической коррекции выполняет комплексную функцию в развитии учащихся специального (коррекционного) обучения VII вида. Так как повышает энергетический уровень, обогащает знание учащихся о собственном теле, развивает внимание, интеллект, память, произвольность, музыкально-ритмические способности, успокаивает и уравновешивает психику. В марте 2014 года была проведена промежуточная диагностика, на основании которой пришли к выводу о том, что произошли значимые позитивные изменения показателей сформированности высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. А именно повысился уровень развития слухового восприятия ( 62.4%), в сфере слухоречевой памяти отмечается повышение произвольного активного воспроизведения (44.6%), повысились навыки самоконтроля (36%), оптико-пространственных представлений (39%), координации движений (у 44.6%), чувства темпа и ритма в движении (у 36%). Таким образом, использование методов и приёмов нейропсихологии в развитии учащихся с задержкой в психическом развитии эффективно и перспективно. Это позволяет в полной мере раскрыть возможности данного направления. В перспективе планируется и в дальнейшем использовать нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися с задержкой в психическом развитии.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|