|
Использование упражнения «Дверь» в процессе терапии.Автор статьи: Комашинский Андрей Андреевич
Это упражнение в арт-терапии чаще всего используется как диагностическое. Однако его, как и большинство других, можно использовать и для терапии.
По окончании рисунка, обсуждаем следующие вопросы: - Дверь открыта или закрыта? Закрытая, особенно на замок, дверь, может говорить о недоверии к миру и людям. Причиной такого недоверия часто служит детская травма непринятия. - Как выглядит дверь? Если рисунок содержит множество деталей, изображен старательно и красиво, значит изображающий много сил и энергии тратит на представление себя миру. Очень зависим от мнения окружающих и страдает от комплекса неполноценности. - Кто и при каких обстоятельствах может в нее зайти? Вопрос о способности впустить в свой эгоизм и строить долгосрочные отношения. - Дверь ведет в помещение или на улицу? Если дверь ведет на улицу, значит у человека нет вопросов, фиксации на проблемах в отношениях с собой и окружающими. Или они его в данный момент времени не волнуют. Такие люди готовы покинуть свою зону комфорта и воспринимать жизнь как путешествие. Если дверь ведет в помещение, то следует уточнить вид помещения. - Изображен дом, офис или другое значимое здание? - Есть внутри помещения люди? Кто они? Здесь уже речь пойдет о возможной зависимости (фиксации на значимых объектах). Чем неприятнее говорить о том, что за дверью, тем сложнее проблема. Бывает так, что рисунок выполняется простым карандашом схематично и комментарии почти отсутствуют. Испытуемый демонстрирует полное безразличие к данной методике. Такая реакция может говорить об отрицании человеком своей боли и не желании ворошить болезненные переживания. Теперь возьмем второй лист бумаги и нарисуем ТО, что, по-вашему, находится за дверью. Как я уже многократно говорил, для изменений мы всегда выделяем триаду. «Цель, преграда, ресурс для преодоления» Таким образом, второй рисунок будет для нас изображением цели, насколько притягательным и мотивирующим является то, что за дверью. Это мы увидим по основным признакам проективного тестирования, а так же из эмоциональной наполненности ответов клиента. При этом наши вопросы могут быть такими: - Что находится за этой дверью? - Насколько оно тебе нравится? Насколько оно притягательно? Насколько тебе хочется выйти? Если изображение не ресурсно, то мы будем искать ресурсы для повышения. - А как бы это могло быть по-другому? Что могло бы изменить твоё желание. Если мы находим этот ответ, то можно его нарисовать. Если же ресурса и мотивации достаточно, то мы ищем способы преодоления преграды/двери. - А где находится ключ от неё? Что бы или кто мог бы тебе помочь её открыть? Когда мы находим этот ответ, то можем попросить нарисовать его. Теперь обращаемся к первому рисунку. Самой двери. - Какая она теперь? Может быть она открылась, или стала легче, воздушнее. Где теперь ключ? Можешь ли ты открыть её. Если хочешь, можешь нарисовать её заново. Положительная динамика может проявляться по-разному. Иногда с дверью рядом рисуют ключ, иногда другой инструмент для открывания. Иногда дверь рисуют уже открытой. Так же дверь может менять свой вид. Становиться ажурной, или стеклянной. Иногда клиент говорит «мне надо больше времени». Всё это результаты положительной динамики. Это значит что решение либо найдено, либо процесс в подсознании запущен. Андрей Комашинский Из книги «Через тернии к звёздам. Арт-терапия и Арт-коучинг в решении актуальных проблем» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|