|
К вопросу о трансмодальном диалоге и поиску интегративного начала в психологической терапииАвтор статьи: Чернышев Сергей Валентинович
Настоящая статья есть результат размышлений над вопросами, которые раз за разом рождаются в межпарадигмальных (или межмодальных) дискуссиях специалистов – практических психологов личностно-ориентированного регистра: клинических психотерапевтов, немедицинских психотерапевтов (психологических терапевтов) и психологов-консультантов. Мои частные наблюдения свидетельствуют о том, что в последнее время антагонистическая тональность в них в своей пропорции постепенно выравнивается с тональностью конструктивной и интегративной. Поиск и обозначение «слабых мест» постепенно уступают всё больше места стремлению понять и принять лучшее. Кристаллизующим фоном всех вышеперечисленных тенденций и движений являются две идеи: - все многочисленные различия в модальностях носят второстепенный характер и не являются принципиальными и взаимоисключающими; - у всех модальностей есть нечто общее в онтологическом и философском аспектах и именно эта общность обозначает грань между всей практической психологией, ориентированной на клиентский запрос, от многочисленных культурных, оздоровительных и духовных практик, ориентированных на доминантную идею или ценность. Этот фон, в свою очередь, вполне понятным образом обусловлен условиями социальной среды и экономики, в которых функционирует практическая психология. Статус последней в подавляющем большинстве случаев – коммерческая деятельность, погружённая в рынок и оперирующая основными рыночными категориями, такими, как «товар» (услуга), «предложение», «спрос», «ёмкость рынка», «сегмент рынка» и т.п. В этих условиях понятно стремление с одной стороны «разойтись» с представителями иных видов гуманитарных практик по разным рынкам, а с другой стороны сформулировать общие, «цеховые» параметры предлагаемой услуги, образующей пространство собственного рынка. И в этой «точке» пересечения тенденций раз за разом возникает простой вопрос: «Как?». Что именно могло бы не «сталкивать лбами» в «битвах за территорию», а спокойно, очевидно, отчётливо и ясно – развести? Что именно может специалистов, предлагающих услугу, избавить от излишних издержек на объяснение очевидного, а потребителей этих услуг – от разочарования несбывшимися ожиданиями и нереализованными представлениями? На мой взгляд начало этому процессу могло бы быть задано двумя исходными установками: а) отчётливым определением базовых понятий, которые образуют собой теоретический каркас любой концепции, опирающейся на сущностное представление о человеке; б) определением принципиальных условий построения самой концептуальной конструкции той или иной теоретической модели, обеспечивающих её органическую связь со всем доселе постигнутым в науке, культуре и истории человечества. В качестве базовых понятий, достаточно и исчерпывающе охватывающих все аспекты человеческой сущности, имеет смысл принять те, которые уже в той или иной форме толкуются подавляющим большинством теоретических модальностей современной психологии. Это категории» «личность», «сознание», «психика», «душа», «смысл» и «воля», а так же понятия, образующие основы практической ценности теоретической концепции – «мотив», «поведение», «деятельность». При этом, следуя онтологической традиции единства бытия, заложенной И.Кантом, необходимо, чтобы сохранялось единство с фундаментальными аспектами бытия объекта познания: - с временем (общеисторический аспект); - с физической картиной объективной действительности т.е. энергии, пространства, размерностей и пропорций материи в целом и её живых форм (объективный, естественнонаучный аспект); - с феноменологической картиной субъективно отражённой действительности (культурный аспект); - со всем множеством отражений-проекций объекта познания в пространствах многомерной среды, в которую он погружён (антропологический аспект). При этом представляется важным сохранение структурного двуединства и отсутствие логического антагонизма между рациональной и иррациональной сторонами любого из базовых определений теоретической концепции. Рис.1 Иллюстрация методологической целостности теоретической концепции психологической терапии
Таким образом целостная совокупность структурно связанных (1) друг с другом базовых определений, согласующихся друг с другом и со своими проекциями в естественнонаучном, общеисторическом, культурном и антропологическом аспектах, в сочетании с двуединством и взаимообусловленностью рациональной и иррациональной сторон сущности каждого из определений, составляет методологическую целостность теоретической концепции психологической терапии (см. рис.1). Человек – целостное явление. Предметом терапии являются болезненно переживаемые нарушения целостности. Поэтому и теоретический инструмент, обеспечивающий ориентацию в терапевтическом процессе, позиционирование в нём, прогностику и внутреннее восприятие качества терапевтического взаимодействия тоже должен быть целостным, органично связанным со всеми сторонами реальности, в которую погружена личность клиента. Даже отдельно взятый человек, рассматриваемый не только как биологический организм, а прежде всего как ядро информационного и энергетического метаболизма, представляет собой структуру высшего порядка сложности. Ещё один порядок усложнения добавляет то обстоятельство, что человек в полном смысле таковым является только в социуме, в совокупности и многообразии общественных взаимодействий. Это существенно ограничивает возможности его познания строго научными методами, которые дают ясное и отчётливое понимание более простых явлений и процессов. В силу этого, по всей видимости, никак не удастся избежать высокой доли умозрительности любой теоретической модели, относящейся к психологии. Используя эксперимент и классическое исследование, выдержанные в естественнонаучных традициях, возможно получать достоверное представление лишь о локальных сегментах человеческой сущности. Степень жизнеспособности такой модели-концепции выражается пропорцией между количеством человеческих феноменов, которые непротиворечиво, логично и обоснованно объясняются ею, и количеством «исключений из правил», наблюдаемых, но не объясняемых. Методологическая целостность является тем атрибутом, который компенсирует все основания считать психологические концепции оторванными от классической науки. Так будет тогда, когда периферийные выводы и итоги, логически выводимые из теоретического, умозрительного ядра, не противоречат и согласуются со всем достоверно доказанным как в смежных областях знания, так и в фундаментальной науке. Для чего всё это может быть нужно обычному практикующему психологическому терапевту, не теоретику, не преподавателю и не учёному? 1) Психологическая теория, как правило, является основой для формирования личной профессиональной философии психологического терапевта, его профессионального "мировоззрения". Их значение велико в силу специфики деятельности и необходимостью постоянного и очень тесного взаимодействия с реальностями клиентов. Методологически целостная теоретическая концепция-модель - это то, что обеспечивает сохранность собственной реальности и оставит её способной к взаимодействию и контакту. Она формирует систему ориентиров для определения: - текущей терапевтической диспозиции клиента и терапевта; - основных характеристик динамики терапевтического процесса; - природы и характера индивидуальных феноменов терапевта, возникающих в клиент-терапевтическом пространстве и степени их влияния на происходящее. 2) Для специалиста-профессионала важно, чтобы динамичный профессиональный рост, творческий поиск, ассимиляция практического опыта, наработанного в других психологических модальностях, не приводили к кризисам профессиональной идентичности либо к развитию профессиональных деформаций (2). Методологически целостная теоретическая концепция способна воспрепятствовать последнему и способна работать в роли большого профессионального «желудка», исправно сепарируя всё поступившее, усваивая всё пригодное к усвоению и безболезненно провожая всё то, что «не переварилось» в этот раз. При этом хороший «желудок» не присваивает «непереваренному» токсичный ярлык и готов просто отложить попытку на следующий раз. 3) Методологическая целостность способна дать новый интеграционный импульс для профессиональных сообществ психологических терапевтов. И это может дать начало весьма позитивному тренду не только с точки зрения взаимного обогащения опытом и знаниями, но и с точки зрения экономики профессии. В конце концов консолидация рынка всегда создавала значительно лучшие возможности и условия работы для индивидуально активных специалистов, нежели его дробление и размывание. _________________________________________ (1)Структурная связь подразумевает такой характер взаимозависимости компонентов совокупности, при которой произвольное изъятие одного компонента приводит к утрате структуры в целом, т.е. к утрате самого смысла целостности. (2) Подразумевается в первую очередь возникновение и развитие профессионального выгорания в форме развивающейся последовательности: искривление внутренней профессиональной оценки – снижение порогов внутренних профессиональных стандартов – ценностная диффузия – недовольство собой и коллегами. Профессиональное выгорание, как правило, влечёт за собой эмоциональное выгорание и эти два процесса начинают взаимно «подпитывать» друг друга.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|