К вопросу о трансмодальном диалоге и поиску интегративного начала в психологической терапии

Настоящая статья есть результат размышлений над вопросами, которые раз за разом рождаются в межпарадигмальных (или межмодальных) дискуссиях специалистов – практических психологов личностно-ориентированного регистра: клинических психотерапевтов, немедицинских психотерапевтов (психологических терапевтов) и психологов-консультантов. Мои частные наблюдения свидетельствуют о том, что в последнее время антагонистическая тональность в них в своей пропорции постепенно выравнивается с тональностью конструктивной и интегративной. Поиск и обозначение «слабых мест» постепенно уступают всё больше места стремлению понять и принять лучшее. Кристаллизующим фоном всех вышеперечисленных тенденций и движений являются две идеи:

          - все многочисленные различия в модальностях носят второстепенный характер и не являются принципиальными и взаимоисключающими;

          - у всех модальностей есть нечто общее в онтологическом и философском аспектах и именно эта общность обозначает грань между всей практической психологией, ориентированной на клиентский запрос, от многочисленных культурных, оздоровительных и духовных практик, ориентированных на доминантную идею или ценность. Этот фон, в свою очередь, вполне понятным образом обусловлен условиями социальной среды и экономики, в которых функционирует практическая психология. Статус последней в подавляющем большинстве случаев – коммерческая деятельность, погружённая в рынок и оперирующая основными рыночными категориями, такими, как «товар» (услуга), «предложение», «спрос», «ёмкость рынка», «сегмент рынка» и т.п. В этих условиях понятно стремление с одной стороны «разойтись» с представителями иных видов гуманитарных практик по разным рынкам, а с другой стороны сформулировать общие, «цеховые» параметры предлагаемой услуги, образующей пространство собственного рынка.

И в этой «точке» пересечения тенденций раз за разом возникает простой вопрос: «Как?». Что именно могло бы не «сталкивать лбами» в «битвах за территорию», а спокойно, очевидно, отчётливо и ясно – развести? Что именно может специалистов, предлагающих услугу, избавить от излишних издержек на объяснение очевидного, а потребителей этих услуг – от разочарования несбывшимися ожиданиями и нереализованными представлениями?

На мой взгляд начало этому процессу могло бы быть задано двумя исходными установками:

а) отчётливым определением базовых понятий, которые образуют собой теоретический каркас любой концепции, опирающейся на сущностное представление о человеке;

б) определением принципиальных условий построения самой концептуальной конструкции той или иной теоретической модели, обеспечивающих её органическую связь со всем доселе постигнутым в науке, культуре и истории человечества.

В качестве базовых понятий, достаточно и исчерпывающе охватывающих все аспекты человеческой сущности, имеет смысл принять те, которые уже в той или иной форме толкуются подавляющим большинством теоретических модальностей современной психологии. Это категории» «личность», «сознание», «психика», «душа», «смысл» и «воля», а так же понятия, образующие основы практической ценности теоретической концепции – «мотив», «поведение», «деятельность». При этом, следуя онтологической традиции единства бытия, заложенной И.Кантом, необходимо, чтобы сохранялось единство с фундаментальными аспектами бытия объекта познания:

            - с временем (общеисторический аспект);

            - с физической картиной объективной действительности т.е. энергии,       пространства, размерностей и пропорций материи в целом и её живых форм (объективный, естественнонаучный аспект);

             - с феноменологической картиной субъективно отражённой действительности (культурный аспект);

              - со всем множеством отражений-проекций объекта познания в пространствах многомерной среды, в которую он погружён (антропологический аспект).

При этом представляется важным сохранение структурного двуединства и отсутствие логического антагонизма между рациональной и иррациональной сторонами любого из базовых определений теоретической концепции.

Рис.1 Иллюстрация методологической целостности теоретической концепции психологической терапии

 К вопросу о трансмодальном диалоге и поиску интегративного начала в психологической терапии

Таким образом целостная совокупность структурно связанных (1) друг с другом базовых определений, согласующихся друг с другом и со своими проекциями в естественнонаучном, общеисторическом, культурном и антропологическом аспектах, в сочетании с двуединством и взаимообусловленностью рациональной и иррациональной сторон сущности каждого из определений, составляет методологическую целостность теоретической концепции психологической терапии (см. рис.1).

Человек – целостное явление. Предметом терапии являются болезненно переживаемые нарушения целостности. Поэтому и теоретический инструмент, обеспечивающий ориентацию в терапевтическом процессе, позиционирование в нём, прогностику и внутреннее восприятие качества терапевтического взаимодействия тоже должен быть целостным, органично связанным со всеми сторонами реальности, в которую погружена личность клиента.

Даже отдельно взятый человек, рассматриваемый не только как биологический организм, а прежде всего как ядро информационного и энергетического метаболизма, представляет собой структуру высшего порядка сложности. Ещё один порядок усложнения добавляет то обстоятельство, что человек в полном смысле таковым является только в социуме, в совокупности и многообразии общественных взаимодействий. Это существенно ограничивает возможности его познания строго научными методами, которые дают ясное и отчётливое понимание более простых явлений и процессов. В силу этого, по всей видимости, никак не удастся избежать высокой доли умозрительности любой теоретической модели, относящейся к психологии. Используя эксперимент и классическое исследование, выдержанные в естественнонаучных традициях, возможно получать достоверное представление лишь о локальных сегментах человеческой сущности. Степень жизнеспособности такой модели-концепции выражается пропорцией между количеством человеческих феноменов, которые непротиворечиво, логично и обоснованно объясняются ею, и количеством «исключений из правил», наблюдаемых, но не объясняемых.

Методологическая целостность является тем атрибутом, который компенсирует все основания считать психологические концепции оторванными от классической науки. Так будет тогда, когда периферийные выводы и итоги, логически выводимые из теоретического, умозрительного ядра, не противоречат и согласуются со всем достоверно доказанным как в смежных областях знания, так и в фундаментальной науке. 

Для чего всё это может быть нужно обычному практикующему психологическому терапевту, не теоретику, не преподавателю и не учёному? 

1) Психологическая теория, как правило, является основой для формирования личной профессиональной философии психологического терапевта, его профессионального "мировоззрения". Их значение велико в силу специфики деятельности и необходимостью постоянного  и очень тесного взаимодействия с реальностями клиентов. Методологически целостная теоретическая концепция-модель - это то, что обеспечивает сохранность собственной реальности и оставит её способной к взаимодействию и контакту. Она формирует систему ориентиров для определения:

- текущей терапевтической диспозиции клиента и терапевта;

- основных характеристик динамики терапевтического процесса;

- природы и характера индивидуальных феноменов терапевта, возникающих в клиент-терапевтическом пространстве и степени их влияния на происходящее.

2) Для специалиста-профессионала важно, чтобы динамичный профессиональный рост, творческий поиск, ассимиляция практического опыта, наработанного в других психологических модальностях, не приводили к кризисам профессиональной идентичности либо к развитию профессиональных деформаций (2). Методологически целостная теоретическая концепция способна воспрепятствовать последнему и способна работать в роли большого профессионального «желудка», исправно сепарируя всё поступившее, усваивая всё пригодное к усвоению и безболезненно провожая всё то, что «не переварилось» в этот раз. При этом хороший «желудок» не присваивает «непереваренному» токсичный ярлык и готов просто отложить попытку на следующий раз.

3) Методологическая целостность способна дать новый интеграционный импульс для профессиональных сообществ психологических терапевтов. И это может дать начало весьма позитивному тренду не только с точки зрения взаимного обогащения опытом и знаниями, но и с точки зрения экономики профессии. В конце концов консолидация рынка всегда создавала значительно лучшие возможности и условия работы для индивидуально активных специалистов, нежели его дробление и размывание.

_________________________________________

(1)Структурная связь подразумевает такой характер взаимозависимости компонентов совокупности, при которой произвольное изъятие одного компонента приводит к утрате структуры в целом, т.е. к утрате самого смысла целостности.

(2) Подразумевается в первую очередь возникновение и развитие профессионального выгорания в форме развивающейся последовательности: искривление внутренней профессиональной оценки – снижение порогов внутренних профессиональных стандартов – ценностная диффузия – недовольство собой и коллегами. Профессиональное выгорание, как правило, влечёт за собой эмоциональное выгорание и эти два процесса начинают взаимно «подпитывать» друг друга.


(С) Сергей Чернышёв, 2016


 

 



Просмотров: 532
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О ценности теоретической множественности современной психологии для психологической терапии
  • Концепции и переживания - основа психологической реальности
  • Как концепции и переживание взаимодействуют друг с другом, формируя психологическую реальность?
  • Как и почему формируются концепции, которые потом тиражируют реальность нашей жизни?
  • Исследование концепции самооценки и возможности ее интеграции с гештальт-подходом
  • Молитва как путь к разрушению власти Объекта и Концепции
  • Как концепции ограничивают изменения нашей Жизни? И что такое КОНЦЕПЦИЯ?
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Значение концепции человека для современной психотерапии.
  • О рисках, связанных с недостатками профессиональной подготовки психологических терапевтов
  • Семья - это ... (несколько простых определений, которые нужно запомнить каждому)
  • Дно рынка психологических услуг
  • Порог Фрустрации: Анализ концепции РЭПТ и смежных идей
  • Превозмогая боль (о терапевтической концепции фильма "Шестое чувство")
  • ГТР с точки зрения КБТ: модели тревоги, мета-когниции, терапевтические мишени и цели терапии
  • Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.
  • Учить тому, каков есть сам: Виктор Франкл – основатель концепции логотерапии
  • Концепции и способы межпоколенной передачи нарушения привязанности
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Размышление об "Игре в бисер" с точки зрения современной научной и практической психологии
  • Теория тревоги в концепции Мелани Кляйн. Психоанализ.
  • Посттравматический рост: интервью автора концепции Ричарда Тэдеши
  • «Есть контакт!!!» – Ченнелинг с точки зрения практической психологии
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Желание всем нравиться или стремление быть самим собой
  • Почему друг не может быть психологом, а психолог другом
  • "Вредная" теория рынка | В отношениях находить, быть и уходить к другим – это `нормально`?!
  • Почему от терапии мне только хуже?! О ПТСР, маскированной депрессии и боли в терапевтическом процессе
  • Семейные концепции и ПА.
  • Семейные концепции: как понять, какие жизненные установки родителей помогают, а с какими пора расстаться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь