О ценности теоретической множественности современной психологии для психологической терапии

    Настоящая статья каким-то естественным способом развернулась из побуждения ответить на одну из реплик обсуждения темы профессиональной идентичности психологических терапевтов на фейсбуке, затеянную одним из моих любимых специалистов, гештальт-терапевтом Алексеем Смирновым. Тема откликнулась, поскольку в том или ином виде она всплывает в профессиональных психотерапевтических сообществах с завидным постоянством и, похоже, далека от состояния «окончательных точек над i». Реплика принадлежала Наталье Терещенко и касалась степени соотносимости строгих научных знаний из области нейрофизиологии и метафоры гештальт-подхода в психологической терапии.
     В этой связи видится важным подчеркнуть, что современные знания в области нейронаук так или иначе подтверждают находки психологов-практиков (и психологических терапевтов) всех основных психологических парадигм (Ноэль Смитт* называет их психологическими системами). Это означает, что каждая из психологических парадигм является только метафорой какой-то части действительности. А особенность метафоры заключается в том, что она есть не что иное как некая "карта местности", т.е. позволяет получить общую картину устройства, но не "забесплатно", а ценой упущения деталей и подробностей. Иными словами, любая карта всегда полезна тем, что по ней можно ориентироваться, но она никогда не отражает действительность в полном её содержании.
     Однако из вышесказанного есть еще одно следствие. Часто, как говорят французы, именно "в деталях и прячется дьявол". То есть «дьявольское искушение» заключается в том, что в азарте постижения и понимания той или иной парадигмы, погружения в ту или иную метафору, всяческое отвлечение на детали часто кажется излишним и даже вредным. Детали начинают восприниматься в качестве «досадных мелочей», «занудными придирками» или чем-то подобным, назойливо мешающим завершить некую «великую гармонию» величественного метафорического здания, в комнатах которого находится место большей части из того, что содержит личный жизненный опыт. Суть «дьявольского» заблуждения заключается в том, что обычно всякие «не вписывающиеся в общую гармонию» мелочи воспринимаются как досадные недоразумения и складываются в самое дальнее «чердачное» (или «подвальное») помещение. И только небольшая часть «занудно-упертых исследователей» вытаскивает «невписывающиеся» детали из фона в фигуру и начинает их рассматривать в качестве неких предвестников иллюзий – «надстроек» и «пристроек» к гармоничной метафоре, которые могут скрывать за своей внешней «красотой» отрыв от действительной структуры окружающего мира. А как раз последняя и является предметом научного исследования.
     В свете вышесказанного нередко можно слышать или читать мнения, ставящие под сомнение ценность парадигм вообще. И в самом деле, казалось бы, какая может быть практическая ценность в том знании, которое не является доказательным на сто процентов? Дело в том, что научное доказательное и абстрактно-метафорическое знания обеспечивают разные грани ценности для своих практических приложений. Но несмотря на разность, эти грани тем не менее связаны между собой неразрывно и пропорционально. Научное доказательное знание априори неоднородно и степень доказательности прямо пропорционально связана с глубиной абстракции в исследовании того или иного предмета, явления или процесса окружающей действительности. Меньшая глубина абстракции, большая концентрация на частных проявлениях – более высокая степень доказательности. Поэтому знание с наибольшей степенью доказанности, а следовательно и с высокой степенью соответствия строгой научности всегда фрагментарно. Практическая ценность доказательного научного знания априори ограничена рамками фрагментов. И только дополненное абстрактной «магией» метафоры и воссоединенное с ней оно обретает целостность, стройность и завершенность. Именно в таком виде знание обретает высокую прогностическую ценность для практики.
    Приведенные выше доводы приводят к еще одному важному заключению. Нынешнюю «ветвистость» или, другими словами, множественность современной психологии, ее кажущуюся раздробленность на отдельные системы следует понимать не как ее ущербность, а как преимущество. Оно заключается в том, что именно так возникает возможность исследования отдельно взятого психического или личностного феномена в преломлении нескольких метафор, получая многомерную проекцию. Учитывая фундаментальные ограничения возможности исследования феноменов Жизни строго научными инструментами, именно такая многомерная «картинка» и становится из всего возможного самым точным приближением к действительности.

__________________________________________
* Современные системы психологии./Пер. с англ под общей ред. А.А. Алексеева – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с.

(с) Сергей Чернышев, 2018



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Я так и знал! или о том, что такое самосбывающиеся пророчества
  • Статья «Понять и принять или о том, что значит быть подростком?»
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Позволить любви быть или требовать соответствия своим ожиданиям о том, что могло бы заменить любовь
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Тренинг "личностного" роста или история о том, как потерять жизненные ориентиры.
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • Что делает препятствия непроходимыми? Или о том, как переживать непростые чувства
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Как узнать, что любовь прошла? или Странная история о том, как муж перестал звать жену по имени.
  • Стать жертвой желания «быть хорошим» или о том, как "заново родиться"
  • Голос сердца или О том, что счастливым быть просто.
  • На пальцах. Или – еще раз о том, Как Это Работает.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Уважение женщины к мужчине - или - О том, как выбрать "своего" человека.
  • "Фиг вам" или о том, как непросто попросить об услуге и помощи.
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Бэби – блюз, или о том, что все пройдет….
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Что может женщина или "практическая магия"
  • Просто послушать (с), или немного о том, что происходит в психотерапии
  • Что чувствую, о том и говорю, или Когда болит душа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь