О рисках, связанных с недостатками профессиональной подготовки психологических терапевтов

Подвожу итоги своего мини-иследования эпизодов прямого действительного ущерба от действий психологического терапевта, причиненного клиенту. Выводы составлены на основе обобщения информации, полученной в результате изучения постов пострадавших клиентов, анализа личных писем, которые "бывшие" клиенты присылали мне в ответ на мою просьбу, а также случаев из моей личной практики. Итак рейтинг рисков получился следующий (следуя сложившейся традиции перечисляю от менее значимых к более значимым):

5 позиция

"Выброшенные на ветер деньги". Утрата некоторой денежной суммы, потраченной на оплату гонорара специалиста без внятно ощущаемой позитивной динамики. Это скорее всего связано с недостатком в выстраивании клиент-терапевтических отношений, при котором проговариванию ожиданий клиента от взаимодействия с терапевтом не было уделено достаточное количество внимания. Именно в этой части терапевтической работы зачастую становятся заметными и явными признаки клинического регистра (если таковые имеют место в случае клиента), которые непременно обратят на себя внимание и дадут возможность в дальнейшем оценить саму возможность работы с данным случаем инструментами психологической терапии.

4 позиция

"Нарушение приватности информации". Клиент тем или иным способом узнает фрагменты своего случая в статьях или иных публикациях терапевта и воспринимает это как разглашение последним конфиденциальных сведений о себе. Причиной является отсутствие навыка у специалиста различать ту часть информации, с которой клиент идентифицирован и ассоциирован от той части информации, с которой клиент диссоциирован и от которой в достаточной степени эмоционально отстранен. Помимо этого скорее всего с клиентом не оговаривалась условия и возможность (или категорическая невозможность) использования эпизодов клиентского случая в методических, научных или публицистических целях.

3 позиция

"Вмешательство психологического терапевта в лечебный процесс". К этой категории относятся случаи побуждения клиента, находящегося в процессе специализированного лечения, от приема назначенных лечебных препаратов, процедур или проведения иных лечебных мероприятий. Причиной является недостаточный уровень подготовки специалиста в областях биологии и физиологии человеческого организма и высшей нервной деятельности. Следствием этого является отсутствие возможности адекватно оценивать последствия прерывания и прекращения лечебного процесса.

2 позиция

"Мой терапевт меня бросил". К ущербу относятся случаи острого травматического переживания внезапного разрыва специалистом сформированных терапевтических отношений. Эта категория инцидентов относится к наиболее часто упоминаемым. Причиной является недостаточная психоэмоциональная устойчивость психологического терапевта в сочетании с эмоциональным резонансом. Речь идет о тех случаях, когда в какой-то момент волна переживаний и чувств клиента получает мощный отклик из глубин внутреннего мира терапевта. Возникающий в результате этого мощный всплеск эмоциональной энергии и следующее за ним резкое падение её уровня действительно способно прервать отношения, при этом каких-либо существенных очевидных причин для этого ни для клиента ни для терапевта «видно» не будет. Поэтому в переживаниях клиента прекращение отношений будет иметь акцент «брошенности».

1 позиция

Нечасто встречающаяся в практике категория инцидентов, но наиболее травматичная для клиентов: «Мой терапевт меня использовал». К ущербу относится острое болезненное переживание разрыва и крушения развившихся в процессе терапии различного рода глубоких привязанностей клиента к терапевту. К этой группе инцидентов относятся случаи развития сильной влюбленности и сексуального влечения, которые были поддержаны терапевтом и в которые он сам оказался вовлечен. Однако поскольку пространство терапевтических отношений и пространство действительной жизни и клиента и терапевта являются все же сильно различающимися, то привязанность оказывается обреченной и рано или поздно наступает время её разрывать. Причиной развития подобных сценариев является недостаточно развитый навык обращения терапевта с дистанцией и границами личных пространств, позицией, инструментами ассоциации, диссоциации и сублимации энергии, возникающей в отношениях.

Таким образом, после предметного изучения всего доступного мне материала по этому вопросу, у меня не появилось оснований считать, что риски, связанные с обращением к психологическому терапевту как-то значимо превышают риски, связанные с обращением к врачам, поварам, педагогам, страховщикам или к представителям иных профессий. Само по себе содержание работы психологического терапевта не несет в себе каких-либо действительных опасностей для здоровья и тем более для жизни.

 

(с) Сергей Чернышев, 2019r



Просмотров: 339
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Слияние у терапевта и клиента
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Клиент идет на проблему терапевта, или Игра отражений
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • "Мой сын ведомый и зависимый..."(Заметки песочного терапевта)
  • "Ищу терапевта с опытом, похожим на мой" - подводные камни такого подхода
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • "... не ТА" или преданность клиента своему консультанту...
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 4
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 3
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 7
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 5
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 6
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 1
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь