|
Концепции и способы межпоколенной передачи нарушения привязанностиАвтор статьи: Шатунова Анастасия Ивановна
На сегодняшний день феномен психической травмы [1, 2, 5, 7, 8, 13] стал объектом изучения не только для психологической науки. В современной системе социальных, исторических, медицинских наук психическая травма рассматривается в транстемпоральном, историко-культурном, этническом и социальном аспектах. Она представляет собой некую точку отсчета «нового» искаженного времени для организма [11], личности, рода [12], а иногда даже целого этноса [10]. Под понятием «психическая травма» в современной психологической науке скрывается огромный пласт интенсивных негативных воздействий на личность, неблагоприятных факторов среды, стрессоров, нарушающих субъективное чувство безопасности [1]. Под психической травмой нарушения привязанности в данной работе понимается частичную или полную утрату эмоциональной близости ребенком и родителем в детстве, между близкими людьми в период взрослости, сопровождающуюся субъективно переживаемым чувством утраты личной безопасности, покинутости и чувством отвержения [16]. История исследования передачи травмы имеет глубокие корни. И.А. Симоненко [15] отмечает, что развитие вопроса передачи травматического опыта из поколения началось именно в русле психоанализа. Межпоколенная передача травмы упоминалась еще в работе А. Фрейда «Тотем и табу» [21]. К.Г. Юнг сформулировал теорию коллективного бессознательного, которая связывает индивидуальную и коллективную психику. Согласно К.Г. Юнгу, коллективное бессознательное существует вне всякого индивидуального личного опыта. В нем аккумулирован весь человеческий опыт, который представлен в архетипических образах и моделях, передаваемых от поколения к поколению. Архетипы являются общечеловеческой основой символики мифов, сказок и преданий. Именно через них последующим поколениям транслируются знания и опыт предков [9]. Дальнейшее свое развитие проблема межпоколенной трансляции получила в рамках семейной психоаналитической терапии. Ф. Дольто, Н. Абрахам, И. Бузормени-Надь [6, 14, 17] ставят сложную проблему трансгенерационной передачи не полностью разрешенного конфликта, семейных тайн, преждевременных смертей и выбора профессии. В своей работе Ф. Дольто пишет: «Каждый ребенок вынужден… нести груз патогенных последствий, доставшихся в наследство от патологического прошлого своей матери и своего отца» и «все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле» [цит. По 18, с. 48]. Пытаясь ответить на вопрос о том, как происходит межпоколенная передача, как действует этот механизм, Ф. Дольто выдвигает идею о том, что уже в перинатальный период развития плода между его бессознательным и бессознательным матери существует связь. И уже до своего рождения ребенок находится в контакте с опытом нескольких поколений своих предшественников. Также заметный вклад в развитие проблематики межпоколенной трансляции и наследования был внесен американским психотерапевтом, социальным психологом, автором исследовательского метода социометрии и психодрамы Дж. Морено. Его размышления о семейных комплексных связях, со-сознательном, со-бессознательном, «социальном атоме», по некоторым утверждениям, стали основой метода геносоциограммы, которая позволяет зафиксировать и исследовать аффективное представление о генеалогическом семейном древе [15]. Метод социограммы Дж. Морено лег в основу практического метода геносоциограммы, исследующего межпоколенную передачу отношений. Признаки межпоколенной передачи через несколько поколений отмечают психологи-практики. Психолог с еврейскими корнями Д.В. Кампенхаут описывает личный опыт переживания паники. Автор отмечает, что у него возник сильнейший страх сесть в самолет, когда они с коллегой приняли решение совершить экскурсию в Аушвиц-Биркенау [10]. Несмотря на то, что у него до этого не наблюдалось аэрофобии, он определил это как свою интуицию. И будучи уверен, что самолет разобьется, он сдал билеты. Исследовав свое переживание, Д.В. Кампенхаут пришел к следующему выводу: «Через некоторое время до меня дошло, что 60 лет назад для еврея транспортировка в Польшу означала практически неминуемую смерть и что поездка в Польшу включила у меня внутренние сигналы тревоги. Когда я осознал это, я нашел соответствующий контекст для своего страха, и он растворился» [10, с.23]. Следует отметить, что ни сам психолог, ни его родители не были узниками концентрационных лагерей. В этой связи может возникнуть вопрос: Как происходит эта передача? Ф. Рупперт [19] пишет о том, что травма может передаваться путем душевной привязанности. Дети часто оказываются втянутыми в травматический опыт родителей. Несущие отпечаток родительской травмы, дети передают ее своим детям точно также - через эмоциональную связь родителя и ребенка. Можно сказать, что привязанность играет две важные роли в травматизации личности:
Впервые в системной психотерапии опыт трансгенерационный способ передачи травмы был описан Б. Хеллингером автором метода расстановок. Исследуя опыт ведения расстановок для своих пациентов Хеллингер выявил, что травма может передаваться из поколения в поколение. Позже взгляды Хеллингера легли в основу современных моделей передачи травмы [22]. Являясь автором модели полигенерационной системной травматологии, в основу которого легли: концепция привязанности, теория травмы, метод семейных расстановок, Ф.Рупперт вывел три закона полигенерационной системной передачи. Первый закон. Травматический опыт может передаваться от родителей к ребенку и быть активным даже через несколько поколений. Второй закон. Человеческая психика представляет собой феномен, охватывающий несколько поколений. Тяжелые психические и телесные патологии индивида, часто являются результатом переплетений травмирующих нарушений привязанности в предыдущих поколениях. Следовательно, симптомы болезни возможно понять и исцелить, имея в виду только весь узел внутрисемейных отношений. Третий закон. При психотерапии травмы индивида невозможно найти для него изолированное решение, которое было бы эффективным. Психотерапия травмы должна происходить в контексте всех привязанностей индивида, в которые он включен. Автор подчеркивает, что отдельно взятый симптом, невроз, травматизация в определенном смысле есть результат жизни всех предыдущих поколений. А.Я. Варга [4] отмечает, что передача травмы через поколения может осуществляться через параметры семейной системы (стереотипы, границы, стабилизаторы, семейные истории, мифы, правила). Каждый из параметров формируется в течение времени жизни всего рода. Из поколения в поколение эти параметры усваиваются каждым из членов. Также они могут претерпевать изменения как в конструктивную, так и в деструктивную сторону (в случае травматизации прародителей). Правила и мифы родительской семьи присутствуют в виде привычек, в виде чувства комфорта, которое возникает, когда осуществляется привычный стиль жизни. Помимо привычек и моделей человек привносит в брачный союз ожидания и массу нереализованных потребностей. Семейный миф выявляется через паттерн функционирования. А. Я. Варга и А. Штуценбергер [23] сходятся во мнениях, что семейные мифы могут быть как здоровыми, так и деструктривными. Такие ритуалы образуют совокупность, некоторую целостность, гештальт отношений, бессознательно структурированный и вовлекающий всех членов семьи. В качестве деструктивных паттернов в пример авторы приводят измену, вендетту, убийство. Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, нередко повторяются из поколения в поколение. Зная о передаче определенных паттернов через многие поколения, можно предсказать те же самые процессы для будущих поколений. Тщательно изучая историю семьи и учитывая детали жизни текущего поколения, можно восстановить способы функционирования прошлых поколений. Узнавание и исследование таких паттернов может помочь семье понять, какие способы адаптации она использует, и избежать повторения неприятных моделей в настоящем и их перехода в будущее, освоив другие способы совладания с ситуацией [3]. А. Шутценбергер в своей книге «Синдром предков» [23] различает два типа семейной «передачи,» — осознанную или бессознательную: — те виды межгенерационной передачи, о которых думают и которые обсуждают бабушки и дедушки, родители и дети, — это семейные привычки, сноровка, стиль жизни. От отца к сыну передаются профессии, пищевые привычки, стиль общения, дружбы. — о трансгенерационой передаче не говорят, это тайна, непроговариваемое, умалчиваемое, скрываемое, иногда об этом запрещено даже думать («непомышляемое»), все это входит в жизнь потомков, хотя об этом не думают, не «переваривают». Вот тогда появляются травмы, болезни, соматические либо психосоматические проблемы. При деструктивном функционале семьи, при том, что в роду наблюдается репрезентация травмы нарушения привязанности, мы можем наблюдать усиление травматизации и ослабление ресурсной чуткой связи между близкими. Критической точкой нарушения привязанности является завершение рода: невозможность или нежелание для индивида продолжать свой род. Единственным способом выхода из этой критической ситуации является обращение к средствам психотерапии. Итак, по результатам теоретического анализа видов и концепций межпоколенной передачи травмы нарушения привязанности, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, очень важно знать историю своего рода для приобретения целостности. P.S. Будьте собой! Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|