Когда-то я воспринимала признаки нездоровья, как то, что тело меня предает. Я воспринимала себя как сильную, выносливость была моим ясно осознаваемым ресурсом. Но признаки недомогания разрушали этот миф о себе. Помимо этого, мне сложно было проявлять уязвимость и слабость, просить заботу о себе или даже просто больничный.
Я работала в крупных, передовых компаниях и параллельно делала кучу других дел: строила свой бизнес, дом, отношения с мужем и сыном, училась.. Мне казалось, по другому выжить было нельзя. Возможно, там и тогда, это было в какой-то мере оправдано, но...выжить не значит жить.
Многое поменялось с тех пор. И хоть выживание не является уже для меня необходимостью, а следы некоторых способов остались. И сейчас, когда я оглядываюсь назад и думаю о моих отношениях с собой, я испытываю большое сожаление, грусть, и в некоторой степени, вину перед своим телом.
Порою мне казалось, что самым нелюбящим, незаботящимся и предающим свое тело... была я для себя. Мне очень не просто было встречаться с этой правдой о себе. Но это так.
Я не избегаю сейчас этой эмоциональной боли. Не скрываю ее от себя. Мне важно отгоревать свою неспособность тогда проявлять к себе теплые чувства. И попросить прощения у своего тела. И испытать сочувствие к себе той. И не отворачиваться от себя сейчас. И не повторять это пока не умру.
Все, что я хочу, это осознать свои механизмы и, простив себя за них, сделать другой выбор.
Так вот: - все начинается с идеи, что со мной что-то не так, - и поэтому небережные способы обращения с собой кажутся оправданными; - и отсюда толерантность к насилию с собой, к состояниям истощения, нечувствительность к сигналам тела, игнорирование своих потребностей, - Понятно, что этому способствовали заглоченные в детстве убеждения (отказ от себя в пользу других), ценности (поддерживающие эксплуатацию тела, достижений любой ценой), способы с собой обходиться, а именно, быть удобной, проявлять то, что требуется, подавлять иное; - Отщепление слабости в том, что касается тела, - Готовность отдавать в большей степени, чем брать, в независимости от возможностей, - Ну и, в довершении всего, готовность разворачивать злость, которая непременно появляется в отношениях, не вовне, а внутрь себя, трансформируя ее в вину, самоповреждающее поведение и т.д. А это, в свою очередь, приводило к соматизации и хронической астении.
За что я так с собой? У меня не было иных оснований так думать о себе, кроме тех, что я впитала с молоком матери и в той среде, что я выросла.
За годы терапии было прожито много чувств. И по мере их переработки, помимо злости, боли, появилось одновременно уважение к тем способам, как к единственно возможным там и тогда, но и одновременно разочарование в них, как единственно возможных сейчас. И уже важно отделять себя от своих способов и переживая разочарование в них, не испытывать его к себе. А вместо этого хочется к себе тепла, сочувствия и бережности и тогда и сейчас. Постепенно превращая боль в любовь. Из которой рождаются новые мысли о себе самой и новое ощущение себя: - симптом для меня сейчас скорее является сигналом о том, что я истощилась, он обостряет желание жить; - усилия, связанные с заботой о себе мне важно делать из чувства, что мне на себя не все равно, - я стараюсь что-либо делать не из истощения, а из избытка, из желания и готовности, - я более чувствительна к своей усталости, - мне важно запрашивать и получать заботу, - я забочусь о себе разными способами: отстраняюсь от чего-либо или кого-либо, если это для чересчур для меня, обозначаю границу, помимо психогигиены есть забота о теле; - Ищу хорошую форму выражения своей злости вместо подавления иногда не ищу.
Для меня важны вопросы, которые я сама себе задаю: - Когда я начинаю меньше заботиться о себе? - Почему для меня вдруг становится сложнее проявлять заботу? - Тело ли меня предает или я его предаю? Как я его предаю? - Какую работу берет на себя симптом из того, что я не хочу на себя брать? - Если я подавлена, то какую эмоцию я подавила, чем себя остановила? - Есть ли у меня сейчас какое-либо напряжение высокой или низкой интенсивности, с чем оно связано? И т.д.
Я пишу это потому, что считаю важным для себя, для своих клиентов, в первую очередь сохранять честность, в этом больше риска, но и уважения, больше возможности для того, чтобы узнать друга настоящими. Я работаю собой, своими шрамами, а так же, как живой человек с живым человеком, а не образом себя и образом клиента, что дает предпосылку для хорошего контакта.
Для меня важна моя способность смотреть в свои тайные уголки, проливать свет и что-то менять до тех пор, пока мои отношения с собой не начут полностью нравиться, это является предпосылкой того, что я буду поддерживать это в клиенте.
Куда бы мы ни шли в терапии, с каким запросом бы не работали, все так или иначе сводится к отношениям с собой, а они уже являются проекцией других отношений и всего остального в жизни.
Терапия помогает оказаться в своей жизни. Приглашаю Вас в работу.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.