|
ГТР с точки зрения КБТ: модели тревоги, мета-когниции, терапевтические мишени и цели терапииАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
О ГТР (генерализованном тревожном расстройстве) в практике психолога можно прочесть по ссылке Актуальная патологическая тревога возникает в результате нарушения способа обработки информации. Человек испытывает тревогу из-за негативного взгляда на мир и самого себя (дисфункциональных предположений), которые формируются с детства и представляют собой базовые схемы-убеждения (мир как опасность, в котором человек не в состоянии справляться с трудностями). Происходит интерпретация текущих состояний как угрожающих. Дисфункциональные предположения чаще всего связаны с неприятием другими людьми, ответственностью, симптомами тревоги и физическими болезнями. Человек с ГТР, как правило, переживают повседневные события и симптомы стрессовых реакций в катастрофическом ключе. Постепенно, со временем, внимание направляется на все более мелкие ситуации, которые могли бы представлять потенциальную угрозу. О модели формирования ГТР с позиции КБТ можно прочесть здесь Аарон Бек предполагал, что тревога возникает в том случае, когда масштаб предполагаемой угрозы превышает предполагаемую способность противостоять этой угрозе. Последние когнитивные модели ГТР выделяют два типа тревоги (Уэлс, Батлер, 2000):
Нормальное беспокойство превращается в тревогу, характерную для ГТР, когда появляется негативная тревога второго типа. На терапии следует обращать внимание, что человек с ГТР одновременно (!) боится не волноваться (из-за магического мышления, установок и др.) и что слишком тревожится. Отсюда возникает постоянный контроль за проявлениями тревоги. А избегающее поведение носит скрытый характер («Мне нельзя так думать! Слишком много мыслей по этому поводу!») и не привязано к конкретным ситуациям или объектам (как при фобиях). Подобное избегание подкрепляет негативные убеждения. Это мешает самому человеку с ГТР и КБ-терапии в том, чтобы:
Рекомендация: следует убеждать клиентов в том, чтобы принять свою тревогу, перестать ее подавлять и занять по отношению к ней позицию наблюдателя, смягчив тем самым ее негативное эмоциональное воздействие. Подобного рода платформа «принятия тревоги и наблюдательная позиция» существенно увеличивает позитивный прогноз на терапию ГТР. Факторы, усиливающие тревогу второго рода (мета-тревогу):
Межличностные факторы, влияющие на течение ГТР (провоцирующие и поддерживающие тревогу):
В результате ретроспективных исследований лиц с ГТР было выявлено, что в детстве они играли по отношению к родителям обратную роль: они должны были ослабить эмоциональный разлад между родителями (ребенок эмоционально больше заботится о своей матери, чем она о нем). Отсюда страх за других людей, что они не смогут справиться с потенциальными угрожающими событиями. Проработка в ходе терапии всех факторов дает достаточную информацию для построения когнитивных схем и убеждений клиента, что является отправной точкой в терапии. Задачи и цели КБ терапии ГТР Цель терапии – научить клиента с ГТР по-новому думать, чтобы изменить ригидные когнитивные процессы, заставляющие его видеть мир в одной угрожающей плоскости. Используемые методы должны предотвратить избегающее поведение, т.е. ограничить страхи и тревогу, научить клиента выдерживать сильные эмоциональные и физические реакции. По этой причине, когнитивными методами необходимо прорабатывать метакогниции. Когнитивная работа заключается в способности видеть ситуацию с разных точек зрения. Если у клиента присутствуют чрезмерные опасения по поводу физической болезни, очень важно это обсудить и пройти экспозицию с катастрофическими представлениями. При работе с эмоциями важно помочь клиенту увеличить объем эмоций, справляться с сильными чувствами в ролевых проигрываниях и других психодраматических методах (пустой стул, двойник и др.), в полной мере испытать эмоции в реальной жизни. Проблемы клиент должен решать активными действиями, а не мыслями о страхе или беспокойстве. Поэтому важно вести записи о своих эмоциях, страхах и беспокойствах, научиться фиксировать их начало и конец, отслеживая причины, их вызывающие. В ходе беседы следует сосредотачиваться на актуальном эмоциональном состоянии. Нет смысла обсуждать последующие опасения и беспокойства, так как они приводят к избегающему поведению. А фиксация окончания тревожного размышления подкрепляет реальность и подводит к выводу, что опасения и тревога на самом деле чрезмерны. Избегающее поведение менее очевидно, чем при фобиях, но его непременно следует обсудить и проанализировать. Как правило, не следует практиковать техники отвлечения внимания от тревожащего переживания, так как это вид избегающего поведения. Клиенту часто в ситуации терапии требуется заверение от терапевта в том, что ничего плохого не произойдет. Этого принципиально следует избегать, поскольку такое заверение уклоняет клиента от самостоятельного решения проблем и переживания сильных эмоций. Релаксационные методы призваны справляться с физическим напряжением, но не с пугающей ситуацией. В расслабленном состоянии легче получать альтернативные представления о ситуации и больше творчества в поиске решения проблемы. При терапии могут помочь методы контролируемого воображения, когда представляются пугающие ситуации и постепенно проживаются с позитивным исходом (или замененной дезадаптивной установки на адаптивную). Следует отмечать даже незначительные положительные эмоции, чтобы научить испытывать позитивный опыт, практиковать приятные моменты в различных формах. С этой же целью необходимо поддерживать внимание клиента на позитивных событиях – спрашивать о том, что ему удалось, что его порадовало и т.д. Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|