ГТР с точки зрения КБТ: модели тревоги, мета-когниции, терапевтические мишени и цели терапии

О ГТР (генерализованном тревожном расстройстве) в практике психолога можно прочесть по ссылке

Актуальная патологическая тревога возникает в результате нарушения способа обработки информации.

Человек испытывает тревогу из-за негативного взгляда  на мир и самого себя (дисфункциональных предположений), которые формируются с детства и представляют собой базовые схемы-убеждения (мир как опасность, в котором человек не в состоянии справляться с трудностями). Происходит интерпретация текущих состояний как угрожающих.

Дисфункциональные предположения чаще всего связаны с неприятием другими людьми, ответственностью, симптомами тревоги и физическими болезнями. Человек с ГТР, как правило, переживают повседневные события и симптомы стрессовых реакций в катастрофическом ключе. Постепенно, со временем, внимание направляется на все более мелкие ситуации, которые могли бы представлять потенциальную угрозу.

О модели формирования ГТР с позиции КБТ можно прочесть здесь
Аарон Бек предполагал, что тревога возникает в том случае, когда масштаб предполагаемой угрозы превышает предполагаемую способность противостоять этой угрозе.

Последние когнитивные модели ГТР выделяют два типа тревоги (Уэлс, Батлер, 2000):

  • Тревога первого типа: оценка внешних событий и физических симптомов (финансы, здоровье, неудачи, работа, учеба и др.). Например: «Что, если заболеет ребенок? А вдруг я не сделаю работу в срок?»;
  • Тревога второго типа (мета-тревога): оценка собственных мыслей как таковых. Эти мета-когниции могут быть негативными и позитивными. Позитивные – ресурс для КБ терапии. Задача КБТ – сделать из негативных мета-когниций позитивные. Например: «Вдруг от тревоги я сойду с ума!? (отрицательная мета-когниция) Если я буду чрезмерно тревожиться, то могу сделать себе только хуже (позитивная мета-когниция)». 
Нормальное беспокойство превращается в тревогу, характерную для ГТР, когда появляется негативная тревога второго типа.
 На терапии следует обращать внимание, что человек с ГТР одновременно (!) боится не волноваться (из-за магического мышления, установок и др.) и что слишком тревожится. Отсюда возникает постоянный контроль за проявлениями тревоги. А избегающее поведение носит скрытый характер («Мне нельзя так думать! Слишком много мыслей по этому поводу!») и не привязано к конкретным ситуациям или объектам (как при фобиях). Подобное избегание подкрепляет негативные убеждения.

Это мешает самому человеку с ГТР и КБ-терапии в том, чтобы:

  • Продумать возможные последствия своей тревоги;
  • Оценить и сделать на их основании конкретные выводы;
  • Убедиться, что даже если перестать сильно беспокоиться, это не приведет к катастрофическим последствиям, которых опасается клиент.
Рекомендация: следует убеждать клиентов в том, чтобы принять свою тревогу, перестать ее подавлять и занять по отношению к ней позицию наблюдателя, смягчив тем самым ее негативное эмоциональное воздействие. Подобного рода платформа «принятия тревоги и наблюдательная позиция» существенно увеличивает позитивный прогноз на терапию ГТР.

Факторы, усиливающие тревогу второго рода (мета-тревогу):

  • Перфекционизм. Страх совершить ошибку или что все может пойти не по сценарию;
  • Чрезмерная ответственность. Страх, что если не беспокоиться, то нежелательная ситуация действительно произойдет. Клиент с ГТР убежден, что если он беспокоится, то защищает себя от негативных событий;
  • Чувство неконтролируемости. Страх, что можно упустить что-то существенное, если перестать контролировать. Именно поэтому контроль приобретает форму собственного беспокойства.

Межличностные факторы, влияющие на течение ГТР (провоцирующие и поддерживающие тревогу):

  • Изменение жизненной роли (рождение ребенка, декретный отпуск, смена места работы или должности, изменение в составе семье, уход ребенка из семьи и др.);
  • Потеря (смерть близкого, разрыв отношений, развод, увольнение и др);
  • Конфликты (с родителями, детьми, на работе)
В результате ретроспективных исследований лиц с ГТР было выявлено, что в детстве они играли по отношению к родителям обратную роль: они должны были ослабить эмоциональный разлад между родителями (ребенок эмоционально больше заботится о своей матери, чем она о нем). Отсюда страх за других людей, что они не смогут справиться с потенциальными угрожающими событиями.

  Проработка в ходе терапии всех факторов дает достаточную информацию для построения когнитивных схем и убеждений клиента, что является отправной точкой в терапии.

Задачи и цели КБ терапии ГТР

Цель терапии – научить клиента с ГТР по-новому думать, чтобы изменить ригидные когнитивные процессы, заставляющие его видеть мир в одной угрожающей плоскости.
Используемые методы должны предотвратить избегающее поведение, т.е. ограничить страхи и тревогу, научить клиента выдерживать сильные эмоциональные и физические реакции. По этой причине, когнитивными методами необходимо прорабатывать метакогниции.

Когнитивная работа заключается в способности видеть ситуацию с разных точек зрения.

Если у клиента присутствуют чрезмерные опасения по поводу физической болезни, очень важно это обсудить и пройти экспозицию с катастрофическими представлениями.
При работе с эмоциями важно помочь клиенту увеличить объем эмоций, справляться с сильными чувствами в ролевых проигрываниях и других психодраматических методах (пустой стул, двойник и др.), в полной мере испытать эмоции в реальной жизни.
Проблемы клиент должен решать активными действиями, а не мыслями о страхе или беспокойстве. Поэтому важно вести записи о своих эмоциях, страхах и беспокойствах, научиться фиксировать их начало и конец, отслеживая причины, их вызывающие.
В ходе беседы следует сосредотачиваться на актуальном эмоциональном состоянии. Нет смысла обсуждать последующие опасения и беспокойства, так как они приводят к избегающему поведению. А фиксация окончания тревожного размышления подкрепляет реальность и подводит к выводу, что опасения и тревога на самом деле чрезмерны.
Избегающее поведение менее очевидно, чем при фобиях, но его непременно следует обсудить и проанализировать. Как правило, не следует практиковать техники отвлечения внимания от тревожащего переживания, так как это вид избегающего поведения.
Клиенту часто в ситуации терапии требуется заверение от терапевта в том, что ничего плохого не произойдет. Этого принципиально следует избегать, поскольку такое заверение уклоняет клиента от самостоятельного решения проблем и переживания сильных эмоций.
Релаксационные методы призваны справляться с физическим напряжением, но не с пугающей ситуацией. В расслабленном состоянии легче получать альтернативные представления о ситуации и больше творчества в поиске решения проблемы.
При терапии могут помочь методы контролируемого воображения, когда представляются пугающие ситуации и постепенно проживаются с позитивным исходом (или замененной дезадаптивной установки на адаптивную).
Следует отмечать даже незначительные положительные эмоции, чтобы научить испытывать позитивный опыт, практиковать приятные моменты в различных формах. С этой же целью необходимо поддерживать внимание клиента на позитивных событиях – спрашивать о том, что ему удалось, что его порадовало и т.д.
Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 607
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Методы ИРП и АРТ-терапии при сопровождения клиента в постстрессовый период.
  • Тревога. По каким правилам живет в нас тревога. Как забрать власть у тревоги. Часть 1
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Сопровождение или изменение клиента. Близость в терапии
  • Тревога: Важнейшее Чувство в Терапии
  • Тревога и поиск работы. Проявления тревоги и как справиться.
  • Рассказ клиента от первого лица: Трансформация образа Матери в терапии
  • Как проявляется сепарационная тревога в терапии и в жизни?
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Что можно и полезно обсудить на семейной терапии (для клиентов).
  • Завершение терапии, уход клиента
  • Тревога. Как научиться жить без ТРЕВОГИ.
  • Лечение тревоги и панических атак в групповой терапии
  • Слова - ничто. Голос - всё! И можно ничего не рассказывать про себя на терапии (думать про запрос)
  • Что такое тревога. Отличия тревоги и страха.
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • "Чаша терпения" или как тревога превращается в тревогу невротическую
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Методы арт-терапии при работе с детьми, переживающими последствия развода.
  • Если я дошла до терапии, я уже на своей стороне
  • Права клиента в терапии
  • О гештальт терапии для клиента
  • Сопротивление у клиента в терапии
  • О любви к себе и не только в мета-позиции...)
  • Ориентиры в терапии для клиента и консультанта.
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • Как я работаю с сопротивлением клиента в терапии
  • Фрустрация клиента в гештальт-терапии
  • Как избавиться от ТРЕВОГИ? ТРЕВОГА – обратная сторона ИНТЕРЕСА.
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь