ГТР с точки зрения КБТ: модели тревоги, мета-когниции, терапевтические мишени и цели терапии

О ГТР (генерализованном тревожном расстройстве) в практике психолога можно прочесть по ссылке

Актуальная патологическая тревога возникает в результате нарушения способа обработки информации.

Человек испытывает тревогу из-за негативного взгляда  на мир и самого себя (дисфункциональных предположений), которые формируются с детства и представляют собой базовые схемы-убеждения (мир как опасность, в котором человек не в состоянии справляться с трудностями). Происходит интерпретация текущих состояний как угрожающих.

Дисфункциональные предположения чаще всего связаны с неприятием другими людьми, ответственностью, симптомами тревоги и физическими болезнями. Человек с ГТР, как правило, переживают повседневные события и симптомы стрессовых реакций в катастрофическом ключе. Постепенно, со временем, внимание направляется на все более мелкие ситуации, которые могли бы представлять потенциальную угрозу.

О модели формирования ГТР с позиции КБТ можно прочесть здесь
Аарон Бек предполагал, что тревога возникает в том случае, когда масштаб предполагаемой угрозы превышает предполагаемую способность противостоять этой угрозе.

Последние когнитивные модели ГТР выделяют два типа тревоги (Уэлс, Батлер, 2000):

  • Тревога первого типа: оценка внешних событий и физических симптомов (финансы, здоровье, неудачи, работа, учеба и др.). Например: «Что, если заболеет ребенок? А вдруг я не сделаю работу в срок?»;
  • Тревога второго типа (мета-тревога): оценка собственных мыслей как таковых. Эти мета-когниции могут быть негативными и позитивными. Позитивные – ресурс для КБ терапии. Задача КБТ – сделать из негативных мета-когниций позитивные. Например: «Вдруг от тревоги я сойду с ума!? (отрицательная мета-когниция) Если я буду чрезмерно тревожиться, то могу сделать себе только хуже (позитивная мета-когниция)». 
Нормальное беспокойство превращается в тревогу, характерную для ГТР, когда появляется негативная тревога второго типа.
 На терапии следует обращать внимание, что человек с ГТР одновременно (!) боится не волноваться (из-за магического мышления, установок и др.) и что слишком тревожится. Отсюда возникает постоянный контроль за проявлениями тревоги. А избегающее поведение носит скрытый характер («Мне нельзя так думать! Слишком много мыслей по этому поводу!») и не привязано к конкретным ситуациям или объектам (как при фобиях). Подобное избегание подкрепляет негативные убеждения.

Это мешает самому человеку с ГТР и КБ-терапии в том, чтобы:

  • Продумать возможные последствия своей тревоги;
  • Оценить и сделать на их основании конкретные выводы;
  • Убедиться, что даже если перестать сильно беспокоиться, это не приведет к катастрофическим последствиям, которых опасается клиент.
Рекомендация: следует убеждать клиентов в том, чтобы принять свою тревогу, перестать ее подавлять и занять по отношению к ней позицию наблюдателя, смягчив тем самым ее негативное эмоциональное воздействие. Подобного рода платформа «принятия тревоги и наблюдательная позиция» существенно увеличивает позитивный прогноз на терапию ГТР.

Факторы, усиливающие тревогу второго рода (мета-тревогу):

  • Перфекционизм. Страх совершить ошибку или что все может пойти не по сценарию;
  • Чрезмерная ответственность. Страх, что если не беспокоиться, то нежелательная ситуация действительно произойдет. Клиент с ГТР убежден, что если он беспокоится, то защищает себя от негативных событий;
  • Чувство неконтролируемости. Страх, что можно упустить что-то существенное, если перестать контролировать. Именно поэтому контроль приобретает форму собственного беспокойства.

Межличностные факторы, влияющие на течение ГТР (провоцирующие и поддерживающие тревогу):

  • Изменение жизненной роли (рождение ребенка, декретный отпуск, смена места работы или должности, изменение в составе семье, уход ребенка из семьи и др.);
  • Потеря (смерть близкого, разрыв отношений, развод, увольнение и др);
  • Конфликты (с родителями, детьми, на работе)
В результате ретроспективных исследований лиц с ГТР было выявлено, что в детстве они играли по отношению к родителям обратную роль: они должны были ослабить эмоциональный разлад между родителями (ребенок эмоционально больше заботится о своей матери, чем она о нем). Отсюда страх за других людей, что они не смогут справиться с потенциальными угрожающими событиями.

  Проработка в ходе терапии всех факторов дает достаточную информацию для построения когнитивных схем и убеждений клиента, что является отправной точкой в терапии.

Задачи и цели КБ терапии ГТР

Цель терапии – научить клиента с ГТР по-новому думать, чтобы изменить ригидные когнитивные процессы, заставляющие его видеть мир в одной угрожающей плоскости.
Используемые методы должны предотвратить избегающее поведение, т.е. ограничить страхи и тревогу, научить клиента выдерживать сильные эмоциональные и физические реакции. По этой причине, когнитивными методами необходимо прорабатывать метакогниции.

Когнитивная работа заключается в способности видеть ситуацию с разных точек зрения.

Если у клиента присутствуют чрезмерные опасения по поводу физической болезни, очень важно это обсудить и пройти экспозицию с катастрофическими представлениями.
При работе с эмоциями важно помочь клиенту увеличить объем эмоций, справляться с сильными чувствами в ролевых проигрываниях и других психодраматических методах (пустой стул, двойник и др.), в полной мере испытать эмоции в реальной жизни.
Проблемы клиент должен решать активными действиями, а не мыслями о страхе или беспокойстве. Поэтому важно вести записи о своих эмоциях, страхах и беспокойствах, научиться фиксировать их начало и конец, отслеживая причины, их вызывающие.
В ходе беседы следует сосредотачиваться на актуальном эмоциональном состоянии. Нет смысла обсуждать последующие опасения и беспокойства, так как они приводят к избегающему поведению. А фиксация окончания тревожного размышления подкрепляет реальность и подводит к выводу, что опасения и тревога на самом деле чрезмерны.
Избегающее поведение менее очевидно, чем при фобиях, но его непременно следует обсудить и проанализировать. Как правило, не следует практиковать техники отвлечения внимания от тревожащего переживания, так как это вид избегающего поведения.
Клиенту часто в ситуации терапии требуется заверение от терапевта в том, что ничего плохого не произойдет. Этого принципиально следует избегать, поскольку такое заверение уклоняет клиента от самостоятельного решения проблем и переживания сильных эмоций.
Релаксационные методы призваны справляться с физическим напряжением, но не с пугающей ситуацией. В расслабленном состоянии легче получать альтернативные представления о ситуации и больше творчества в поиске решения проблемы.
При терапии могут помочь методы контролируемого воображения, когда представляются пугающие ситуации и постепенно проживаются с позитивным исходом (или замененной дезадаптивной установки на адаптивную).
Следует отмечать даже незначительные положительные эмоции, чтобы научить испытывать позитивный опыт, практиковать приятные моменты в различных формах. С этой же целью необходимо поддерживать внимание клиента на позитивных событиях – спрашивать о том, что ему удалось, что его порадовало и т.д.
Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 537
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когнитивно-поведенческий подход при ГТР: первичное интервью, оценка ГТР и цели терапии
  • Механизм формирования ГТР с точки зрения КБТ
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Лучшие дыхательные техники при панических атаках (ПА), фобиях, ОКР, ГТР, ПТСР, социофобии.
  • Что можно и полезно обсудить на семейной терапии (для клиентов).
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Что такое тревога. Отличия тревоги и страха.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Феноменология и терапия ГТР и ПА
  • Генерализованное тревожное расстройство - ГТР.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как выбрать психолога? Что важно знать и на что обращать внимание
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • Что можно, а чего нельзя получить в терапии?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Что будет, если не лечить тревогу?
  • Проблемы в школе с письмом и чтением? На что следует родителям обратить свое внимание.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что делать, если накрыла тревога или паническая атака?
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Безопасность ребенка. На что следует обратить внимание.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь