|
Методы ИРП и АРТ-терапии при сопровождения клиента в постстрессовый период.Автор статьи: Елена Москвина
Москвина Елена Владимировна Аннотация В данной статье рассматривается способ коррекции эмоционального состояния клиента после пережитого стресса вследствие утраты, потери, расставания (развод, потеря семьи). В качестве способа коррекции эмоционального состояния клиента предлагается инновационный метод, сочетающий в себе элементы Арт-терапии и Интегративно-ресурсной психотерапии (ИРП). Данный метод позволит клиенту в рамках краткосрочной психотерапии (далее-терапии) обнаруживать свои заблокированные чувства и самостоятельно корректировать свое психическое состояние, наполняя жизнь позитивными эмоциями и впечатлениями. В этом отлично помогает арт-терапия, которая высвобождает чувства и эмоции, раскрывает талант и способность по-новому воспринимать окружающую действительность. У клиента снова появляется уверенность в своей значимости для мира, для людей, для самого себя. Появляется вера в себя. Чувство покинутости, одиночества уходит, сменяется на чувство уверенности и радости, появляется интерес к самому себе, к своим неизведанным до сих пор способностям и талантам. Ключевые слова: проживание стресса расставания, арт-терапия, интегративно-ресурсная психотерапия (ИРП). Введение Вследствие расставания с близким человеком стресс неизбежен, после таких событий обязательно происходит осмысление происходящего, что сопровождается глубоким проживанием случившегося, которое происходит в несколько этапов. В том, случае, когда все стадии проживания позади и клиент преодолел острый период стресса, на последней завершающей стадии принятия, он особо остро чувствует пустоту в части эмоциональных переживаний. Страдал - был занят, а отпустил - стало пусто. Возникает необходимость наполнения опустевшей эмоциональной жизни. В это время сопровождение клиента специалистом не менее важно, чем в острый период переживания утраты, так как для создания новых счастливых отношений клиент должен находиться в достаточно устойчивом гармоничном эмоциональном состоянии. Этим обусловлена актуальность данного исследования. Цель исследования: Исследование эффективности использования инновационного метода, сочетающего в себе элементы Арт-терапии (рисование) и ИРП, в качестве инструмента сопровождения клиента в постстрессовый период. Методы исследования: инновационный метод, сочетающий в себе элементы Арт-терапии и Интегративно-ресурсной терапии (ИРП). Практическая значимость исследования: Метод Арт-терапии в сочетании с ИРП помогает успешно и достаточно быстро (во время сессии в 1.5-2 часа) обнаружить заблокированные чувства, проработать их, после чего человек наполняется положительными эмоциями. С помощью Арт-терапии клиент впоследствии самостоятельно может регулировать баланс своих чувств, поддерживая устойчивое гармоничное эмоциональное состояние. Теоретическую основу данного исследования составили лекции и тренинги Доктора Психологии В.Л. Савеличевой (Социально-психологический центр "Вера", г. Зеленоград)[5], работы В. Н. Никитина «Арт-терапия» [4], Ю.В. Готовского, Л.Б. Косаревой, Ю.Ф. Перова. «Цветовая светотерапия»[1], «Новая теория света и цвета» И.Ньютона[5], Гёте И.В. К учению о цвете (хроматика)[2]. Переживание стресса расставания часто сопровождается вытеснением негативных эмоций на подсознание. Вытесненные эмоции – это забытые, «наглухо забитые» чувства в самых дальних уголках нашей души, потому что очень больно прикасаться к ним. Но там, в прошлом, в ситуации психической травмы осталась самая прекрасная, самая любящая часть человека, без которой ему дальше по жизни идти трудно, тоскливо и одиноко. Когда человека посещает чувство одиночества – то это его бесконечная тоска не по какому то конкретному человеку, это тоска по той части себя, что оставлена в прошлом, в состоянии боли, стыда, отчаяния. Стать цельной личностью, собрать все оставленные в прошлом и позабытые части себя самого, чтобы идти дальше по жизни, ощущая радость, приветствуя все происходящие события полным своим принятием, в доверии к самому себе, и знать, что все происходящее только во благо душе - вот это огромное счастье для каждого. Обнаружить и осознать эти потерянные части себя, обрести целостность личности помогает уникальная методика и практика Интегративно-Ресурсной Психотерапии (ИРП) В.Л. Савеличевой [6]. Описание теории психологии искусства и анализ эмпирического исследования природы творчества, методологии формирования художественных и музыкальных способностей представлены в трудах выдающихся российских психологов: Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, С. Я. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Д. Эльконина и др. Существенную роль в методологию арт-терапии, в создание и интерпретацию моделей арт-терапевтической практики внесли зарубежные специалисты: Р. Арнхейм, К. Бах, К. Берк, Ф. Биррен, Д. Винникот, К. Кох, Э. Крис, М. Милнер, Дж. Морено, Я. Морено, М. Наумбург, П. Ренер, А. Сторр, З. Фрейд, А. Фрейд, П. Цанев, А. Эппли, А. Эренцвейг, К. Юнг, Я. Якоби и др. Современные научно-философские представления о принципах, техниках и моделях арт-терапевтической работы представлены в трудах отечественных ученых: М. Е. Бурно, И. В. Вачкова, А. Л. Гройсмана, Н. Б. Долгополова, А. И. Копытина, Л. Д. Лебедевой, Г. М. Назлояна, В. Н. Никитина, Н. Н. Николаенко, В. И. Петрушина, О. Ф. Потемкиной, Ю. Шевченко и др. В работах выдающихся философов Нового и Новейшего времени отмечается мысль, что человек, как самоорганизующееся существо, не может не творить. Его намерение направлено: • на глубинное познание себя и окружающего мира; • на эксцентрическое выражение себя в мире; • на бесконечное творение себя и мира; • на потаенное стремление заглянуть за границы реального, проникнуть за видимую сторону бытия; • на неустанное преодоление границ обыденного в сторону трансцендентального переживания и познания мира. По всей видимости, произведение искусства, как пространство синтеза личностных форм выражения, отражает потребность человека в саморазвитии, самореализации. …Иначе говоря, в пространстве искусства личность: • заново творит себя; • выражает то, что не позволяет себе выразить в условиях обыденности; • открывает в себе новые возможности и творческие способности; • переживает особое чувство трансцендентальности и красоты; • расширяет границы восприятия и сознания, изменяя свое отношение к действительности и к себе.[4] Философские предпосылки арт-терапевтической методологии «Немецкая школа» Фридрих Вильгельм Шеллинг: «Искусство есть изображение внутреннего через внешнее». Арнольд Гелен: «Картина является уже не подражанием видимому миру, а творит знаковую структуру изнутри себе самой». Мартин Хайдеггер: Художественное творение есть то, «из чего все выходит наружу и куда все возвращается». Произведение искусства – это вещь, которая, однако, сверх того означает еще нечто иное (будучи символом, указывает на что-то; будучи аллегорией, говорит о чем-то ином). Хельмут Плеснер: «Эксцентрическая позиционная форма… обусловливает его (человека) изначальную искусственность, творческий порыв». «Французская школа» Жак Маритен: «Искусство косвенным и внешним образом подчинено Морали». Анри Бергсон: «Восприятие оказывается не зеркалом вещей, но мерой нашего возможного действия на вещи, а значит, и, обратно, мерой возможного действия вещей на нас». Анри Матисс: «Творить – значит выражать то, что есть в тебе». Жиль Делез: «Душа в себе обладает двумя фундаментальными характеристиками: резонансом и живостью». В контексте рассмотрения предмета исследования можно выделить следующие ключевые положения философии искусства, интерпретация содержания которых позволяет разработать методологию теории арт-терапии: • творчество как выражение «внутреннего через внешнее»; • произведение искусства как продукт творения знаковой структуры «изнутри себе самой»; • произведение искусства как «вещь», «символ», «аллегория»; • изначальная «искусственность, творческий порыв» человека; • творение как «экспрессивная форма художественного выражения»; • восприятие как мера «возможного действия вещей на нас». Человек творящий есть и субъект творения, и объект собственного процесса созидания. В акте творчества он выражает насущные для себя, предопределяемые скрытыми потребностями глубинных слоев психики и культурными доминантами, устремления и намерения. Всматриваясь в собственную творческую работу, человек познает в себе то, что недоступно для восприятия на уровне рационального сознания, что не поддается точной интерпретации. Творящий субъект выступает в качестве объекта, так как его произведение само в процессе работы воздействует на его перцептивные и когнитивные поля, моделирует его восприятие, изменяя спектр чувствования не только художественного материала, но и отношение к миру в целом. Не в этом ли заключается терапевтический контекст арт-процесса, его исцеляющее значение для самого творящего?[4] Мы предлагаем использовать инновационный метод, сочетающий в себе элементы Арт-терапии (рисование) и ИРП в практике работы с клиентами в рамках сопровождения в постстрессовом периоде. На консультации психолога клиент, рассказывая историю своей жизни, вместе со специалистом ищет психотравмирующие ситуации, когда произошло вытеснение негативных эмоций, при этом используя такие способы как написание мемуаров, рисование всплывающих в сознании картин и т.п. "Руки - это крылья сердца", как говорит В.Л. Савеличева. В нашей практике наиболее эффективным оказался такой способ: через рисование красками и восприятие цветов, через творение руками ярких красочных картин клиент соприкасается со своими чувствами, проживает их вновь, открывает их для себя и принимает. Известно, что в радуге присутствуют семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если соединить все цвета радуги, получится белый цвет. [5] Радуга получается путем преломления солнечного луча в атмосфере и его разложения в цветной спектр. Цветной спектр - это широкая полоса, которую мы видим на небе, состоящая из узких полосок. Каждая полоска имеет свой цвет и определенную длину волны электромагнитного колебания. Общепринято в дуге радуги обозначать всего 7 цветов, на самом же деле их больше и все цвета в ней плавно переливаются от темно-красного до темно-фиолетового. При обратном смешивании всех цветов радуги получается снова белый цвет, так как электромагнитные колебания разных длин волн друг друга не поглощают. Согласно интегративно-ресурсной психотерапии В. Л. Савеличевой, «Шкала чувств»(рис.1) включает в себя семь основных, базовых чувств. Слева - внимание, забота, нежность, доверие, радость, восхищение, восторг. Справа - жалость, долг, стыд, страх, обида, гнев, ярость. Точка покоя в центре.
Рис.1
Если нарисовать круг (рис 2), в котором отобразить все цвета радуги по порядку, от внешнего края круга к центру, получится, что в красной зоне самые крайние чувства, восторг и ярость, а в центре, в фиолетовом цвете самые спокойные, внимание и жалость. Казалось бы, что это противоположные чувства, а они оказываются энергетически одинаковыми. Красные восторг и ярость (самые сильные, и самые живые), оранжевые восхищение и гнев (можно сказать: "гневаюсь, потому что восхищаюсь", или "ненавижу, когда ты так делаешь, потому что люблю тебя"), желтые радость и обида (если радуешься происходящему, то обиде уже нет места; осознав обиду, приходишь к радости, что эта ситуация произошла и показала тебе что-то жизненно-важное), зеленые доверие и страх (если есть доверие, то нет страха), голубые нежность и стыд, синие забота и долг, фиолетовые внимание и жалость.
Рис.2 Есть такое выражение «Белый свет увидел», это означает - ощутил счастье. Хочешь ощутить счастье – позволь себе испытывать все чувства, которые присутствуют на «Шкале чувств», от восторга до ярости. Каждое чувство важно и нужно, каждое выполняет свою функцию в нашей жизни. Например, «страх + обида + гнев» в триединстве это инстинкт самосохранения. Чувства, как и цвета, имеют волновую природу. Вспомните состояние, которое называют словом «волнение». Цветовые волны, так же как и звуковые, затрагивают волны нашей души, наше эмоциональное тело, наши чувства. Многие считают, что хорошо иметь только позитивные чувства, а негативные нужно избегать, прятать и запрещать себе. Но, если быть только в позитивных чувствах, то покой на «Шкале чувств» смещается от центра вправо и приобретает негативный характер. Отрицать (вытеснять) свои негативные чувства невозможно без ущерба для души, без потери ее целостности. Часто причины этого кроются в детстве: родители, учителя в школе запрещали выражать гнев, стыдили за страх. Взрослые воспитывали так, как воспитывали их в послевоенное время, когда это помогало выжить в тех сложных исторических условиях. Подавление чувств не дает человеку ощущения счастья. Ведь быть счастливым - это значит жить полной жизнью, позволить себе ощущать жизнь во всех ее проявлениях, испытывая всю палитру чувств. В центре «Шкалы чувств» расположена точка покоя. Но что если наш маятник жизни остановится в этой точке? Состояние полного покоя не присуще живому человеку, так как жизнь человека – это постоянное движение по жизненному пути, испытывая всю гамму чувств от восторга до ярости, по всем цветам радуги. И тем самым человек развивается, помогает своей душе совершенствоваться и приобрести целостность. Чем больше своих потерянных, забытых, брошенных и покинутых, униженных и оскорбленных, обиженных и осужденных частей личности клиента в процессе психотерапии удастся оживить, вернуть к жизни, к дыханию, к волнению, к ощущению всей полноты чувств - тем полноценнее и ярче будет его дальнейший жизненный путь. Приведем описание клинического случая использования инновационного метода, сочетающего в себе элементы Арт-терапии (рисование) и ИРП из нашей практики. Клиентка. 41 год. Произошло расставание с мужчиной. Пришла с запросом: «я хочу его вернуть». 1. Беседа (15-20 мин). Выяснилось, что клиентка полностью сосредоточена на партнере, с которым рассталась, все разговоры только о нем. Вся жизнь в течение последних 2-х лет связана только с ним. Жили гражданским браком в ее квартире, свою квартиру он сдавал. Деньги у каждого свои, в последнее время ругались, и вот он собрал вещи и ушел. У нее есть сын 7 лет от предыдущего (тоже гражданского брака). 4 года назад предыдущий гражданский муж ушел и забрал (без ее согласия) сына с собой. Сын живет со своим отцом и его новой семьей, с ней встречается редко (когда его отец позволит), клиентка через суд добивается, чтоб вернуть себе ребенка, но безуспешно. Но на сессии разговора о сыне нет - только об отношениях с мужчиной, который ушел, «бросил ее», как она говорит. 2. Медитация (5 мин) - погружение в себя, соединение со своими чувствами. 3. Рисунок (10 мин) – в данном случае акварельными красками на листе для акварели (можно использовать любые доступные виды красок: масло, гуашь, акрил) Рисовать то, что идет из сердца. «Руки - крылья сердца» и сами выберут те цвета, которые идут из чувств, из сердца. В процессе рисования клиентка плачет, слезы сами по себе бегут. Говорит - «жалко себя». 4. Погружение в то, что нарисовано. На картинке - бледно-розовый цветок с фиолетовой серединкой, на голубом фоне. Спрашиваю: - «Что это?». Начинает говорить, идут эмоции, одна за другой. Я прошу говорить вслух. Говорит: «раздражительность, страх что бросят, страх одиночества, боль, обида, стыд,… Я какая-то ненормальная, ненужная, неправильно все делаю, истеричка, меня стерли, меня нет» и т.д. Спрашиваю: - «А что хочешь вместо всего этого?» Отвечает: - «Покой, вернуться к себе, войти в обычное русло, успокоиться». 5. Интегративно-ресурсная психотерапия: «Закрой глаза, повторяй свое имя. Зови ее. Говори: « Любимая моя, я иду к тебе. Прости, что оставила тебя в этой боли, стыде, одиночестве. Я иду к тебе, чтобы забрать тебя в свое сердце». Спрашиваю: «Видишь ее? Какая она, опиши». Клиентка описывает: «Она молодая, уверенная, красивая. 17 лет ей. Пришла на свидание к кинотеатру, ждала парня. Может быть, час ждала, сколько не помню, а он не пришел. Я поняла, что он бросил меня». Задаю вопрос: «Хочешь забрать ее оттуда, от этого кинотеатра?» Клиентка: «Да!» Прошу клиентку повторять за мной: «Любимая моя, прости, что так надолго оставила тебя там. Теперь я с тобой, а ты со мной. Я забираю тебя в свое сердце». Клиентка говорит, сначала плачет, потом перестает, улыбается, открывает глаза, говорит, уверенным голосом: «Теперь я целая». 6. Предлагаю посмотреть на ту же картинку снова. Спрашиваю: «Что это?» Говорит: «Нежность, радость и любовь». 7. После окончания сессии у клиентки появилось состояние воодушевления, радости. Спрашиваю о ее состоянии. Говорит, что пришло спокойствие, осознание, что ничего в принципе не случилось, все живы. В следующие дни после сессии стала работать, нормально адекватно разговаривать, смеется над собой, говорит - надо же какая дурочка была, страдала и плакала. Через неделю мужчина, из-за расставания с которым клиентка обратилась за помощью к психологу, пригласил на свидание. А она не сразу, но согласилась пойти. В настоящее время они встречаются, но к себе в квартиру она его проживать не приглашает. Спокойна и уверена в себе. Сейчас занимается собой, своим сыном, налаживаются отношения с предыдущим гражданским мужем - отцом ребенка, тот стал охотнее давать общаться с сыном, каждые выходные ребенок у нее, даже на неделю на каникулы отпускал жить к ней. Такого раньше она представить не могла, только мечтала об этом. Таким образом, результатом процесса (соединения со своей «забытой частью в 17 летнем возрасте») стало налаживание отношений с бывшим мужем и регулярное общение с сыном. Выводы:
Заключение В данной статье рассматривается способ коррекции эмоционального состояния клиента после пережитого стресса вследствие утраты, потери, расставания (развод, потеря семьи). В качестве способа коррекции эмоционального состояния клиента предлагается инновационный метод, сочетающий в себе элементы Арт-терапии и ИРП. Пример психотерапевтической сессии с использованием инновационного метода ярко демонстрирует стадии обретения клиентом гармоничного эмоционального состояния для создания новых счастливых взаимоотношений, и эффективность использования метода арт-терапии в сочетании с ИРП.
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|