Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение, уход, забота) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия.
В настоящее время существует значительное количество видов арт-терапии. Это и анимационная терапия, библиотерапия, видеотерапия, драматерапия, игротерапия, маскотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, метафорические ассоциативные карты и т.д.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:
• внутри- и межличностные конфликты,
• кризисные состояния
• травмы
• потери
• постстрессовые расстройства
• невротические расстройства
• психосоматические расстройства
• развитие целостности личности
• многое другое
Использование данной психологической практики в войсковой части позволяет улучшить отношения между сослуживцами, командным составом, противоположным полом, даёт возможность лучше понять себя, свои качества, ресурсы, посмотреть на ситуацию «другими глазами», «как бы со стороны», снять эмоциональное напряжение
Цветокоррекционная методика В.А.Кулешова и опыт применения в войсковой части
Один из видов арт-терапии является Цветотерапия. При работе с военнослужащими срочной службы высокую эффективность показал Цветокоррекционный метод с альбомом коррекционно-оздоровительных картин В.А. Кулешова.
Являясь экономистом, педагогом, психологом-дефектологом, доктором философии (Европейской аттестации), директором по науке АНО «НИИ Информации и цвета», создатель науки "Хромалогия" - науке о кодированном цвете, которая была официально признана Российской Академией наук (РАН) автор многочисленных книг - Кулешов Валерий Анатольевич разработал ряд программ и методов цветокоррекции.
Альбомом коррекционно-оздоровительных картин можно эффективно применять в воинском коллективе при решении различных проблем, а главное снятия эмоционального напряжения в связи с переводом проблемы с бессознательного уровня на уровень сознания, а также последующей её коррекцией.
Диагностико-коррекционный альбом В.А.Кулешова состоит из 15 картин (лист с различными сочетаниями цветов). Работа с альбомом состоит из двух этапов.
Первый этап – диагностическо-коррекционный . Для удобства пользования альбом можно разделить на отдельные листы. Военнослужащему предлагается просмотреть внимательно и выбрать один цветной лист (картина) который «нравиться» и один который «не нравиться». С этого момента кроме диагностики начинается и коррекция эмоционального состояния через зрительно-слухо-мышечное восприятие по средствам перебора картин. Далее психолог разъясняет значение выбранных двух картин военнослужащему. По картине, которая «нравиться», определяется и озвучивается проблема «недостатка чего-то» (как правило, мы выбираем то, что нам «нравиться», то, чего «недостаёт», то, чего «хочется»). Например, более 50% обратившихся за помощью слабо физически развитых военнослужащих срочной службы, как правило, выбирают СПОРТИВНУЮ картину. Данное цветовое сочетание связано с физическим развитием (т.е. желание развить физические качества, нарастить мышечную массу, быть более ловким, гибким, выносливым и т.д.). Затем аналогичная работа проводится с картинкой которая «не нравиться», т.е. того, чего «в избытке», «не нравиться»- «не хочу». Например, военнослужащий срочной службы, тяжело переживающий разрыв отношений с девушкой выбрал картину ИНТИМНАЯ. Данное цветовое сочетание возможно говорит о не желании найти взаимопонимание с близким человеком. Военнослужащий, характеризуемый как вспыльчивый, нарушающий воинскую дисциплину, злоупотреблявший до армии спиртными напитками выбрал картину («не нравится») ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ, что соответствует желанию быть и чувствовать себя больным.
Второй этап метода – коррекционный. Из двух отобранных листов военнослужащему предлагается определить один, с которым будет проведена арт-терапия. Военнослужащему предоставляется чистый лист бумаги формата А4, цветные карандаши, ластик. После этого ему даётся задание: имея перед собой лист из альбома цветокоррекции нарисовать на чистом листе всё, что придет в голову - геометрические фигуры, слова, любые символы и образы, даже если это просто точка, черта или кривая. На данном этапе после получения инструкции клиент работает самостоятельно, таким образом, перенося, «выплёскивая» на лист бумаги свои негативные эмоции (при работе с листом «не нравится») или формирует образ, настраивая себя на достижение желаемого (при работе с листом «нравится»).
После прорисовки военнослужащему срочной службы объяснять или показывать рисунок не нужно, он делает с рисунком всё, что хочет - берёт себе, разрывает, выкидывает или уничтожает другими способами. Так завершается коррекционный этап.
Например, военнослужащий срочной службы, воспитывавшийся без родителей, имеющий вспыльчивый характер, выбравший картину («нравится») ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, что соответствует желанию улучшить поведение, результате проведения коррекционной работы по отзывам командира подразделения стал более терпеливым и исполнительным. Или другой пример: у военнослужащий, показавший по результатам первого этапа диагностики не желание «находиться в депрессии», после проведения коррекционной работы улучшилось его самочувствие, активность, настроение, а депрессивное состояние другими тестами не диагностировалось.
Для оценки эмоционального состояния, а также эффективности данного метода военнослужащим срочной службы предлагалось оценить своё эмоциональное состояние по десяти бальной шкале до и после цветокоррекции, где 0 баллов - очень плохое настроение, состояние -10 балов очень хорошее. Практически все военнослужащие давали более высокую оценку своего эмоционального состояния после проведенной с ними работы.
Резюмируя вышесказанное, отмечу плюсы использования данного метода:
+ перевод на осознанный уровень актуальной и долговременной проблемы беспокоящей более чем 3 года (как следствие - снижение эмоционального напряжения на 50%);
+ простота применения (не требует высокого профессионального уровня, специального обучения);
+ минимальное количество затраченного времени;
+ на этапе коррекции клиент работает самостоятельно;
+высокоэффективен при работе с данной категорией военнослужащих (наблюдаются резкие внешние проявления (реакции) на стадии коррекции (прорисовки) - плаксивость, покраснения кожных покровов, изменение частоты дыхание и т.д. А также в связи положительной субъективной оценкой клиента, подтверждаемой тестом «Самочувствие Активность Настроение»).
Таким образом, из 53 протестированных военнослужащих у 34 выявленные проблемы подтверждались другими методами (тесты, индивидуальные консультации, работа с документами и т.д.). В результате проведённой коррекции более чем у 60% снижается значимость данной проблемы или она не проявляется в дальнейшем. Данный метод применим в воинских коллективах, и даёт положительные результаты.