|
Межведомственное взаимодействие в работе психолога Участковой социальной службыАвтор статьи: 404
Межведомственное взаимодействие в работе психолога Участковой социальной службы (далее УСС) В работе психолога УСС межведомственное взаимодействие отражено не так широко, как в деятельности специалистов по социальной работе. Однако, без обращения к другим организациям, участвующим в профилактике детской беспризорности и безнадзорности, психологическая работа с семьей также не возможна. При том, необходимость обращения к другим организациям может возникать на всех этапах работы психолога с семьей. Условно можно выделить три этапа. I этап. Семья становиться получателем социальных услуг на дому. В начале работы Участковой социальной службы с семьей, встает задача собрать необходимую информацию о текущей ситуации в семье, в том числе психологический анамнез. На данном этапе в работе психолога имеется необходимость во взаимодействии со следующими органами: 1. КДН и ЗП Можайского городского округа, ОУУП и ПДН ОМВД России по Можайскому городскому округу. Необходимо выяснить: a) Как давно семья попала в поле зрение КДН и ЗП и правоохранительных органов; b) Причины постановки семьи на учет в КДН и ЗП; c) Как часто имели место инциденты нарушения прав детей в данной семье; d) Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты); e) Становились ли сами дети правонарушителями. Все это является важной информацией для психолога, т.к. отражает на только формальную сторону вопроса, но и характер взаимодействия семьи с обществом в целом, ее социальный статус, и степень делинквентности членов семьи. 2. Образовательные учреждения Можайского городского органа (детские, дошкольные учреждения, школы, Можайский многопрофильный техникум). Т.к. в образовательном учреждении дети проводят большое количество времени, то представители данных учреждений также могут дать много ценной информации, нужной для формирования психологического анамнеза. В частности, необходимо выяснить: a) Как ребенок ведет себя в образовательной организации; b) Как взаимодействует с детьми (одноклассниками и др.), как со взрослыми (персоналом ОУ); c) Успеваемость ребенка в освоении образовательных программ; d) Уровень развития ребенка; e) Выходят ли родители на связь с учителями/воспитателями, как ведут себя с ними во время бесед и др. 3. Организации здравоохранения Можайского городского округа. При необходимости можно обратиться к врачам-педиатры и фельдшерам ФАП. В данном случае можно получить информация: о наличии у детей хронических соматических заболеваний; как часто ли родители обращаются в мед.учреждения в случае, когда ребенку необходима квалифицированная помощь.
II этап. Плановая работа с семьей. После сбора психологического анамнеза и выяснения запроса членов семьи, относительно работы психолога с ними, формируются план работы психолога УСС с семьей. На данном этапе психолог также обращается в иные организации. 1. Образовательные организации. a) Часто от семьи идет запрос, «позаниматься» с ребенком, чтобы у него улучшилась успеваемость. В данном случае необходимо связаться с классным руководителем, учителями ребенка, чтобы выяснить нужную для работы информацию (как ребенок ведет себя на уроках и в перемены, есть ли у него какие-то предпочтения в учебных дисциплинах, темп его работы на занятиях, утомляемость и др.). Как показывает практика, ребенок во время индивидуальных занятий у психолога, и тот же ребенок в школьном коллективе – это большая разница. По этой причине необходимо иметь тесную связь с классным руководителем клиента. b) Так как многие из семей, получающих социальное обслуживание на дому, попадают в «группу риска»: имеется та или иная форма социально-психологического неблагополучия в семье, опыт насильственных отношений внутри семьи, низкий социальный статус семьи – это может повлечь за собой то, что у ребенка будут проблемы во функционирование в школьном сообществе. Есть риск, что дети могут подвергаться нападкам и травле со стороны одноклассников, или испытывать на себе неприятие и игнорирование со стороны других учащихся. С другой стороны, в зависимости от ряда личностных факторов (индивидуальные психологические особенности ребенка, степень сформированности контроля над своим поведением и др.) и факторов среды (местоположение школы село или город, социальная структура класса и др.) ребенок из «нашей» семьи может оказаться и агрессором. И в том, и в другом случае решение подобной проблемы возможно только во взаимодействии специалистов УСС, родителей и школы. Однако данная тема очень широкая и требует отдельного рассмотрения. c) Мониторинг текущей социальной активности ребенка в ОУ, изменения в эффективности усвоения им образовательных программ. Когда идет работа с ребенком, то взаимодействие с представителям ОУ обязательно. Имея информацию о том, как ребенок ведет себя дома, в школе/детском саду и наблюдая его у себя на консультациях – тогда мы получаем полную картину о тех результатах и изменениях, которые достигаются в работе. 2. КДНиЗП Можайского городского округа, ОУУП и ПДН ОМВД России по Можайскому городскому округу. a) В случае работы с социально-неблагополучной семьей, которая систематически оказывается под санкциями правоохранительных органов, необходимо оперативно узнавать о случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или о том, когда ребенок сам совершает правонарушения. Данная информация необходима, чтобы иметь полное представление о текущей социально-психологической ситуации в семье, знать, какие темы необходимо проработать в первичном порядке. b) Также во взаимодействии со специалистами КДНиЗП и инспекторами полиции профилактика правонарушений, употребления ПАВ и алкоголя и иные формы профилактической работы будут иметь большую эффективность. 3. При необходимости связываться с работниками мед.учреждений. Особенно актуальным этот вид межведомственного взаимодействия является в той ситуации, если в семье рождается ребенок. В процессе работы с семьей может неоднократно возникать необходимость связываться с данными организациями, т.к. семья существует в обществе, которое постоянно ставит перед членами семьи новые задачи и требования. И то, как они на них отвечают является важной информацией для работы психолога.
III этап. Завершение. Когда заканчивается индивидуальный план реабилитации семьи, необходимо связаться со всеми перечисленными выше организациями. На завершающем этапе вновь возникнут вопросы, которые были заданы на I и II. Это необходимо для того, чтобы оценить качество работы, понять какие социально-психологические изменения произошли в семье и как они отражаются на функционировании семьи в обществе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|