|
МОНОТИПИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ (СЕМЕЙНАЯ МОНОТИПИЯ)Автор статьи: Самышкина Олеся Владимировна
Основные проблемы, с которыми родители обращаются к специалистам «Центра социальной поддержки семьи» преимущественно касаются вопросов воспитания детей, межличностных отношений. Члены таких семей чаще всего находятся в кризисе, в трудной ситуации, поэтому у них нет ни времени, ни желания «растягивать удовольствие» и обратиться к длительной терапии. К тому же, у клиентов социальных служб чаще всего есть одно общее качество – они стремятся переложить ответственность за свою жизнь на других (на государство, работников социальной службы и т.д.). Да и все услуги в социальной службе – бесплатные, следовательно, малозначимые для клиента. В таких условиях работать с клиентами очень нелегко. А тем более, если это семьи.
Одной из больных проблем современной семьи в Украине является экономическая нестабильность, социальная незащищенность и повышенная психологическая чувствительность. Статистические данные подтверждают нестабильность и неблагополучность современной семьи [3]. В свою очередь, это порождает страдание взрослых и детей – нервные заболевания, асоциальное поведение, стрессы, беспризорность детей, безответственность, равнодушие, аморальность и жестокость родителей [3]. Психологическая некомпетентность родителей, их неумение наладить позитивные отношения с ребенком, сформировать правильные ценности, стать настоящим образцом и авторитетом для подрастающей личности часто приводит к явлению «скрытой безотцовщины» даже в полных, внешне благополучных семьях [4]. В социальную службу к психологу обращается обычно один член семьи или родитель с ребенком. Обычно это звучит так: «Сделайте с ним (ребенком) что-нибудь!» Работать с одним членом семьи скорее всего не имеет смысла. Ведь семья – это система, стремящаяся к равновесию; система, в которой все взаимозависимо, и которая имеет ряд системных параметров. Семья, стремясь сохранить равновесие, возвращает члена семьи после работы с психологом к привычным паттернам поведения. Если же семья решается прийти вместе, то в надежде, что психолог даст «рецепт», после чего все проблемы решаться сами собой. К длительной терапии обращается 1% семей, находящихся в кризисной ситуации. Дело еще осложняется тем, что в социальной сфере не работают с ко-терапевтом. Обычно работает один практический психолог. Семья, попадая к нему на прием, всеми методами пытается затянуть его в свою систему. Что же делать? «Выписать рецепт» и отпустить с миром? Попытаться вернуть клиентам ответственность, в надежде, что они ее все же заберут? Надеяться, что первый визит не окажется последним? Здесь на помощь приходит арт-терапия. Целью статьи является презентация использования арт-терапевтической техники „Монотипия” в работе с семьей в социальной сфере. Плюсы арт-терапии в работе с семьями в социальной сфере Основной акцент в арт-терапии семьи делается на изучении структурно-функциональных особенностей семьи [1]. Невербальные средства, часто являются единственно-возможными для выражения и прояснения сильных переживаний, это является одним из преимуществ арт-терапии в работе с семьей в социальной службе. Арт-терапия является мощным средством сближения людей, что ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов. Продукты арт-терапевтической деятельности являются свидетельством настроений и мыслей как отдельного человека – клиента, так и целой семьи, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований в сфере социальной помощи. Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека, что приводит к гармонизации взаимоотношений в семье [1, 2]. Арт-терапия, в большинстве случаев, вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации, раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуального неповторимого способа бытия в мире (см. [2]). Целевая аудитория «Центра социальной поддержки семьи, детей и молодежи»: - Семьи, находящиеся в кризисе - Члены семей созависимых (алко-, наркозависимых) - Приемные семьи и детские дома семейного типа [4]. Монотипия как метод работы с семьей Монотипи́я (от «моно» – один и греч. «τυπος» – отпечаток, оттиск, касание, образ) – вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665). Техника монотипии (в изобразительном искусстве) заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Это художественное произведение, выполненное за один прием. Монотипия – уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание. Можно сказать, что монотипия – техника свободы и Божественного вмешательства. Получаемое изображение всегда отличается от того, что изображалось на печатной форме. Замысловатые узоры, проявляющиеся на запечатанном материале, носят случайный характер и не могут быть в точности воспроизведены художником [3]. Таким образом, монотипия – это свобода самовыражения и проекция внутреннего мира, и искренность этой техники оказывается бесспорной. А для непрофессионального художника монотипия – один из новых способов выразить свои сиюминутные эмоции и настроения. Данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Сама прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая позволяет выразить истинную проблему, а не то, что клиент о ней думает или как хочет ее преподнести терапевту. Как известно, взрослые как инструмент общения используют речь. Когда взрослые члены семьи начинают рассказывать о том, зачем они обратились к психологу, выявить истинную проблему оказывается иногда достаточно трудно, поскольку каждый член семьи рассказывает о своем, и далеко не всегда эти рассказы отражают реальную картину. К тому же при их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Техника «Семейная монотипия» базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не задумываясь, рисует, пишет картину, лепит. Известно, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. Невербальное взаимодействие в процессе такой работы способно вскрыть конфликт, который затем возможно обсудить. Эта техника открывает возможность для непрямого обращения к актуальным проблемам, создает в процессе консультирования атмосферу взаимного принятия, доброжелательности, безопасности и эмоциональной поддержки. Особенное значение имеет тот факт, что вся семья, начав рисовать каждый на отдельном стекле (каждому члену семьи дается одно стекло), одновременно, без вербального взаимодействия, делает слепки на одном большом листе бумаге. Завершением арт-терапевтической сессии при использовании „семейной монотипии” будет проговаривание динамики процесса рисования, переживаний участников во время совместного творчества. Продукт совместного творчества будет отображением системного семейного видения проблемы, эмоциональной значимости проблемы для семьи в целом и конкретно для каждого члена семьи, а также будет отображать систему внутрисемейного взаимоотношения внутри существующей проблемы. Терапевтические и диагностические возможности техники «Семейная монотипия» – примеры из практики Пример первый. На терапию обратилась семья из двух членов: мама (Т., 37 лет, безработная, замужем 18 лет, двое детей) и младшая дочь (О., 6 лет). Повод обращения семьи: чрезмерная плаксивость и чувствительность дочери. О. посещает подготовительные занятия к школе. Занятия и учитель, по ее словам, ей нравятся. Но каждое занятие начинается со слез О.. Причем она плачет только до тех пор, пока есть мама, не отпускает ее из класса. Если же Т. дает дочери салфетки и уходит, то дочь очень быстро перестает плакать, активно участвует в занятии и даже остается помогать учительнице после занятий. О. может начать плакать и отказываться идти в школу еще дома. Если мама сумеет отвлечь внимание дочери, переключить на что-то другое, то О. перестает плакать. Если Т. начинает расспрашивать О., почему та плачет и не хочет идти в школу, О. не может объяснить, но плачет очень долго. Такая же история была в этой семье год назад, когда О. ходила на занятия в клуб. Ситуация длилась несколько месяцев. Семья обратилась к психологу. Психолог работал только с ребенком, мама работать отказалась. Терапевт предупредил, что в данной ситуации облегчение может быть временным. В этот раз мама приняла предложение терапевта – совместную терапию. На первой встрече мама и дочь рассказали о той ситуации, с которой пришли, которую хотят изменить, и о том, как они ее хотят изменить. Терапевт предложил нарисовать свое эмоциональное отношение к проблеме каждому члену семьи на отдельном стекле 15/15 см и сделать слепки на общем листе А3. Во время рисования на стеклах члены семьи много наблюдали друг за другом. Стекла закрашивали полностью. Слепки были сделаны практически одновременно. О. – красное сердце с желтым вокруг, слева на листе, чуть выше середины листа. Мама – разноцветные полосы, справа на листе, чуть выше середины листа. У О. получился очень бледный слепок, она расстроилась и тут же, добавила краски на стекло и сделала такой же слепок слева на листе чуть ниже предыдущего. Следом мама нарисовала на своем стекле другой рисунок, и тоже поставила еще один слепок, чуть ниже своего первого. Пока О. очень тщательно пыталась отпечатать второй слепок, надавливая и прижимая всеми силами, мама успела сделать еще один слепок. Потом еще один сверху, в центре листа и еще один слева сверху, чуть перекрывая первый слепок дочери (оранжевое лицо). Дочь с интересом наблюдала. Затем со словами ”О., хочешь я тебе нарисую кучеряшки, ты их так любишь...” мама рисует зеленые спирали на стекле и делает слепок прямо в центре листа. Спрашивает дочь: „Нравится?” О. утвердительно качает головой, закрашивает полностью стекло красной краской, накладывает слепок ровно на зеленые «кучеряшки» и с силой начинает стучать кулаком по стеклу. И так делает насколько слепков, пока почти полностью не закрашивает зеленые «кучеряшки», нарисованные мамой. Т. не реагирует. Когда семья перешла к обсуждению совместного творчества и Т. рассказывала о том, что рисовала, своих эмоциях, О. пальцами дорисовала внизу в центре листа веселую мордочку. На протяжении работы, члены семьи практически все время рисовали по очереди, то одна, то другая, и смотрели на реакцию друг друга. В процессе обсуждения совместного творчества Т. подтвердила интерпретацию терапевта, высказанную в форме предположения, что проблема действительно больше волнует ее, чем дочь. Она заметила, что ее слепков на листе больше, чем слепков дочери, и они занимают большую часть пространства листа. К тому же то, что мама считала, что делает это для дочери (ей нравится), а это вызвало у дочери агрессию и практически лишило ее последнего свободного места на листе и возможности выразиться. И действительно, в жизни Т. практически все время уделяет дочери, ее развитию. Мама страдает от усталости, невозможности удовлетворять свои потребности, выйти на работу, поскольку она не может оставить О. одну или с бабушками – та начинает плакать и не хочет оставаться. Вся домашняя работа и обязанности лежат на Т., так как муж часто в командировках и дома хочет отдохнуть, а обе дочери ей не помогают (даже не складывают свои грязные вещи в стиральную машину). Практически всю домашнюю работу Т. делает за всех членов семьи, взяла их обязанности на себя (чтобы другие не подумали, что она плохая мать), тем самым лишая их возможности развития, выбора, ответственности. Тут следует вспомнить, что дочери 6 лет, она скоро идет в школу и будет самостоятельно выстраивать социальные отношения. Семье была предложена терапия, направленная на выстраивание взаимоотношений мать-дочь, распределением обязанностей в семье; а также личная терапия Т., направленная на уменьшение тревоги о других членах семьи, принятие ответственности за свою жизнь и возвращение ответственности другим членам семьи за их жизнь. Результатом совместного творчества стало понимание причинно-следственных связей, новое видение проблемы и возможности выхода из нее. Пример второй. На терапию обратилась семья из двух членов: мама (С., 35 лет, в декретном отпуске, замужем 11 лет, трое детей) и старшая дочь (М., 10 лет). Инициатором терапии была мама, ее волновала чрезмерная увлеченность дочери Америкой. М. считает, что все самое лучшее – в Америке, а все украинское – плохое. Мечтает жить в Америке, не работать, получить премию Оскар, быть очень богатой, иметь троих детей, которых будет воспитывать няня. Все ее мысли только об Америке. Ее крестная мать – вышла замуж за американца, но живут они в Украине. Для М. их дом, стиль жизни, стиль одежды – пример для подражания. М. усиленно изучает английский язык и все, что пригодиться для жизни в Америке. Маму же волнует то, что для дочери нет ничего хорошего в Украине, в их доме, в их стиле жизни, в ней самой, что М. постоянно только об этом и говорит и требует свозить ее в Америку. Терапевт предложил нарисовать свое эмоциональное отношение к проблеме каждому члену семьи на отдельном стекле 15/15 см и сделать слепки на общем листе А3. Во время рисования на стекле мама и дочка были очень сосредоточены на своих рисунках. Слепки делали одновременно, мама справа на листе, дочь –слева. При этом у каждого слепка был свой низ (на рисунке у маминого слепка низ справа, а у дочери – слева), то есть рисунки направлены друг на друга. Мама осталась довольна своим слепком, а дочь – нет: рисунок получился бледным, корона – похожа на улитку. Поэтому М. дорисовала себя, корону, украшения и свое американское имя. В процессе обсуждения совместного творчества С. и М. обратили внимание на расположения рисунков друг напротив друга. Для них это ассоциировалось с конкуренцией. С. сказала, что у них с дочерью действительной разные основы и миры, что она не понимает М. и не знает, как найти с ней общий язык. В процессе обсуждения рисунка между мамой и дочерью возник диалог, и выяснилось, что М. очень не уверена в себе и не видит своих достоинств, считает, что ей нечем гордиться сейчас, поэтому она так часто и сильно мечтает о будущем (в нем она любима). Результатом совместного творчества стало понимание причинно-следственных связей, возобновился контакт между матерью и дочерью, появилась возможность диалога и принятия друг друга. Семье была предложена терапия, направленная на выстраивание взаимоотношений мать-дочь, осознание ценности друг друга и принятие себя, друг друга и тех изменений, которые происходят с дочерью в связи с взрослением. Пример третий На терапию обратилась семья из двух членов: мама (И., 38 лет, в разводе полгода, один ребенок) и сын (И., 12 лет). Инициатором терапии была мама. Повод обращения: после развода мама была в подавленном состоянии, растерянная и «потеряла контроль над сыном». Он перестал учиться, начал врать. Единственное наказание, которое мама считала действенным, это запрет сыну видеться с отцом. Сын обманывал, но с отцом все равно встречался. После этого мама чувствовала себя еще более беспомощной. У терапевта просила помощи – повлиять на сына, чтобы начал учиться и перестал обманывать мать. Терапевт предложил нарисовать свое эмоциональное отношение к проблеме каждому члену семьи на отдельном стекле 15/15 см и сделать слепки на общем листе А3. На стекле и мама и сын нарисовали тонкие полосы: мама зигзагообразные, а сын спиралевидные. Первой слепок сделала мама (зеленый цвет), сын наложил свой слепок прямо на слепок мамы (желтый цвет). В процессе обсуждения совместного творчества возникла ассоциация об общности проблемы (проблема одна и очень сконцентрирована: лист, в основном, остался пустым). Сын назвал полоски очень похожими – только направления разные, мать же сходства не видела совсем. Между членами семьи возник диалог. Сын пытался найти конструктивную форму взаимодействия с матерью, объяснить свое поведение и найти выход из ситуации. Была видна его сильная потребность в ней, ее понимании, поддержке. Мать же слушала, но не верила, говоря, что „все это для терапевта, а на самом деле сын у нее очень плохой”. Результатом совместного творчества стала попытка установить контакт друг с другом после кризисной ситуации, понять, что изменилась структура семьи, значит, должны измениться и отношения. Семье была предложена терапия, направленная на выстраивание взаимоотношений мать-сын, поиск выхода из кризисной ситуации. Эти примеры дают возможность увидеть терапевтические и диагностические возможности техники „Семейная монотипия”. Для диагностики „Семейной монотипии” используются арт-терапевтические критерии оценки рисунка: здесь важен процесс рисования (вербальное и невербальное поведение членов семьи, семейное взаимодействие), рассказ членов семьи о рисунке и процессе рисования, собственно рисунок (цвет рисунка, сила отпечатка на листе (насколько ярко отпечатался рисунок), характер расположения слепков членов семьи на рисунке, использование пространства листа (наличие свободного пространства на листе и пр., характер взаимоотношений слепков в пространстве листа и т.д.) Техника „семейная монотипия” позволяет
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|