Психологическая реадаптация – это система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса военослужащих, получивших психическую травму. Она также является неотъемлемой составной частью общей реабилитации. Психологическая реадаптация является важнейшим элементом восстановления психического равновесия. Сущность её заключается в осуществлении различных воздействий через психику на военнослужащего с учетом терапии, профилактики, гигиены и педагогики.
Основными целями психологической реадаптации являются: • восстановление боеспособности; • предупреждение инвалидности; • социальная адаптация комбатантов в гражданском обществе. К числу основных задач психологической реадаптации относятся: 1. Установление характера и степени важности психических и психологических расстройств, определение индивидуально-личностных особенностей реагирования военнослужащим на полученную психическую травму и выработка реабилитационных мероприятий; 2. Снятие психоэмоционального напряжения, раздражительности и страха посредством применения комплексных воздействий (психотерапевтических, медицинских, биологических, социотерапевтических и педагогических (воспитательных); 3. Регуляция нарушенных функций организма, коррекция психофизиологического состояния методами психоформакологических, психотерапевтических и физических воздействий; 4. Формирование оптимальной психологической реакции на последствия психической травмы, мобилизация личности на преодоление возникших состояний, воспитание у военнослужащих необходимых волевых качеств; 5. Оптимальное разрешение психотравмирующей ситуации, восстановление социального статуса, адаптация человека к условиям внешней среды посредством стимулирования социальной активности военнослужащего, а также различными организационно-педагогическими методами; 6. Изучение динамики изменений психических состояний в процессе реадаптации; диагностика функционального состояния физиологических систем организма; оценка эффективности и коррекция (в случае необходимости) реабилитационных мероприятий.
Техника ВКД (визуально-кинестетической диссоциации) позволяет качественно изменить восприятие запечатленной травмирующей ситуации. Техника основана на работе с визуальной, аудиальной и кинестетической составляющими системы восприятия человека, а также на методе реимпринта Р. Дилтса. Интенсивность кинестетической составляющей определяет особенности травмирующих переживаний. Посредством изменения модальности систем восприятия ВКД позволяет снять негативный “заряд” событий прошлого, изменить внутренние стереотипы. Метод ВКД тройной диссоциации «Кинотеатр» используется в практике нейролингвистического программирования (НЛП), он разработан Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером. Метод эффективен в отношении любых фобий, неприятных воспоминаний и ПТСР. Цель ВКД – убрать из переживаний их первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания в эйдетических образах (ассоциированное восприятие) в воспоминания в конструированных образах (диссоциированное восприятие). Главные задачи данной терапии — обеспечение доступа военнослужащего к этим скрытым ресурсам, извлечение их из подсознания, доведение до уровня сознания, а затем обучение военослужащего тому, как ими пользоваться. Шаг 1. Идентифицируйте проблему. Попросите военнослужащего вспомнить неприятный случай, страх или травмирующее событие. Шаг 2. Установите сильный ресурсный якорь (кинестетический) на состояние комфорта, безопасности и силы. Для того чтобы это сделать, попросите военнослужащего вспомнить такой момент из своей жизни, когда он был наиболее уверен в себе, чувствовал себя в безопасности и комфорте. На высоте переживания мягко надавите в области предплечья, плеча или колена. Теперь это ресурсное состояние ассоциировано с вашим прикосновением. Шаг 3. Удерживая якорь, попросите военнослужащего увидеть себя перед началом травматического события. «Представьте, что вы находитесь в кинотеатре или смотрите видео. Посмотрите на себя в черно-белом изображении: что вы делаете перед началом травматического события, последняя благополучная сцена перед травмой» (двойная диссоциация). Шаг 4. Предложите военнослужащему «выйти» из своего тела и увидеть себя сидящим рядом с вами и смотрящим на себя до начала травмирующего события. Таким образом, сейчас военнослужащий может наблюдать как бы из трех позиций (тройная диссоциация). Это состояние якорится. Шаг 5. Попросите военнослужащего начать просмотр «фильма», который содержит травму. «Наблюдатель» должен обсудить, что происходит на «экране» после последней благополучной сцены. По мере раскрытия новых моментов, событие переживается без чувства страха и тревоги Шаг 6. Когда переживание полностью просмотрено, верните военнослужащего с третьего места на второе, интегрируя визуальную перспективу с его настоящей кинестетикой Шаг 7. Попросите военнослужащего подойти к тому себе, который только что прошел через травматический опыт, и обеспечить в этом состоянии необходимый покой, уверенность и безопасность. Шаг 8. Когда «сегодняшний» военнослужащий убедится, что он, из «прошлого», принимает его, предложите, чтобы тот визуализированный образ из прошлого вошел внутрь тела «сегодняшнего» клиента и интегрировался с ним Шаг 9. Подстройка к будущему. Попросите военнослужащего увидеть себя в будущем в тех ситуациях, которые раньше были проблемными. Здесь надо обратить особое внимание на то, нет ли старых кинестетических реакций. Предложите военнослужащему подумать о возможности возникновения в будущем подобной ситуации и выясните, как бы он хотел на нее реагировать. Добейтесь точной сенсорной информации о “критериях осторожности”: как он будет понимать, когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным. Шаг 10. Поведенческий тест. Если через некоторое время в каких-то жизненных ситуациях у военнослужащего вновь возникают проблемы - поработайте с ним еще раз. Проверка жизнью - лучший тест.
Практический опыт
Офицер лежал в отдельной палате госпиталя и лечился от последствий боевой травмы, которые едва не сделали его инвалидом. Однако лечение, несмотря на лучшие препараты и высококвалифицированный уход, что-то затягивалось. По ночам он не мог спокойно спать от кошмаров, в которых в различных вариантах проигрывалась сцены прошлого негативного опыта. Я применила для активизации жизненных сил военнослужащего визуально-кинестетическую диссоциацию «Кинотеатр». Поскольку было ясно, что без переработки травматической ситуации, занозой застрявшей в психике офицера, он вряд ли сможет быстро выздороветь — потому что травма эта просто не позволит ему это сделать. Прежде всего я установила и закрепила мощный якорь комфорта, защиты и безопасности, предложив военнослужащему подумать о том времени, когда он чувствовал себя комфортно, и вспомнить, что он видел, слышал и чувствовал тогда (проработав по модальностям). Якорь я устанавливала дважды (на одно и то же место): когда военнослужащий вспоминал о времени, когда он чувствовал себя под защитой (первое якорение) и когда он ассоциировался со временем, когда чувствовал себя в безопасности. Далее я попросила офицера при задействованном якоре комфорта визуализировать себя «за рамкой» — в молодости и до того, как произошло травматическое переживание. Закрепив эту диссоциацию якорем, я предложила поместить на стену, как на экран, черно-белый неподвижный слайд, изображающий картинку с воспоминанием, непосредственно предшествующим травме. После того как я убедилась, что военнослужащий может ясно представить себя в раннем воспоминании, я попросила о «выплыть» из своего тела и занять позицию восприятия у себя за спиной. Здесь для достижения диссоциации целесообразно использовать метафору «кинотеатра» и того, как человек смотрит на экран. Для этого я попросила военнослужащего переместиться из тела в будку киномеханика, откуда он будет смотреть на два другие «Я», которые эмоционально настраиваются, включают и смотрят фильм. И предложила посмотреть на того себя, который смотрит фильм о том, как его «молодое Я» переживает травму, упомянув, что просматривать этот фильм нужно только в черно-белом изображении. Пока военнослужащий просматривал фильм, я внимательно следила за его реакциями. И, используя якоря комфорта, защиты, безопасности и диссоциации, помогала ему оставаться в диссоциированном состоянии. После того как «просмотр» благополучно завершился, я попросила «настоящее Я» военнослужащего подойти к его «молодому Я» и поделиться чувством сопереживания, понимания и комфорта, которых ему недостает, используя при этом как слова, так и прикосновения к своему «молодому Я». Как только офицер кивком головы дал мне понять, что его «молодое Я» утешилось, я предложила ему быстро (за две-три секунды) прокрутить фильм в цветном изображении назад, напомнив ему, что он будет участником события в цветной быстрой перемотке фильма назад. При этом я позволила себе использовать ауддиальную имитацию перемотки фильма — т.е. не то зажужжала, не то загудела как перематываемый кинопроектор. Данную технику ВКД мы повторили несколько раз несколько раз — и просмотр, и утешение, и перемотку. И только когда военнослужащий уверенно сообщил, что его «молодое Я» утешилось и успокоилось, я попросила его вернуться в его собственное тело, как бы интегрировав «молодое» и «нынешнее»Я, предложив просто протянуть руки и обнять молодого себя, обращая внимание на то, что случится, когда он будет втягивать свое «молодое я» в собственное тело. Надо сказать, что процедура и сработала, и помогла. Ночь после нее оказалась первой, в которую офицер смог спать без кошмаров. А далее он просто быстро пошел на поправку.
Выводы
Благодаря паттерну перемотки фильмов мы перестаем подкреплять новыми доказательствами старые генерализации, сделанные нами в моменты боли или травмы, и меняем фрейм референции, рассматривая собственный опыт с точки зрения наблюдателя. Это позволяет нам «видеть» то, чего мы не могли видеть прежде. Теперь мы можем воспринимать болезненную информацию, не теряя состояния комфорта. Это избавляет наше мышление от травматических моментов и препятствует переработке информации способами, вводящими нас в негативное эмоциональное состояние. Все эти процессы происходят потому, что наши субъективные переживания обусловлены способом кодирования представлений и фильмов в системе «сознание — тело — эмоции». Как мы кодируем информацию, так мы и переживаем события. Субъективность объясняется в первую очередь особенностями кодирования, и когда оно становится другим, мы изменяем наши переживания на неврологическом уровне, поскольку мы начинаем посылать нашей нервной системе иные сигналы относительно того, что нам чувствовать. Мы можем вспоминать прошлые события как сторонний по отношению к опыту наблюдатель — как зритель, который смотрит фильм, а не как играющий в нем актер. Паттерн перемотки фильмов помогает успешно управлять собственными эмоциями, так что мы можем учиться на прошлом опыте, а не испытывать боль, заново переживая его. Можно использовать данный паттерн, чтобы «отключить» любую сцену, которую вы не хотите больше проигрывать в своем внутреннем кинотеатре.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.