Психодиагностика военнослужащих, заступающих в составе караула не сводится и не может сводиться только к психологическим тестам. Основным и очень важным приёмом психодиагностики является наблюдение психолога за реальным поведением военнослужащих. Эти данные можно получать путём регистрации поведения военнослужащих как в повседневной жизни, так и при специально созданных условиях. Психолог в войсках не всегда может наблюдать военнослужащих в обыденной жизни. У офицеров, участвующих в подборе личного со- става, заступающего в караул, не всегда есть возможность реализовать в полной мере этап подготовки к несению службы, который начинается за 2 - 3 дня до заступления в караул. Одним из методов повышения эффективности диагностики МПС личного состава караула, нивелирующего в какой - то степени вышесказанные пробелы, нам видится искусственное создание ситуаций наблюдения, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить. Применять его можно во второй день подготовки в ходе проведения зачетного комплексного занятия (ЗКЗ), либо в день заступления. Наиболее простой и изящный способ создания искусственной ситуации наблюдения по нашему мнению – это использование психогимна- стических разминок, время проведения которых - 5-7 минут. Разминки имеют следующие преимущества перед тестовыми методиками и опросниками: 1. За 5-7 минут позволяют диагностировать межличностные отношения, наличие НУВ, лидерские качества, самочувствие 2. Связаны непосредственно с энергичной деятельностью. В условиях раскрепощенности, активности – контролировать эмоции, межличностные отношения сложнее. Это повышает диагностические способности разминки. 3. Вносят разнообразие в относительно монотонные и повторяющиеся из раза в раз занятия по оценке МПС. 4. Выполняя диагностическую функцию, одновременно являются психологической и физической разминкой 5. Служат сплочению коллектива, тренировкой уверенности в себе, взаимному доверию, развитию навыков саморегуляции. 6. Доступность, простота в использовании и разнообразие разминок. Проведя десятки проверок МПС военнослужащих, заступающих в караул – можно не повториться ни разу. При этом следует отметить, что не смотря на свою информированность и видимую простоту применения, разминки обладают всеми недостатками проективных методик, и используются в комплексе с экспресс-тестами Отдельный вопрос – это участие в разминках начальника караула (НК) и помощника (ПНК), которые как правило, выше по статусу караульных (военнослужащих по призыву). Из моей практики - во время проведения разминки НК, ПНК как правило вмешиваются в процесс, например, дают жесткую оценку участникам. Этот момент необходимо экологизировать. Заранее оговорить с начальниками, о том что они выступают в роли наблюдателей, и если возникнут вопросы – обсудить с психологом конфендициально, после окончания занятий, поведение тех или иных военнослужащих во время игры. Также роль наблюдателей позволяет пресечь все ситуации, где НК, ПНК рискуют совершить явные ошибки и потерять авторитет. Это не лучшим образом отразится на субординации. Учитывая то, что многие игры построены на принципе ошибки, задача психолога — дать начальникам такие роли, где они будут выглядеть лучше. В частности вести открытое наблюдение за военнослужащими, с последующим обсуждением Диагностика МПС НК и ПНК проводится через опросники и интервьюирование. Ниже приводятся примеры упражнений, используемых для диагностики МПС, которые не раз использовались и доказали свою эффективность.
Круг с карандашами
материал: Карандаши или ручки с закрывающиеся колпачками описание: Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки, расстояние между соседями – 50-60 см. Группа не опуская карандашей, синхронно выполняет задания: 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед ( сужение и расширение круга). 4. наклониться вперед, назад, выпрямиться. 5. Присесть, встать Усложненные упражнения 1. Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед, и поднять руки) 2. Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы 3. Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой – партнера слева) смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других. диагностика: рассеянности, раздражения, тревожности, уравновешенности, эмоциональной саморегуляции, межличностных отношений
«Футбол для осьминогов»
материал: мяч среднего размера описание: В игре принимает участие две команды, в каждую из которых входит 4 участника. Ониводят руки за спину и берутся сзади за руки стоящих рядом участников таким образом, что бы команда могла перемещаться как единое целое, не разваливаясь на отдельных участников. задача Каждой из команд за время отведенное на игру( 4 минуты), забить как можно больше голов в ворота соперников. Команды должны на протяжении всей игры перемещаться как единое целое, расцепляться нельзя. смысл упражнения. Сплочение и тренировка слаженности действий участников, умение регулировать своё поведение таким образом, что бы не стремиться к достижению цели единолично, а действовать согласовано с командой. Физическая разминка, ломка психологических барьеров между участниками. диагностика показателей внутригруппового взаимодействия - межличностных контактов, активности, приспособления, инициативы, доминирования,сплоченности
Властелин кольца
материал: кольцо диаметром 7-15 см, к которому привязаны на равном расстоянии 4 нити длиной 1, 5 – 2 метра каждая. Монета. описание: 4 участника становятся по кругу на расстоянии примерно полтора метра друг от друга и каждый из них берёт в руки по одной нитке. задача Действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень (монету). Упражнение выполняется в нескольких вариантах: 1. Участники стоят с открытыми глазами и могут переговариваться между собой (самый простой вариант) 2. Глаза участников открыты, но переговариваться они не могут) 3. Участники закрывают глаза. За спиной каждого из них встает еще по одному человеку, которые смотрят на происходящее и подсказывают каждый своему подопечному, как двигать нитку, что бы кольцо опустилось в нужном месте. 4. Участники закрывают глаза, и только один выбранный заранее ведущий, подсказывает, координирует действия всех четырех участников смысл упражнения. Координация совместных действий, поиск способов решения коллективной проблемы, обмен информацией при ограничении средств для этого, сплочение, выявление лидера, диагностика раздражительности, вспыльчивости, нетерпеливости, суетливости, растерянности
«Мячики»
материал: 3-5 небольших мячика описание: участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков задача Одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, что бы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удается продержаться таким образом смысл упражнения Развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости диагностика сплоченности, межличностного взаимодействия, концентрации внимания, раздражительности, апатии.
«Мина»
Материал: 2 стула описание: Создается установка на вероятность гибели участников, вовремя не успевших покинуть «блиндаж», от прямого попадания в него мины. Упражнение выполняется несколько раз с обсуждениями задача По команде ведущего - «Мина», группе необходимо за минимальное время( 3-5 секунд) покинуть круг («блиндаж») через узкий проход (между двумя стульями, обозначенный ведущими. Команда подается без предупреждения. смысл упражнения Развитие способности быстрого реагирования и переключения на другой вид деятельности в экстремальной ситуации обсуждение Упражнение сложно выполнить, если каждый участник будет думать только о том, как спастись именно ему. В процессе обсуждения полезно обратить внимание на то, кто выскакивал первым, а кто последним и почему диагностика подавленности, равнодушия, уравновешенности, усталости, утомления, сплоченности, межличностного взаимодействия, выявления лидера
Движение по одному
описание: Участникам предлагается произвольно разместиться в пространстве, после чего они по команде ведущего начинают перемещаться в произвольном направлении. Придерживаясь следующих правил: В каждый момент времени может перемещаться только один участник. Если начали движение двое или больше участников одновременно, упражнение считается невыполненным и начинается с начала. Любой участник может находиться в движении не более 5 секунд подряд, потом должен остановиться. Один человек может двигаться несколько раз за раунд, но не подряд Моменты, когда никто не перемещается, тоже могут длиться не больше 5 секунд. Если за этот промежуток времени никто не начинает двигаться, это считается проигрышем и упражнение начинается сначала. задача Не нарушая этих правил необходимо передвигаться хотя бы две минуты. Переговариваться в процессе упражнения нельзя. смысл упражнения Тренировка решительности, развитие гибкой реакции на меняющуюся обстановку, умения брать на себя ответственность даже при недостатке информации, в ситуациях, когда ошибка создает риск проигрыша команды, а если ответственность не берет никто – проигрыш гарантирован. диагностика Сплоченности, межличностного взаимодействия, выявление лидера, дисциплинированности
Моя любимая игрушка
описание: У каждого из нас в детстве есть любимая игрушка. Хорошо, если мы не забываем о ней. Это как бы связывает нас с чудесным миром детства, когда мы были самыми счастливыми, получив игрушку. – А помните ли вы свою любимую игрушку? Что это? Мячик? Плюшевый мишка? Как её звали? Где она сейчас? Расскажите о своей любимой игрушке и о своих чувствах, которые вызывают эти воспоминания. задача Дать возможность участникам в течение 3 минут вспомнить своё детство и рассказать о своих любимых игрушках по очереди. смысл упражнения Упражнение медитативного плана. Настраивает на доброжелательное отношение друг к другу, так как обращено к счастливым дням детства. диагностика подавленности, стресса, фрустрированности
Джунгли (проективный тест - упражнение. Модификация) материал: Карточки с названиями животных медведь; волк; черепаха; попугай; мышь; крыса; лиса; заяц; змея; сова; олень. описание: Участникам предлагается взять карточки тех животных, с которыми, по их мнению, у них есть схожие черты характера. задача По очереди рассказать о характере животных, которых выбрали. смысл упражнения Снятие психоэмоционального напряжения. Психологическая разминка. диагностика характера взаимоотношений, определение направленности лидеров, наличие отверженных. Завершать разминки нужно обязательно. Иногда достаточно простого вопроса по кругу – как вы себя чувствуете.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.