Ценностно-смысловая сфера военнослужащих, проходивших службу в зоне боевых действий

Автор статьи: Анастасия Ткачёва

Изучение ценностно-cмысловой сферы личности приобретает в последнее время особую актуальность, так как она обуславливает и является важной составляющей успешности деятельности, в том числе, и профессиональной. Эта сфера личности объединяет различные мотивационные образования: жизненные установки и позиции, мировоззрение и убеждения, цели и притязания, идеалы – все, что определяет ценности и смыслы, задающие вектор жизнедеятельности личности (А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь, В.Франкл и др.).  В свою очередь, система ценностей и смыслов является высшим регулятивным основанием личности, позволяет сориентироваться в сложных социальных ситуациях, является источником выстраивания основных жизненных целей личности, способствует развитию её духовных и нравственных основ, помогает справляться с различными кризисами и экстремальными ситуациями, осуществляет регуляцию профессионального поведения.

На наш взгляд, проблема ценностно-смысловой детерминации личности обретает особую актуальность в контексте профессиональной военной деятельности. В настоящее время во всем мире, в том числе и в России, имеется много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Все большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях. Для данной категории военнослужащих последствием участия в боевых действиях может стать травматизация психики, ведущая за собой личностные изменения, (важнейшим проявлением которых становятся агрессивность и конфликтность), приводящие к их дезадаптации в мирных условиях. В связи с чем у комбатантов нарушается социальное взаимодействие, возникают семейные проблемы и прочие трудности. Все это затрудняет интеграцию комбатантов в общество и требует реадаптационных мероприятий (Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная; 1997, М.В. Зеленова; 1999, М.Ш. Магомед-Эминов; 1999, Р.В. Кадыров; 2001 и др.).  В настоящее время является очевидным фактом, что военнослужащие, проходившие службу в зоне боевых действий, нравственно обеднённые, с низким уровнем правового сознания, с неустойчивой системой ценностей, слабо осознающие смысл своей профессиональной деятельности не смогут успешно решать и свои непосредственные практические задачи.

Исходя из анализа литературы, посвященной анализу ценностно-смысловой сферы личности, ее составляющие (ценности, смыслы и др.) могут являться значимым ресурсом в развитии эффективности и профессиональной устойчивости военнослужащих (Л.А. Китаев-Смык, Р.В. Кадыров, С.А. Данильченко, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Г. Маклаков и др.).

В целяхвыявления содержательных особенностей ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих, проходивших и не проходивших службу в зоне боевых действий, нами было проведено эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности данных категорий военнослужащих. Исследование проводилось с декабря 2012 г. по январь 2013 г. на базе войсковой части, регулярно выезжающей в командировки в "горячие точки". Все военнослужащие проходят службу по контракту. Испытуемые были разделены на две группы по 15 человек: в первую группу вошли военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях; во вторую – военнослужащие, не имеющие опыта боевых действий.

В исследовании были использованы следующие методики: "Тест смысложизненных ориентаций" (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева (для диагностики смысложизненных ориентаций); «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов и Л.В. Карпушина) для диагностики жизненных ценностей. Различия в выраженности компонентов ценностно-смысловой сферы мы анализировали посредством непараметрического U-критерия Манна-Уитни (при уровне значимости p <0,05).

В результате математико-статистического анализа были выявлены статистически-значимые различия (p <0,05) в выраженности характеристик ценностно-смысловой сферы  у военнослужащих, имеющих и не имеющих опыт боевых действий.

Обратимся к детальному анализу эмпирических данных по Тесту смысложизненных ориентаций.

Показатели по шкале "Цели в жизни" оказались достоверно выше у военнослужащих с опытом боевых действий, что характеризуют наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Т.е. военнослужащие с опытом боевых действий склонны планировать свою жизнь, ставить перед собой цели, тем самым находя в жизни смысл в большей степени, чем не служившие. Это, на наш взгляд, согласуется с экзистенциалистскими представлениями об осознании близости смерти как механизме смыслообразования. Меньшая выраженность данного параметра у военнослужащих без опыта боевых действий, возможно, связана с тем, что  отсутствие постоянного риска быть раненными или убитыми не стимулирует осознания реалистичности смерти, которое могло бы обострить ощущение осмысленности жизни. Наше предположение согласуется и с положениями, представленными в работах Л.А. Китаева-Смыка, Р.В. Кадырова, Н.Н. Головина, А.Г. Маклакова и д.р.

Следующим статистически значимым различием является более высокие показатели по шкале «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» у военнослужащих, имеющих опыт боевых действий, в сравнении с их не воевавшими коллегами. Данная шкала отражает, насколько испытуемому дано контролировать жизнь, принимать решения, адекватные обстоятельствам, и воплощать их в жизнь. Исходя из авторской интерпретации, военнослужащие, побывавшие в зоне боевых действий в большей степени, чем не побывавшие там убеждены, что человек имеет возможность осуществить жизненный выбор по своему желанию, что он может держать свою жизнь в своих руках и управлять ею, справляться с обстоятельствами жизни. По нашему мнению, этому способствует необходимость самостоятельно принимать очень важные решения "исходя из ситуации", так как условия боя уникальны и невозможно заранее подготовиться к ним, а связаться с командованием не всегда представляется возможным, и для того, чтобы выжить приходится быстро принимать решения и действовать. Они несут ответственность за свою жизнь и жизнь своих сослуживцев и подчиненных, тем самым в них развивается уверенность, что они должны и могут справиться с обстоятельствами жизни и достигнуть своей цели - вернуться домой живыми.  Меньшая выраженность данной характеристики в ценностно-смысловой сфере коллег без опыта боевых действий, на наш взгляд, связана с тем, что их служба жестко регламентирована, они должны подчиняться приказам командования, соблюдать устав и им не приходится принимать каких-то жизненно важных решений. Им остается только ждать приказов командира, что придает жизни предсказуемость и иллюзию того, что они не могут сами контролировать свою жизнь и свободно принимать решения.

Исходя из вышесказанного, мы можем резюмировать, что для военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в большей степени, чем для не принимавших, характерны представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, а также, что смысл жизни они локализуют в своем будущем.

Далее, мы обратимся к анализу статистически значимых различий между группами военнослужащих по  шкалам  методики "Морфологический тест жизненных ценностей" (МТЖЦ).

Итак, военнослужащие с опытом боевых действий имеют более низкие баллы по шкале «духовное удовлетворение в сфере профессиональной жизни». Низкие баллы по данной шкале могут свидетельствовать о циничности человека, склонности к пренебрежению общественным мнением и общественными нормами. Возможно, циничность комбатантов является проявлением механизма психологической защиты. Ведь если военнослужащий будет остро и эмоционально переживать все, что происходит во время службы в зоне боевых действий, то у него очень высоки шансы подвергнутся эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации, что может затруднить дальнейшее выполнение им своих профессиональных задач. Пренебрежение общественным мнением может объясняться убеждениями ветеранов в том, что не воевавшие люди не пережив того, что пришлось пережить им, не в состоянии адекватно рассуждать о военных действиях и деятельности военнослужащих. Кроме того, и сама профессиональная деятельность военнослужащих в ситуации боевых действий - это нарушение общественных норм и правил (не убивать, не вредить и т.п.), поэтому военнослужащему приходится пренебрегать общественным мнением, чтобы сохранить свое душевное равновесие и самооценку.  Наше предположение согласуется с основными положениями психодинамического подхода к исследованию личности.

Следующим статистически значимым различием является показатель по шкале "духовное удовлетворение в сфере физической активности",который, также, менее выражен у военнослужащих с опытом боевых действий. Низкие результаты по данной шкале характеризуются стремлением к поиску практической выгоды от занятий спортом и другими видами физической активности, а также игнорированием этических и эстетических чувств, возникающих в процессе занятий физической культурой. Это объясняется тем, что для успешного выполнения поставленных боевых задач от военнослужащего требуется максимальное напряжение физических и духовных сил личности, а также может возникнуть необходимость нести эту нагрузку довольно продолжительное время (Р.В.Кадыров; 2002, Н.В Тарабрина; 2001). Поэтому для военнослужащих, проходящих службу в зоне боевых действий важнее получить результат от занятий спортом, который поможет им выполнить боевую задачу, нежели получение от него  морального удовлетворения. Само собой, что насколько этично и эстетично то, чем они занимаются, является менее актуальной проблемой для военнослужащих в данных условиях. В этом их отличие от коллег, служащих в мирных условиях, которые могут заниматься спортом еще и для того, чтобы он приносил им моральное удовлетворение. Они могут больше ориентироваться на получение удовольствия от процесса своего занятия, нежели от получения результатов в данной деятельности, так как от этого не зависит их выживание.

Также, было обнаружено достоверное различие по шкале "собственный престиж в сфере общественной активности" – менее выражен у военнослужащих с опытом боевых действий. Для низких показателей по данной шкале характерно стремление к деполитизации. Игнорирование авторитетов в общественно-политической жизни и недоверие к объективности людей в общественно-политических вопросах. Ветераны локальных войн чаще всего не видят смысла в совершенном кровопролитии, пережитые ими события предстают как бессмысленные, и в связи с этим в них просыпается стойкое отвращение к общественно-политической жизни и отрицание авторитета политических деятелей, а иногда даже агрессия к ним (Л.А. Китаев-Смык; 2001, А.Г. Маклаков; 1998, М.Ш.Магомед -Эминов; 1998). А у не побывавших в "горячих точках" военнослужащих отличительной чертой является стремление придерживаться наиболее распространенных взглядов на общественно-политическую жизнь, а также активное участие в разговорах на общественно-политические темы, высказывание, как правило, не собственного мнения, а мнений своих авторитетов (М.Е Зеленова; 1999). Ведь данная категория людей может полагаться в основном на сведения, представляемые в СМИ и рассуждения других людей, а не на собственный опыт, как их воевавшие коллеги.

 Достоверно менее выраженным у военнослужащих с опытом боевых действий  оказался и показатель по шкале "достижения в сфере семейной жизни". Низкие показатели отражают стремление уступить активность в достижении результатов другим людям, другим членам семьи и т д. Исследования Е.В.Филатовой показывают, что у комбатантов ценность семьи оказывается доминирующей, однако реализованность ее ниже. Это, в свою очередь, может быть следствием того, что, вернувшись из мест локальных вооруженных конфликтов, военнослужащие не нашли поддержки и понимания членов семьи [14]. Также, в виду частого отсутствия военнослужащих дома на протяжении долгого периода времени им часто приходится уступать активность в достижении результатов, а иногда и лидерство другим членам семьи.

Менее выраженным у военнослужащих с опытом боевых действий является показатель по шкале "высокое материальное положение в сфере физической активности". Высокие результаты по этому показателю показывают стремление добиться материальной выгоды из своих занятий в сфере физкультуры и спорта, физической выносливости, работоспособности. Военнослужащие, не имеющие опыта боевых действий, стараются добиться хороших результатов в физической подготовке, выносливости и работоспособности, так как от этого напрямую зависит их материальный достаток. Для комбатантов же хорошая физическая подготовка, это не просто показатель профессиональной пригодности, а шанс на выживание и сохранение здоровья в экстремальной ситуации. В связи с этим, возможно, ценность материальной выгоды от физической подготовкой у воевавших солдат ниже, чем у их коллег без опыта боевых действий.

Итак, в результате проведенного эмпирического исследования мы можем констатировать тенденцию к редукции жизненных ценностей  у военнослужащих, имеющих опыт боевых действий. Большинство ценностей, кроме креативности ,в сфере семейной жизни, не представляются значимыми для данной категории военнослужащих.  Также, отмечается меньшее количество жизненных сфер, значимых для участников боевых действий в отличие от коллег, не имеющих опыт боевых действий. У военнослужащих с опытом боевых действий преобладают всего две жизненные сферы: сфера профессиональной жизни и сфера физической активности.

Преобладание сферы профессиональной жизни у военнослужащих может объясняться тем, что они отдают много времени своей работе, которая занимает основное жизненное пространства военнослужащего, в том числе и остальных жизненных сфер. Это объяснимо ненормированным рабочим днем, необходимостью всегда находиться в состоянии боевой готовности, что требует подстраивания под себя всей жизни не только самого военнослужащего, но и его семьи. В свою очередь, сфера физической активности обладает высокой значимостью как ресурс хорошей физической подготовки, выносливости и активности, помогающих военнослужащему достичь главных целей его деятельности - выжить в боевых условиях и успешно выполнить поставленные служебно-боевые задачи.

Таким образом, мы видим, что сфера профессиональной жизни является главным содержанием жизни военнослужащих с опытом боевых действий. Безусловно, во время службы в зоне боевых действий для военнослужащих было жизненной необходимостью сузить свое жизненное поле до тех ценностей, реализация которых бы гарантировала выживание и выполнение боевых задач. Вместе с тем, трансформированная в экстремальных условиях система ценностей и смыслов функциональна на войне, но в мирной ситуации это лишает личность ресурсов устойчивости, самореализации, формирования позитивных отношений с окружающими людьми. Следствием этого может стать потеря человеком внутренней точки опоры, иллюзия потери контроля  над собственной жизнью [10].

В этом случае, выявленная нами высокая осмысленность жизни военнослужащих с экстремальным опытом может быть сведена к контролю жизни. Для них жизнь представляет собой постоянную борьбу, люди убеждены, что все происходящие в их жизни зависит только от них самих и все события подвластны их контролю. Чрезмерная ориентация на будущее обесценивает процесс настоящего: жизнь обедняется, становится ограниченной. Соответственно, комбатанты могут стать заостренно чувствительными к тем немногочисленным объектам в их жизни, что остались в их жизненном плане (любой раздражитель воспринимается как катастрофа, стрессоустойчивость снижается, возрастает вероятность нервно-психических срывов), так как из-за стремления к тотальному контролю у военнослужащих может происходить нервно-психическое перенапряжение.

Результаты нашего исследования могут быть использованы в качестве эмпирического обоснования направлений психокоррекционной и психотерапевтической работы с военнослужащими, проходившими службу в зоне боевых действий, через целенаправленное преобразование их жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций.

 

 

Литература:

  1. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ, сер.14, Психология, 1981, № 2.
  2. Данильченко С.А. Отношение к смерти и бессмертию на войне: монография / С.А. Данильченко, Р.В.Кадыров, В.Е. Кулешов. – Владивосток: ТВМИ им. С.О. Макарова, 2007. – 113 с.
  3. Зеленова М.Е. Характер посттравматической адаптации и особенности смысложизненных ориентаций у ветеранов боевых действий в Афганистане. // Труды Института Психологии РАН. М., 1999.
  4. Кадыров Р.В. Особенности мотивационно-смысловой сферы воинов-профессионалов (участников боевых действий) [Текст] /Р.В. Кадыров // Гуманитарные и социально-экономические аспекты обучения и воспитания кадров военно-морского флота. Сборник научных статей. Вып. 6. – Владивосток, ТОВМИ, 2002.
  5. Китаев-Смык Л.А. Стресс войны: фронтовые наблюдения врача-психолога. М.,2001.-80 с.
  6. Леоненко Н.О. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов- юристов: монография.- Екатеринбург, 2007.
  7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
  8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции – М.: Наука, 1971 – 396с.
  9. Маклаков А. Г., Черемянин С. В., Шустов Е. Б. Проблема прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2, С. 15-26.
  10. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. – М.: ЦОКП МВД России. 2000. – С. 256 .
  11. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
  12. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.В., Агарков В.А., Миско Е.А. Психологическая характеристика лиц, переживших военный стресс.// Труды Института Психологии РАН. М., 1997. – С.254-261.


Просмотров: 447
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности психопатологической симптоматики ветеранов боевых действий с различными типами ремиссии
  • Психологическая помощь участникам боевых действий
  • Методические рекомендации по оказанию психологической помощи беженцам из мест боевых действий
  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • Путь боевых искусств
  • Эффективность деятельности военнослужащих и их субъективное благополучие
  • Эффективность деятельности военнослужащих и их субъективное благополучие
  • Роль физической культуры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.
  • Метафорические карты для поиска решения в согласованности действий между людьми, примирении и проработке собственной Тени
  • Применение техники ВКД при реадаптации военнослужащих после выполнения специальных задач
  • Что делать, если муж изменяет? План действий
  • Особенности организации ценностно-смысловой сферы химически зависимых.
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Личностная сформированность военнослужащих контрактной службы
  • Рисуночный тест Эрика Вартегга в психодиагностике военнослужащих
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Методика "Иерархия жизненных ценностей" Или принцип счастливой жизни.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • «Ты - лучший в мире папа». 9 основных действий папы, чтобы это услышать.
  • 8 необходимых действий для самопомощи при синдроме хронической усталости.
  • Как избежать обесценивания себя и своих действий?
  • Методы арт-терапии в коррекции эмоционального состояния военнослужащих срочной службы
  • Пять действий, если не складывается личная жизнь
  • План действий для выпускника школы: 4 обязательных шага.
  • Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружённых сил
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • сказка для детей , у кого компульсивное расстройство (избавляемся от навязчивых действий)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Коллективное мнение военнослужащих и управление коллективным настроением
  • Диагностика актуального психологического состояния военнослужащих через игровые технологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь