|
Ценностно-смысловая сфера военнослужащих, проходивших службу в зоне боевых действийАвтор статьи: Анастасия Ткачёва
Изучение ценностно-cмысловой сферы личности приобретает в последнее время особую актуальность, так как она обуславливает и является важной составляющей успешности деятельности, в том числе, и профессиональной. Эта сфера личности объединяет различные мотивационные образования: жизненные установки и позиции, мировоззрение и убеждения, цели и притязания, идеалы – все, что определяет ценности и смыслы, задающие вектор жизнедеятельности личности (А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь, В.Франкл и др.). В свою очередь, система ценностей и смыслов является высшим регулятивным основанием личности, позволяет сориентироваться в сложных социальных ситуациях, является источником выстраивания основных жизненных целей личности, способствует развитию её духовных и нравственных основ, помогает справляться с различными кризисами и экстремальными ситуациями, осуществляет регуляцию профессионального поведения. На наш взгляд, проблема ценностно-смысловой детерминации личности обретает особую актуальность в контексте профессиональной военной деятельности. В настоящее время во всем мире, в том числе и в России, имеется много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Все большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях. Для данной категории военнослужащих последствием участия в боевых действиях может стать травматизация психики, ведущая за собой личностные изменения, (важнейшим проявлением которых становятся агрессивность и конфликтность), приводящие к их дезадаптации в мирных условиях. В связи с чем у комбатантов нарушается социальное взаимодействие, возникают семейные проблемы и прочие трудности. Все это затрудняет интеграцию комбатантов в общество и требует реадаптационных мероприятий (Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная; 1997, М.В. Зеленова; 1999, М.Ш. Магомед-Эминов; 1999, Р.В. Кадыров; 2001 и др.). В настоящее время является очевидным фактом, что военнослужащие, проходившие службу в зоне боевых действий, нравственно обеднённые, с низким уровнем правового сознания, с неустойчивой системой ценностей, слабо осознающие смысл своей профессиональной деятельности не смогут успешно решать и свои непосредственные практические задачи. Исходя из анализа литературы, посвященной анализу ценностно-смысловой сферы личности, ее составляющие (ценности, смыслы и др.) могут являться значимым ресурсом в развитии эффективности и профессиональной устойчивости военнослужащих (Л.А. Китаев-Смык, Р.В. Кадыров, С.А. Данильченко, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Г. Маклаков и др.). В целяхвыявления содержательных особенностей ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих, проходивших и не проходивших службу в зоне боевых действий, нами было проведено эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности данных категорий военнослужащих. Исследование проводилось с декабря 2012 г. по январь 2013 г. на базе войсковой части, регулярно выезжающей в командировки в "горячие точки". Все военнослужащие проходят службу по контракту. Испытуемые были разделены на две группы по 15 человек: в первую группу вошли военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях; во вторую – военнослужащие, не имеющие опыта боевых действий. В исследовании были использованы следующие методики: "Тест смысложизненных ориентаций" (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева (для диагностики смысложизненных ориентаций); «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов и Л.В. Карпушина) для диагностики жизненных ценностей. Различия в выраженности компонентов ценностно-смысловой сферы мы анализировали посредством непараметрического U-критерия Манна-Уитни (при уровне значимости p <0,05). В результате математико-статистического анализа были выявлены статистически-значимые различия (p <0,05) в выраженности характеристик ценностно-смысловой сферы у военнослужащих, имеющих и не имеющих опыт боевых действий. Обратимся к детальному анализу эмпирических данных по Тесту смысложизненных ориентаций. Показатели по шкале "Цели в жизни" оказались достоверно выше у военнослужащих с опытом боевых действий, что характеризуют наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Т.е. военнослужащие с опытом боевых действий склонны планировать свою жизнь, ставить перед собой цели, тем самым находя в жизни смысл в большей степени, чем не служившие. Это, на наш взгляд, согласуется с экзистенциалистскими представлениями об осознании близости смерти как механизме смыслообразования. Меньшая выраженность данного параметра у военнослужащих без опыта боевых действий, возможно, связана с тем, что отсутствие постоянного риска быть раненными или убитыми не стимулирует осознания реалистичности смерти, которое могло бы обострить ощущение осмысленности жизни. Наше предположение согласуется и с положениями, представленными в работах Л.А. Китаева-Смыка, Р.В. Кадырова, Н.Н. Головина, А.Г. Маклакова и д.р. Следующим статистически значимым различием является более высокие показатели по шкале «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» у военнослужащих, имеющих опыт боевых действий, в сравнении с их не воевавшими коллегами. Данная шкала отражает, насколько испытуемому дано контролировать жизнь, принимать решения, адекватные обстоятельствам, и воплощать их в жизнь. Исходя из авторской интерпретации, военнослужащие, побывавшие в зоне боевых действий в большей степени, чем не побывавшие там убеждены, что человек имеет возможность осуществить жизненный выбор по своему желанию, что он может держать свою жизнь в своих руках и управлять ею, справляться с обстоятельствами жизни. По нашему мнению, этому способствует необходимость самостоятельно принимать очень важные решения "исходя из ситуации", так как условия боя уникальны и невозможно заранее подготовиться к ним, а связаться с командованием не всегда представляется возможным, и для того, чтобы выжить приходится быстро принимать решения и действовать. Они несут ответственность за свою жизнь и жизнь своих сослуживцев и подчиненных, тем самым в них развивается уверенность, что они должны и могут справиться с обстоятельствами жизни и достигнуть своей цели - вернуться домой живыми. Меньшая выраженность данной характеристики в ценностно-смысловой сфере коллег без опыта боевых действий, на наш взгляд, связана с тем, что их служба жестко регламентирована, они должны подчиняться приказам командования, соблюдать устав и им не приходится принимать каких-то жизненно важных решений. Им остается только ждать приказов командира, что придает жизни предсказуемость и иллюзию того, что они не могут сами контролировать свою жизнь и свободно принимать решения. Исходя из вышесказанного, мы можем резюмировать, что для военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в большей степени, чем для не принимавших, характерны представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, а также, что смысл жизни они локализуют в своем будущем. Далее, мы обратимся к анализу статистически значимых различий между группами военнослужащих по шкалам методики "Морфологический тест жизненных ценностей" (МТЖЦ). Итак, военнослужащие с опытом боевых действий имеют более низкие баллы по шкале «духовное удовлетворение в сфере профессиональной жизни». Низкие баллы по данной шкале могут свидетельствовать о циничности человека, склонности к пренебрежению общественным мнением и общественными нормами. Возможно, циничность комбатантов является проявлением механизма психологической защиты. Ведь если военнослужащий будет остро и эмоционально переживать все, что происходит во время службы в зоне боевых действий, то у него очень высоки шансы подвергнутся эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации, что может затруднить дальнейшее выполнение им своих профессиональных задач. Пренебрежение общественным мнением может объясняться убеждениями ветеранов в том, что не воевавшие люди не пережив того, что пришлось пережить им, не в состоянии адекватно рассуждать о военных действиях и деятельности военнослужащих. Кроме того, и сама профессиональная деятельность военнослужащих в ситуации боевых действий - это нарушение общественных норм и правил (не убивать, не вредить и т.п.), поэтому военнослужащему приходится пренебрегать общественным мнением, чтобы сохранить свое душевное равновесие и самооценку. Наше предположение согласуется с основными положениями психодинамического подхода к исследованию личности. Следующим статистически значимым различием является показатель по шкале "духовное удовлетворение в сфере физической активности",который, также, менее выражен у военнослужащих с опытом боевых действий. Низкие результаты по данной шкале характеризуются стремлением к поиску практической выгоды от занятий спортом и другими видами физической активности, а также игнорированием этических и эстетических чувств, возникающих в процессе занятий физической культурой. Это объясняется тем, что для успешного выполнения поставленных боевых задач от военнослужащего требуется максимальное напряжение физических и духовных сил личности, а также может возникнуть необходимость нести эту нагрузку довольно продолжительное время (Р.В.Кадыров; 2002, Н.В Тарабрина; 2001). Поэтому для военнослужащих, проходящих службу в зоне боевых действий важнее получить результат от занятий спортом, который поможет им выполнить боевую задачу, нежели получение от него морального удовлетворения. Само собой, что насколько этично и эстетично то, чем они занимаются, является менее актуальной проблемой для военнослужащих в данных условиях. В этом их отличие от коллег, служащих в мирных условиях, которые могут заниматься спортом еще и для того, чтобы он приносил им моральное удовлетворение. Они могут больше ориентироваться на получение удовольствия от процесса своего занятия, нежели от получения результатов в данной деятельности, так как от этого не зависит их выживание. Также, было обнаружено достоверное различие по шкале "собственный престиж в сфере общественной активности" – менее выражен у военнослужащих с опытом боевых действий. Для низких показателей по данной шкале характерно стремление к деполитизации. Игнорирование авторитетов в общественно-политической жизни и недоверие к объективности людей в общественно-политических вопросах. Ветераны локальных войн чаще всего не видят смысла в совершенном кровопролитии, пережитые ими события предстают как бессмысленные, и в связи с этим в них просыпается стойкое отвращение к общественно-политической жизни и отрицание авторитета политических деятелей, а иногда даже агрессия к ним (Л.А. Китаев-Смык; 2001, А.Г. Маклаков; 1998, М.Ш.Магомед -Эминов; 1998). А у не побывавших в "горячих точках" военнослужащих отличительной чертой является стремление придерживаться наиболее распространенных взглядов на общественно-политическую жизнь, а также активное участие в разговорах на общественно-политические темы, высказывание, как правило, не собственного мнения, а мнений своих авторитетов (М.Е Зеленова; 1999). Ведь данная категория людей может полагаться в основном на сведения, представляемые в СМИ и рассуждения других людей, а не на собственный опыт, как их воевавшие коллеги. Достоверно менее выраженным у военнослужащих с опытом боевых действий оказался и показатель по шкале "достижения в сфере семейной жизни". Низкие показатели отражают стремление уступить активность в достижении результатов другим людям, другим членам семьи и т д. Исследования Е.В.Филатовой показывают, что у комбатантов ценность семьи оказывается доминирующей, однако реализованность ее ниже. Это, в свою очередь, может быть следствием того, что, вернувшись из мест локальных вооруженных конфликтов, военнослужащие не нашли поддержки и понимания членов семьи [14]. Также, в виду частого отсутствия военнослужащих дома на протяжении долгого периода времени им часто приходится уступать активность в достижении результатов, а иногда и лидерство другим членам семьи. Менее выраженным у военнослужащих с опытом боевых действий является показатель по шкале "высокое материальное положение в сфере физической активности". Высокие результаты по этому показателю показывают стремление добиться материальной выгоды из своих занятий в сфере физкультуры и спорта, физической выносливости, работоспособности. Военнослужащие, не имеющие опыта боевых действий, стараются добиться хороших результатов в физической подготовке, выносливости и работоспособности, так как от этого напрямую зависит их материальный достаток. Для комбатантов же хорошая физическая подготовка, это не просто показатель профессиональной пригодности, а шанс на выживание и сохранение здоровья в экстремальной ситуации. В связи с этим, возможно, ценность материальной выгоды от физической подготовкой у воевавших солдат ниже, чем у их коллег без опыта боевых действий. Итак, в результате проведенного эмпирического исследования мы можем констатировать тенденцию к редукции жизненных ценностей у военнослужащих, имеющих опыт боевых действий. Большинство ценностей, кроме креативности ,в сфере семейной жизни, не представляются значимыми для данной категории военнослужащих. Также, отмечается меньшее количество жизненных сфер, значимых для участников боевых действий в отличие от коллег, не имеющих опыт боевых действий. У военнослужащих с опытом боевых действий преобладают всего две жизненные сферы: сфера профессиональной жизни и сфера физической активности. Преобладание сферы профессиональной жизни у военнослужащих может объясняться тем, что они отдают много времени своей работе, которая занимает основное жизненное пространства военнослужащего, в том числе и остальных жизненных сфер. Это объяснимо ненормированным рабочим днем, необходимостью всегда находиться в состоянии боевой готовности, что требует подстраивания под себя всей жизни не только самого военнослужащего, но и его семьи. В свою очередь, сфера физической активности обладает высокой значимостью как ресурс хорошей физической подготовки, выносливости и активности, помогающих военнослужащему достичь главных целей его деятельности - выжить в боевых условиях и успешно выполнить поставленные служебно-боевые задачи. Таким образом, мы видим, что сфера профессиональной жизни является главным содержанием жизни военнослужащих с опытом боевых действий. Безусловно, во время службы в зоне боевых действий для военнослужащих было жизненной необходимостью сузить свое жизненное поле до тех ценностей, реализация которых бы гарантировала выживание и выполнение боевых задач. Вместе с тем, трансформированная в экстремальных условиях система ценностей и смыслов функциональна на войне, но в мирной ситуации это лишает личность ресурсов устойчивости, самореализации, формирования позитивных отношений с окружающими людьми. Следствием этого может стать потеря человеком внутренней точки опоры, иллюзия потери контроля над собственной жизнью [10]. В этом случае, выявленная нами высокая осмысленность жизни военнослужащих с экстремальным опытом может быть сведена к контролю жизни. Для них жизнь представляет собой постоянную борьбу, люди убеждены, что все происходящие в их жизни зависит только от них самих и все события подвластны их контролю. Чрезмерная ориентация на будущее обесценивает процесс настоящего: жизнь обедняется, становится ограниченной. Соответственно, комбатанты могут стать заостренно чувствительными к тем немногочисленным объектам в их жизни, что остались в их жизненном плане (любой раздражитель воспринимается как катастрофа, стрессоустойчивость снижается, возрастает вероятность нервно-психических срывов), так как из-за стремления к тотальному контролю у военнослужащих может происходить нервно-психическое перенапряжение. Результаты нашего исследования могут быть использованы в качестве эмпирического обоснования направлений психокоррекционной и психотерапевтической работы с военнослужащими, проходившими службу в зоне боевых действий, через целенаправленное преобразование их жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|