Роль физической культуры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.

Одна из главных задач современной школы – это сохранение, укрепление состояния здоровья школьника (физического, психического и духовно – нравственного) и создание психологически безопасной образовательной среды.

В связи с этим, на уроках по каждому общеобразовательному предмету перед современным учителем стоит актуальная задача – помочь формированию универсальных учебных действий учащихся: личностных, предметных и метапредметных, а для этого необходимо объединить усилия педагога и психолога.

Начав работать с первоклассниками в сентябре нового года, мы заметили, что многие трудности, с которыми сталкивается учитель, связаны с недостаточным развитием у обучающихся именно коммуникативных навыков: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, в группе, неспособность концентрировать внимание на ключевых моментах в изучаемом двигательном действии, неумение сравнивать с уже изученными движениями и др. В результате выполнение задания происходит неточно, детали техники игнорируются либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

С целью исправления данной ситуации было принято решение определить уровень развития коммуникативных УУД учащихся первого класса. Для этого в начале учебного был проведен блок соответствующих диагностических методик и выявлена группа детей с низким уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий. На основании полученных результатов обследования детей педагогом – психологом и учителем физической культуры были подобраны приёмы и конкретное содержание работы на уроках.

В возрасте 5-7 лет, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, ведущим видом деятельности детей «является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра)». Опираясь на мнение известного специалиста, учитывая результаты диагностик, из большого разнообразия педагогических методов мы выбрали игровой метод, который направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД.

В младшем школьном возрасте игра сохраняет свою значимость. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего.

Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивость и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью, умением действовать сообща,. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность, складываются организаторские и коммуникативные умения.

Основным условием успешного внедрения подвижных игр на уроках физической культуры всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, учитель пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

   В ходе игры привлекается внимание ребят к её содержанию, точности движений, которые должны соответствовать правилам, педагог в это время следит за дозировкой нагрузки, делает краткие замечания, указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывает товарищескую поддержку, помогает добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры он вместе с детьми оценивает поступки тех ребят, которые проявили определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь и взаимовыручку. А также указывает на ошибки в действиях некоторых ребят.

С помощью подвижных игр на уроках физической культуры у младших школьников формируются такие коммуникативные УУД как умение слушать и слышать друг друга (игра «Словесный волейбол» и др.), умение согласованно выполнять совместную деятельность: распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться (игра «Жмурки», «Ладошка к ладошке», «Паровозик» и др.), умение дружить, взаимовыручка («Гонка мячей по кругу», «Передал -  садись» и др.).

К концу третьей четверти мы заметили, что при применении игровых технологий произошли заметные изменения в психофизическом здоровье школьников, а именно, повысился уровень сформированности коммуникативных навыков. Результаты повторной диагностики, проведённой психологом, подтвердили наши предположения: уровень коммуникативных навыков вырос в два раза; сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника увеличился на 24%; согласование усилий в процессе организации и сотрудничества - на 20%; умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а так же передавать их партнёру – на 12%. Кроме того, заметно уменьшилось число детей с низким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Отсюда мы сделали вывод: использование подвижных игр в процессе обучения способствовало повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации. Кроме того, учащиеся приобрели опыт общения, научились договариваться друг с другом, совершенствуя способность точно выражать свои мысли, взаимодействовать в команде, распределять роли. А всё вышеперечисленное, в свою очередь, и является составляющими психологической безопасности образовательной среды.



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов
  • Не поняли друг друга: о некоторых коммуникативных ловушках
  • Подростковые игры на развитие коммуникативных навыков
  • Ассертивные права и выработка коммуникативных навыков
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • 5 коммуникативных стратегий
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • Развитие коммуникативных способностей посредством риторики
  • Какая классная игра - волейбол! (семейные отношения - игра на чужом поле)
  • Интернет-знакомства: Игра на женском поле. Серия 2. Сколько ребят на десять девчонок на самом деле?
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • "Поймай ритм-1. Ладони" (развивающая игра для взрослых и детей. 1 уровень)
  • "Поймай ритм-2. Ступни" (развивающая игра для взрослых и детей. 1 уровень)
  • Игра для детей на командообразование и поддержку
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Дети перестают слушать родителей, если не получают признания хороших действий
  • Сюжетно-ролевая игра как способ самовыражения в подростковом и юношеском возрасте
  • Формирование навыков и способов ухода за посудой у лиц со зрительной патологией на уроках домоводства
  • сказка для детей , у кого компульсивное расстройство (избавляемся от навязчивых действий)
  • Влияние действий руководителя на успех выполнения плана продаж.
  • Игра - польза для детей и взрослых
  • Игра в школьном возрасте. Почему это важно?
  • Игра в песке детей от 4 до 8 лет. Эдипова фаза.
  • Жизнь, Игра, сцена, закулисье: «Игра прошла по нашим тонким местам»
  • Стоит ли называть детей именами героев сериала "Игра престолов"?
  • Компьютерная игра - враг или друг?
  • Использование схожих убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями: ролевая игра.
  • План действий в безвыходной ситуации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь