|
Роль физической культуры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.Автор статьи: Хозова Марина Анатольевна
Одна из главных задач современной школы – это сохранение, укрепление состояния здоровья школьника (физического, психического и духовно – нравственного) и создание психологически безопасной образовательной среды. В связи с этим, на уроках по каждому общеобразовательному предмету перед современным учителем стоит актуальная задача – помочь формированию универсальных учебных действий учащихся: личностных, предметных и метапредметных, а для этого необходимо объединить усилия педагога и психолога. Начав работать с первоклассниками в сентябре нового года, мы заметили, что многие трудности, с которыми сталкивается учитель, связаны с недостаточным развитием у обучающихся именно коммуникативных навыков: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, в группе, неспособность концентрировать внимание на ключевых моментах в изучаемом двигательном действии, неумение сравнивать с уже изученными движениями и др. В результате выполнение задания происходит неточно, детали техники игнорируются либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. С целью исправления данной ситуации было принято решение определить уровень развития коммуникативных УУД учащихся первого класса. Для этого в начале учебного был проведен блок соответствующих диагностических методик и выявлена группа детей с низким уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий. На основании полученных результатов обследования детей педагогом – психологом и учителем физической культуры были подобраны приёмы и конкретное содержание работы на уроках. В возрасте 5-7 лет, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, ведущим видом деятельности детей «является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра)». Опираясь на мнение известного специалиста, учитывая результаты диагностик, из большого разнообразия педагогических методов мы выбрали игровой метод, который направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. В младшем школьном возрасте игра сохраняет свою значимость. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего. Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивость и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью, умением действовать сообща,. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность, складываются организаторские и коммуникативные умения. Основным условием успешного внедрения подвижных игр на уроках физической культуры всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, учитель пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры привлекается внимание ребят к её содержанию, точности движений, которые должны соответствовать правилам, педагог в это время следит за дозировкой нагрузки, делает краткие замечания, указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывает товарищескую поддержку, помогает добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры он вместе с детьми оценивает поступки тех ребят, которые проявили определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь и взаимовыручку. А также указывает на ошибки в действиях некоторых ребят. С помощью подвижных игр на уроках физической культуры у младших школьников формируются такие коммуникативные УУД как умение слушать и слышать друг друга (игра «Словесный волейбол» и др.), умение согласованно выполнять совместную деятельность: распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться (игра «Жмурки», «Ладошка к ладошке», «Паровозик» и др.), умение дружить, взаимовыручка («Гонка мячей по кругу», «Передал - садись» и др.). К концу третьей четверти мы заметили, что при применении игровых технологий произошли заметные изменения в психофизическом здоровье школьников, а именно, повысился уровень сформированности коммуникативных навыков. Результаты повторной диагностики, проведённой психологом, подтвердили наши предположения: уровень коммуникативных навыков вырос в два раза; сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника увеличился на 24%; согласование усилий в процессе организации и сотрудничества - на 20%; умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а так же передавать их партнёру – на 12%. Кроме того, заметно уменьшилось число детей с низким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Отсюда мы сделали вывод: использование подвижных игр в процессе обучения способствовало повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации. Кроме того, учащиеся приобрели опыт общения, научились договариваться друг с другом, совершенствуя способность точно выражать свои мысли, взаимодействовать в команде, распределять роли. А всё вышеперечисленное, в свою очередь, и является составляющими психологической безопасности образовательной среды. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|