Некоторые родители считают, что школа это тот порог, за которым игра теряет свою ценность и смысл и становится ненужным "баловством" . Но это совсем не так. Да, началась серьезная школьная жизнь, но детство продолжается. Большинство детей с удовольствием играют до 11-12 лет. Когда ребенок идет в школу, его потребность играть остается почти такой же сильной, какой была в дошкольном возрасте. И не смотря на то, что учеба и школьная жизнь для него теперь на первом месте, в свободное время он предпочитает игру любым другим занятиям. Более того, у игр появляется дополнительная функция – они помогают ребенку отвлечься и расслабиться, отдохнуть от школьных нагрузок. Зачастую, дети берут с собой игрушки в школу, чтобы поиграть с одноклассниками на переменах или после уроков. В совместных играх они не только "перезагружаются" после напряженной учебы, но и находят общий язык с другими детьми, узнают кто чем интересуется. Так что игра продолжает сохранять свою социализирующую роль, ведь в пространстве игры многие дети все еще чувствуют себя увереннее, чем в учебе и школьных правилах. Не зря в начальной школе в обучение включены элементы игры. Этот язык гораздо понятнее ребенку. Поэтому в режиме дня обязательно должно быть отведено время свободной игре и творчеству. Надо заметить, что компьютерные игры не помогают ребенку отдохнуть и расслабиться, поскольку стимулируют и возбуждают нервную систему. Во что же играют младшие школьники? Они по-прежнему предпочитают сюжетно-ролевые игры, и в одиночку, и с друзьями. То есть дети на ходу придумывают некоторую историю, распределяют роли и полностью вовлекаются в этот процесс. В сравнении с играми дошкольников темы меняются, а сюжеты усложняются, но суть остается неизменной. Известный детский психоаналитик Д.В. Винникотт говорил: "В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает полной свободой творчества". Это процесс, который позволяет человеку быть креативным. Что же происходит в психике ребенка когда он погружен в игру? Прежде всего он дает волю воображению, создавая игровую реальность. Зачем нужно воображение? Оно дает возможность расширить границы знакомого и привычного, перемешав известные ребенку вещи и вымысел. Небольшой объем знаний о мире компенсируется постоянной, на максимальных «оборотах», работой воображения. Иногда игры детей отдают плагиатом (в них действуют известные сказочные герои, повторяются знакомые сюжеты), но нередко появляются и элементы подлинного творчества, новизны. Так или иначе каждый ребенок овладевает умением трансформировать знакомые образы и создавать что-то свое. Это важное умение помогает ему решать новые задачи, он научается предвосхищать результаты своих действий именно благодаря воображению. Кроме того вооображение — основа абстратного мышления, совершенно необходимого при освоении многих предметов, например, математики. Когда ребенок захвачен игрой он может дать волю эмоциям, в игре отсутствуют «социальные фильтры», вынуждающие его скрывать некоторые чувства. А значит игра становится безопасным каналом для выражения переживаний, которые родителя или учителя могут считать неуместными. Прежде всего это касается агрессии. Мальчики, как правило, выражают агрессивные эмоции напрямую, играя в войну, имитируя с помощью игрушек драки либо устраивая различные состязания. Девочки же обычно отыгрывают тему агрессии через коварное, хитрое или мстительное поведение персонажей. Но, конечно, игра не только позволяет канализировать «плохие» чувства, в ней ребенок может выразить и свои эциональные нужды, например, в заботе, любви, внимании. Прелесть игры в том, что в ней может происходить все что угодно, все допустимо, а значит, пусть и в фантазийном поле, можно компенсировать дефицит чего-либо. В этом исцеляющая функция игры, потому что для психики нет разницы произошло ли нечто во внутреннем пространстве или в реальности. В любом случае происходит разрядка напряжения. И разумеется, игра - универсальный язык детского общения, помогающий социализироваться. Через игры ребенок узнает о разных социальных ролях, профессиях, иерархии отношений в обществе. Играя, он пробует разные роли, придумывает диалоги, выстраивает отношения между персонажами. В совместной игре дети учатся общаться, находят друзей, делятся друг с другом своими идеями и фантазиями. А из совместного творчества всегда рождается что-то новое.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.