Игра в школьном возрасте. Почему это важно?

Некоторые родители считают, что школа это тот порог, за которым игра теряет свою ценность и смысл и становится ненужным "баловством" . Но это совсем не так. Да, началась серьезная школьная жизнь, но детство продолжается. Большинство детей с удовольствием играют до 11-12 лет.
Когда ребенок идет в школу, его потребность играть остается почти такой же сильной, какой была в дошкольном возрасте. И не смотря на то, что учеба и школьная жизнь для него теперь на первом месте, в свободное время он предпочитает игру любым другим занятиям. Более того, у игр появляется дополнительная функция – они помогают ребенку отвлечься и расслабиться, отдохнуть от школьных нагрузок. Зачастую, дети берут с собой игрушки в школу, чтобы поиграть с одноклассниками на переменах или после уроков. В совместных играх они не только "перезагружаются" после напряженной учебы, но и находят общий язык с другими детьми, узнают кто чем интересуется. Так что игра продолжает сохранять свою социализирующую роль, ведь в пространстве игры многие дети все еще чувствуют себя увереннее, чем в учебе и школьных правилах. Не зря в начальной школе в обучение включены элементы игры. Этот язык гораздо понятнее ребенку.
Поэтому в режиме дня обязательно должно быть отведено время свободной игре и творчеству. Надо заметить, что компьютерные игры не помогают ребенку отдохнуть и расслабиться, поскольку стимулируют и возбуждают нервную систему. Во что же играют младшие школьники? Они по-прежнему предпочитают сюжетно-ролевые игры, и в одиночку, и с друзьями. То есть дети на ходу придумывают некоторую историю, распределяют роли и полностью вовлекаются в этот процесс. В сравнении с играми дошкольников темы меняются, а сюжеты усложняются, но суть остается неизменной. Известный детский психоаналитик Д.В. Винникотт говорил: "В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает полной свободой творчества". Это процесс, который позволяет человеку быть креативным.
Что же происходит в психике ребенка когда он погружен в игру? Прежде всего он дает волю воображению, создавая игровую реальность. Зачем нужно воображение? Оно дает возможность расширить границы знакомого и привычного, перемешав известные ребенку вещи и вымысел. Небольшой объем знаний о мире компенсируется постоянной, на максимальных «оборотах», работой воображения. Иногда игры детей отдают плагиатом (в них действуют известные сказочные герои, повторяются знакомые сюжеты), но нередко появляются и элементы подлинного творчества, новизны. Так или иначе каждый ребенок овладевает умением трансформировать знакомые образы и создавать что-то свое. Это важное умение помогает ему решать новые задачи, он научается предвосхищать результаты своих действий именно благодаря воображению. Кроме того вооображение — основа абстратного мышления, совершенно необходимого при освоении многих предметов, например, математики.
Когда ребенок захвачен игрой он может дать волю эмоциям, в игре отсутствуют «социальные фильтры», вынуждающие его скрывать некоторые чувства. А значит игра становится безопасным каналом для выражения переживаний, которые родителя или учителя могут считать неуместными. Прежде всего это касается агрессии. Мальчики, как правило, выражают агрессивные эмоции напрямую, играя в войну, имитируя с помощью игрушек драки либо устраивая различные состязания. Девочки же обычно отыгрывают тему агрессии через коварное, хитрое или мстительное поведение персонажей. Но, конечно, игра не только позволяет канализировать «плохие» чувства, в ней ребенок может выразить и свои эциональные нужды, например, в заботе, любви, внимании. Прелесть игры в том, что в ней может происходить все что угодно, все допустимо, а значит, пусть и в фантазийном поле, можно компенсировать дефицит чего-либо. В этом исцеляющая функция игры, потому что для психики нет разницы произошло ли нечто во внутреннем пространстве или в реальности. В любом случае происходит разрядка напряжения.
И разумеется, игра - универсальный язык детского общения, помогающий социализироваться. Через игры ребенок узнает о разных социальных ролях, профессиях, иерархии отношений в обществе. Играя, он пробует разные роли, придумывает диалоги, выстраивает отношения между персонажами. В совместной игре дети учатся общаться, находят друзей, делятся друг с другом своими идеями и фантазиями. А из совместного творчества всегда рождается что-то новое.

 



Просмотров: 506
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, когда мы перестаем играть в "игры" клиентов?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Трансформационные игры, что это такое и зачем в них играть?
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Ребенок играет в плохие игры. Что делать?
  • Почему игра так много значит? 12 правил успешной игры.
  • Будьте как дети! или "Разные игры..."
  • "Грязные игры", или почему детей так тянет в песочницу
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Игра "Эксперт" + ссылка на мою книгу "ТА-Риторические игры"
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Психологические трансформационные игры - что это?
  • Трансформационные игры - Игра или Трансформация?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Игры без правил или игра в правду
  • Игры разума или Взрослый ребенок.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Внутренние игры или что мешает строить отношения
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое трансформационные психологические игры и зачем в них играть
  • Коммуникативная игра "Что хорошего - Что плохого"
  • Что это значит "прожить чувства"?
  • Что же это значит, коль ребенок плачет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь