Коллективное мнение военнослужащих и управление коллективным настроением

Формирование коллективного мнения

Важную роль в формировании коллективного мнения играет сплоченность воинского коллектива. Так, когда коллектив только что создается, сформировать единое мнение командиру гораздо труднее потому, что воины еще не сблизились и не понимают друг друга. Известно, что молодой солдат с повышенным вниманием относится к своему командиру, к старшим и авторитетным воинам. В этот период наблюдается так называемая податливость, или, иначе говоря, восприимчивость новичков к индивидуальным мнениям отдельных недобросовестных солдат. Именно тогда в коллективе может появиться индивидуально-групповое мнение, отличающееся от мнения командира и большинства личного состава. Как правило, отрицательное групповое мнение берет под защиту нера­дивых, недисциплинированных лиц и вступает в проти­воречие с общим мнением коллектива.

Исследования показывают, что мнение командира по различным вопросам службы для большинства воинов играет решающую роль в формировании у них определенных взглядов и суждений. Так, почти 70 процентов опрошенных солдат и сержантов утверждали, что их мнения по служебным делам полностью совпадают с мнением командиров.

Коллективное мнение военнослужащих и управление коллективным настроением

Власть и опыт, уважение и доверие делают авторитетным и впечатляющим каждое слово командира. Одно это, не говоря уже о других причинах, обязывает офицера избегать опрометчивых суждений, выводов. Психологи рекомендуют: прежде чем произнести вслух какую-либо мысль, офицер должен тщательно про­думать ее, так как она непременно отразится на поведении подчиненных. Убедительность и категоричность слов офицера, как свидетельствует практика повседневной жизни, не оставляют и тени сомнения в правильности и ясности его позиции, особенно в боевых условиях.

Решающей предпосылкой устойчивости коллективного мнения являются идейная убежденность, любовь к Родине, вера в командира и свое оружие.

Глубокая идейная убежденность, патриотизм, единство мыслей командиров и подчиненных обеспечили нашим во­инским коллективам в самых тяжелых условиях стойкость в бою и волю к победе.

Общество — это конкретные люди, у них конкретные интересы, свои радости и драмы, свои представления о жизни, ее действительных и мнимых ценностях.  Эта мысль справедлива и для воинского коллектива, в котором конкретные интересы конкретных военнослужащих становятся источником групповых и коллективных оценок и суждений. И далеко не случайно, что успеха добиваются те командиры, которые своевременно реагируют на познавательные потребности и интересы подчиненных с помощью устойчивой обратной связи от каждого воина, повышают качество индивидуально-воспитательной работы. Тут отметим: повседневная практика убедительно подтверждает, что, чем выше качество индивидуального воздействия на воина, тем острее его бдительность и действеннее мнение коллектива. Тесный духовный контакт с человеком, умение понять его мысли и интересы — гарантия взаимного уважения, единства взглядов и поддержания в подразделении здоровой моральной атмосферы. Там же, где индивидуально-воспитательная работа ослаблена, где ее, попросту говоря, не умеют проводить, не прислушиваются к голосу подчиненных, вовремя не дают нужных советов, рекомендаций, возникают различные необоснованные суждения и даже отрицательные мнения.

Групповое (коллективное) мнение как социально-психологический процесс имеет три условных этапа развития. На первом этапе воины воспринимают, переживают и оценивают поступок или событие, у каждого из них появляются своя субъективная оценка и строго индивидуальное мнение-суждение.

На втором этапе формирования общего мнения воины обмениваются мыслями, оценками, суждениями. Этот этап может проходить спокойно внутри каждой группы.

На третьем этапе группы воинов, как правило, спорят, отстаивают свои оценки, точки зрения, эмоционально убеждают друг друга, приходят к единству взглядов.

В целях оптимизации управления коллективным мнением опытный командир не упустит момент первого этапа, когда воины еще только переживают взволновавшее их событие и отношение к нему еще не сформировано. Главное в этот момент предупредить появление незрелых взглядов, предвзятых оценок. Помощь в этом офицеру оказывают актив, прапорщики, сержанты, которые, постоянно находясь среди сослуживцев, быстро реагируют на новость, дают ей правильную оценку, формируют положительную установку на восприятие информации.

На втором этапе офицеру труднее изменить неверные суждения отдельных военнослужащих, так как индивидуально-групповое мнение обладает известной инерцией. В этом случае лучшим противодействием может быть сообщение коллективу дополнительных фактов без упоминания неверных суждений.

Управлять групповыми мнениями, обеспечивать принципиальную критику и самокритику непросто. Опыт работы по формированию зрелого коллективного мнения показывает, что подвергать критике нужно прежде всего не мелкие оплошности и отдельные высказывания, а серьезные нарушения воинской дисциплины или устойчивую отрицательную направленность личности. К сожалению, иногда некоторые молодые офицеры стараются сделать предметом обсуждения личного состава чуть ли не каждый случай нарушения уставных положений, стараясь заручиться поддержкой коллективного мнения, что на практике не оправдывает себя.

От зрелости, организованности подчиненных зависят поддержка коллективом справедливой критики и усиление ее остроты общим мнением. Коллективное мнение успешно формируется на общих собраниях. В передовых подразделениях им предшествует большая организаторская работа. В них важное место отводится и групповым беседам.

Методика проведения этих бесед довольно проста. Вопросы, как правило, ставит офицер, а отвечает па них кто-либо из воинов, другие же его дополняют либо опро­вергают, Офицер так направляет беседу, чтобы высказались все.

Иногда это не получается, так как отдельные воины молчат, стесняются показаться смешными, некомпетентными. С молчунами ведется отдельный разговор, в ходе которого командир выясняет их мнение по тому или иному вопросу. Результаты групповой и индивидуальной бесед офицер тщательно анализирует и делает вывод о характере коллективного мнения по данной проблеме.

В отдельных случаях для анализа коллективного мнения используются письменные вопросники и личные беседы-интервью. В них могут быть вопросы, выявляющие информацию о личности или коллективе, факты поведения в прошлом и настоящем, оценки событий или отношения к отдельному воину, группе, коллективу. Беседы целесообразно проводить как можно чаще, чтобы фиксировать уровень развития психологии коллектива и динамику коллективного мнения.

Таким образом, постоянная и надежная связь с личным составом, регулярное информирование о текущих событиях, совершенствование  нравственного воспитания воинов, активная, наступательная борьба с мещанской психологией являются важнейшими условиями управления коллективным мнением.

Управление коллективным настроением

Что такое коллективное настроение?

Коллективное настроение —это показатель,отражающий сложную гамму чувств, эмоциональных переживаний, страстей и аффектов, которые овладевают всем личным составом в самых различных ситуациях и существенно влияют на его жизнь и деятельность.

Коллективное настроение обладает заразительностью, большой импульсивной силой и динамичностью. Оно мобилизует или сдерживает коллективное сознание, опре­деляет характер общественного мнения  межличпостных отношений, влияет на стиль руководства коллективом. Все это подчеркивает необходимость тщательного изуче­ния различных форм коллективного настроения, знания причин, когда оно переходит из одной формы в другую:

из положительной — в отрицательную,из неосознанной— в осознанную, из скрытой — в открытую.

Настроение коллектива или группы воинов можетбыть самым различным, но для его общей характеристи­ки важны диаметрально противоположные оценки: по­ложительное и отрицательное.

Положительное настроение («мажор») включает в себятакие эмоции и чувства, как удовлетворенность, бодрость, воодушевление, оптимизм, радость, чувство профессиональной гордости,чувствопрекрасного, чувство любви к Родине, счастье.

Отрицательное настроение («минор») характеризуется неудовлетворенностью, неуверенностью, пессимизмом, унынием, скукой,злостью, отчаянием, раздражительностью, гневом,страхом, паникой. Чаще всего отрицательное настроение возникает в результатеопасных ситуаций, гиперстрессов и потрясений. Следовательно, отрицательное настроение является своего рода сигналомтревоги и плохих взаимоотношений, низкого уровня сплоченности коллектива, резкогодискомфорта ситуации, сильного стрессового воздействия и т. П.

Каким образом анализируется коллективное настроение?

Анализ коллективного настроения командир может провести методом наблюдения за реакциями, высказываниями, эмоциональными проявлениями воинов. Однако этот метод достаточно сложен и неопределен, так как военнослужащий, пытаясь охарактеризовать свое самочувствие, как правило, согласовывает его либо со своими моральными принципами, либо с мнением товарищей. Кроме того, внешний вид воина (кажущаяся его угрюмость или сосредоточенность, воодушевление или нервозность) не всегда отражает истинное его настроение. Бывает, что за внешним спокойствием человек скрывает и радость, и горе, и любовь, и нена­висть.

Для более конкретной и более наглядной оценки кол­лективного настроения офицер может использовать методику эмоционально-символической аналогии, в основе которой лежат специфические связи цвета,словесныхсимволов с эмоциональными состояниями человека.Так, например, красный цвет означает очень радостное, восторженное настроение; желтый—хорошее, ровное настроение; зеленый—спокойное, уравновешенное; белый — неопределенное, нейтральное; голубой — неудовлетворительное, слегка пониженное; синий — грустное, подавлен­ное; фиолетовый — плохое, тревожное; черный цвет — очень плохое настроение, полная депрессия.

Каким же образом оценить динамику коллективного настроения в воинском коллективе, используя этот метод?

Сошлемся на пример конкретного социологического исследования одного подразделения. Были подготовлены два воина, которые поочередно, сменяя друг друга, использовали стандартизированное интервью.

Воин-интервьюер три раз в день (утром, днем и вечером) обращался к каждому своему сослуживцу с просьбой охарактеризовать свое настроение, указав на соответствующий цвет карандаша (карточки). Исследование продолжалось в течение 26 дней. Когда испытуемые называли либо красный, либо черный цвет, то делалась попытка выяснить причину либо восторженного, либо подавленного настроения.

Результаты обобщались, усреднялись, строились цветоматрицы, в которых можно было наблюдать изменение коллективного настроения в течение дня, недели, месяца. Так, в большинстве случаев дневное и вечернее настроение определялось сформированным настроением в утренние часы: чем выше настроение утром, тем выше оно днем и вечером. На вопрос: «Кто формирует ваше настроение утром?» — ответы были самые разные, но ос­новным генератором утреннего настроения оказался офи­цер (прапорщик), присутствующий на подъеме. Хорошее расположение духа командира, добрая шутка эмоциональ­но стимулировали подчиненных, но если командир с утра был чем-либо недоволен, громко «распекал» нерастороп­ных воинов, обещая их наказать, то настроение в коллек­тиве снижалось.

Было установлено, что в течение недели коллективное настроение преимущественно спокойное, уравновешенное, работоспособное. На цветоматрице оно изображено зеле­но-желтым цветом. В субботние и выходные дни коллективное настроение повышалось, становилось оранжевым, а в праздничные дни преобладал красно-оранжевый цвет.

Коллективное настроение складывается из групповых и индивидуальных эмоциональных состояний. Поэтому офицеру желательно знать, в какой группе и кто конкретно является источником хорошего или плохого настроения.

В исследуемом коллективе были определены так называемые лидеры-оптимисты и лидеры-пессимисты. Устойчиво положительным настроением обладали около 20 процентов испытуемых, с постоянно пониженным самочувствием зафиксировано 9 процентов. У двух воинов не удалось выяснить преобладающее настроение(на вопросыони постоянно отвечали белым цветом).

Офицеру нужно учиться владеть своими эмоциями, знать приемы устранения как личного раздражения, так и способы, с помощью которых он может поднять настроение коллектива. Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Тонкая шутка, ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимают усталость, вселяют уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшает результаты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, находящихся в боевых походах, в подразделениях, расположенных на отдаленных «точках», где люди испытывают недостаток эмоционального комфорта.

В этой связи командиру нельзя забывать педагогический совет А. С. Макаренко о перспективных линиях, о необходимости управлять коллективным настроением, формировать «завтрашнюю радость» (близкую, среднюю, дальнюю) применительно к различным задачам коллектива и его отдельных групп.

Воинский коллектив испытывает отрицательные эмоциональные сдвиги, когда, например, происходит замена одних воинов другими, приходит новый командир. Как правило, уход авторитетного командира или другого офицера снижает коллективное настроение на длительное время, солдаты переживают, нервничают, иногда вступают в эмоциональные конфликты с новым командиром.

На общих настроениях отражаются те чувства, которые испытывают молодые воины в новом коллективе. 

Для создания положительного коллективного настроения командир повышает роль лидеров-оптимистов. В каждом подразделении есть воины, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно создают вокруг себя атмосферу хорошего самочувствия. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому. Обобщенный образ такого воина создал поэт А. Твардовский. Его Василий Теркин — солдат-оптимист, способный даже в самых критических ситуациях фронтовой жизни поднять настроение бойцов.

Офицер может с помощью таких лидеров-оптимистов образовать в подразделении группу хорошего настроения, которая тщательно анализировала бы настроение личного состава, сближалась с теми воинами, которые испытывают отрицательные чувства, и обеспечивала бы эмоциональный подъем всего коллектива. Опыт показывает, что группы хорошего настроения оказывают помощь командиру в сплочении воинских коллективов и формировании здорового социально-психологического климата. Каждому человеку неприятно быть постоянным объектом для шуток, а тем более когда злая шутка задевает самолюбие и унижает воина в глазах всего коллектива. Поэтому группа хорошего настроения по заданию командира в первую очередь стала пе­ревоспитывать солдат-пересмешников, любителей грубых шуток. Конечно, не сразу, но в подразделении уменьшилось количество неуставных взаимоотношений по причине эмоциональной несдержанности отдельных воинов, улучшился нравственный климат, возросла сплоченность коллектива.

Еще в древности известны были мелодии против уныния, раздражения, гнева. Для устранения отрицательных эмоций и сейчас эффективно применяется музыкальная психотерапия. Музыка является средством повышения работоспособности человека.

Хотелось бы отдельно сказать о военной музыке. Развитие любви к ней у военнослужащих имеет важное значение. Установлено, что она сохраняет силы и вызывает боевое воодушевление, снимает страх и способствует проявлению героизма. Всем хорошо известны возбуждающая дробь военных барабанов и пронзительные звуки сигнальной трубы. Ритмическая музыка духового оркестра способна настраивать воинский коллектив на определенный темп деятельности, мобилизовывать активность, отвагу и бесстрашие.

ВЫВОД: Работа с людьми - большое искусство. Оно не терпит формализма, равнодушия, шаблона. Руководить воинским коллективом – это значит не только командовать подчиненными, приказывать и требовать, но и постоянно воспитывать их, формировать здоровые внутриколлективные отношения, предупреждать негативные процессы, глубоко проникая в психику каждого подчиненного

 

 

 



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быстро поднять себе настроение? Музыка для поднятия настроения или ТОП музподъемников)
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Что-то со мной не так, или Цветное настроение
  • Плохое настроение: как его побороть?
  • Мышление и настроение. По материалам курса "Хозяин своего настроения"
  • Как поднять себе настроение? Проверенные способы, которые работают!
  • Новогоднее настроение - это что?
  • Плохое настроение или депрессия - где грань?
  • Капризы или диагноз: молодым мамам приходится страдать от чувства вины за свое плохое настроение
  • Ох уж это утро... или Разрушительное настроение
  • Что делать, если у Вас плохое настроение?
  • Чемоданное настроение или путешествия как психотерапия.
  • Предновогоднее настроение: почему вы его не чувствуете?
  • Плохое настроение? Что делать.
  • Как быстро поднять настроение с утра и настроиться на рабочий лад
  • Плохое настроение или депрессия?
  • Депрессия или плохое настроение?
  • Депрессия или плохое настроение
  • Депрессия или плохое настроение?
  • Немного интересной информации (или когда настроение на нуле читать обязательно!)
  • Предновогоднее настроение или как работать с желаниями.
  • Депрессия или просто плохое настроение?
  • Как быстро и легко поднять себе настроение
  • Менять надо настроение, а не эмоции или чувства
  • Как улучшить настроение и освободиться от беспокойства и негативных переживаний всего за 15 минут
  • Печаль, депрессия или просто плохое настроение?
  • Депрессия, апатия или просто плохое настроение?
  • Депрессия это не просто плохое настроение
  • Депрессия – это болезнь, а не плохое настроение
  • Как быстро поднять себе настроение? Полезное упражнение.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь