Особенности психопатологической симптоматики ветеранов боевых действий с различными типами ремиссии

Автор статьи: Александра Рябинина

Актуальность работы обусловлена целым рядом проблем, существующих в обществе и разрабатываемых в науке, с которыми связаны различные аспекты исследования.

Первая проблема - участие в боевых действиях является пролонгированной психической травмой, которое можно рассматривать как стрессовое событие исключительно угрожающего характера, которое может вызвать общий дистресс практически у любого человек. Все это в дальнейшем может провоцировать психические расстройства, создающие внутренние барьеры на пути адаптации к мирной жизни.

Вторая проблема - последствия боевой психической травмы, ее клинико-психопатологические и лечебно-реабилитационные аспекты являются предметом многочисленных исследований в России и за рубежом. Психическое здоровье военнослужащих, участвующих в локальных конфликтах, относится к числу актуальных проблем современной психиатрии и психологии.

Очевидным является факт, что эти аспекты тесно взаимосвязаны и взаимозависимы в рамках психологии личности и общества – в социальной структуре общества имеется значительное количество лиц, получивших в условиях локальных военных конфликтов различные психологические и физические травмы, однако, до настоящего времени нет целостной и действенной системы комплексной реабилитации данной категории лиц. Наше исследование, как раз, позволяет рассмотреть все эти проблемы в их взаимосвязи.

Социально-психологическим особенностям ветеранов боевых действий посвящены работы таких ученых как Р.А. Абдурахманов,
Б. Колодзин, Л.А. Китаев-Смык, Ю.А. Александровский, А.В. Барабанщиков, Н.В. Тарабрина и др.

Феномен психопатологической симптоматики активно изучается в рамках медицинской (клинической) психологии в частности рассматривается такими учеными как А.О. Бухановский, Н.Г. Гаранян, А.В. Снежевский, В.Д. Тополянский, А.Б. Холмогорова и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный подход в исследовании психологических явлений (Ломов Б.Ф.), основные положения отечественной психологии о социальной детерминированности развития личности, единстве объективных и субъективных условий в этом процессе, принципах оказания психологической помощи (Лазурский А.Ф., Платонов К.К.).

Таким образом, не смотря на достаточно широкую разработанность всех аспектов изучаемой проблемы, её комплексное исследование все же актуально. В научном мире нет единого подхода к определению характера, силы, выраженности в проявлении психопатологической симптоматики ветеранов боевых действий, выделяются только общие тенденции. Рассмотрение накопленных к настоящему моменту научных публикаций позволяет заключить, что проблема обеспечения психологического и профессионального здоровья военнослужащих, психологическая реабилитация участников современных боевых действий, относительно недавно стала разрабатываться в психологической науке.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки её научного и практического решения определили цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования.

Цель: выявить особенности психопатологической симптоматики ветеранов боевых действий с разными типами ремиссии.

Объект исследования: психопатологическая симптоматика.

Предмет: особенности психопатологической симптоматики ветеранов боевых действий с разными типами ремиссии.

Гипотеза: имеются особенности психопатологической симптоматики ветеранов боевых действий с разными типами ремиссии.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

  1. Изучить проблему психопатологической симптоматики и ее проявлений в современной психологии.
  2. Рассмотреть подходы к пониманию понятий «реабилитация» и «ремиссия».
  3. Проанализировать особенности психопатологической симптоматики ветеранов боевых действий.
  4. Провести эмпирическое исследование особенностей психопатологической симптоматики ветеранов боевых действий с различными типами ремиссии.

Исследование проведено на базе автономного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа-Югры «Центр комплексной реабилитации ветеранов боевых действий «Возрождение». В исследовании приняли участие 60 ветеранов боевых действий, средний возраст составил 36 лет.

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы использовались следующие методы:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Методы эмпирического исследования

Психодиагностические:

  • Опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R) Дерогатис (адаптирована Н.В. Тарабриной);
  • шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности.

Биографические:

  • клиническая беседа.
  • Методы обработки данных
    • Методы качественного анализа - шкала Серейского для определения эффективности реабилитационных мероприятий
    • Методы математико-статистического анализа данных (дискриминатный анализ, H-критерий Крускала-Уоллеса, кластерный анализ, критерий хи-квадрат Пирсона).

    Практическая значимость исследования состоит в необходимости выявления, учёта и использования психопатологических особенностей ветеранов боевых действий в интересах повышения эффективности психологической, медицинской и социальной консультативно-коррекционной работы с ними.

    Сопоставление данных, полученных в результате эмпирического исследования особенностей психопатологической симптоматики ветеранов боевых действий с разными типами ремиссии, позволяет сделать следующие выводы.

    Анализ ответов испытуемых по опроснику выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R Дерогатис (адаптация Тарабриной Н.В.) показал примерно равное распределение процентов испытуемых по проявлению симптомов шкал методики, с небольшим преобладанием шкал «Соматизация» - 21,6% испытуемых, «Враждебность» - 15% испытуемых. Шкалы «Межличностная сензитивность» и «Фобическая тревожность» напротив, являются наименее выраженными - по 1,6% испытуемых.

    Результаты исследования по шкале Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности показали, что преобладающий уровень - умеренный (56% и 63% испытуемых соответственно). Эти данные согласуются с показателями выраженности шкал «Тревожность» и «Фобическая тревожность» по опроснику SCL-90.

    На основании данных о выраженности психопатологической симптоматики и уровнях тревожности каждого испытуемого, в ходе заключительной диагностики был определен тип ремиссии. Согласно решениям консилиума, у 54% испытуемых  после окончания курса реабилитации наблюдается положительные типы ремиссии: 34% со значительным улучшением, а 20% - с полным исчезновением симптоматики. Негативные типы с неполным выходом из болезненного состояния и продлением листа нетрудоспособности – у 46%. Часто это обусловлено наличием отдаленных последствий ранений, контузий и черепно-мозговых травм и т.д.

    Для повышения валидности исследования, распределение испытуемых по типам ремиссии было проверено с помощью дискриминатного анализа. Применение метода классификации объектов при помощи канонических функций показало совпадение с реальной классификацией в 82,8% случаев. При этом для самого часто встречаемого типа – ремиссия «B» - было получено 100% совпадение.

    Применение пошагового метода для определения факторов распределения испытуемых по типам ремиссии, позволило сделать вывод о том, что наибольшее влияние на положительный или негативный тип ремиссии имеет выраженность таких шкал, как «Депрессия», «Паранойяльные симптомы», «Соматизация», «Обсессивно-компульсивные расстройства».

    Для выявлений различий между группами испытуемых с разным типом ремиссии по показателям психопатологической симптоматики использован критерий H-Краскала-Уоллеса. Согласно результатам одностороннего дисперсионного анализа, получены достоверные различия по всем шкалам, кроме шкалы «Фобическая тревожность».

    Немаловажным является факт высокой прогностической значимости выраженности симптоматики по шкалам «Ситуативная тревожность» и «Личностная тревожность» опросника Спилбергера-Ханина, «Тревожность» опросника SCL-90. Теоретический анализ научной литературы показал, что уровни ситуативной и личностной тревожности  являются важным прогностическим показателем психологического реабилитационного потенциала согласно подходу Ж.В. Порохиной.

    В связи с этим был применен кластерный анализ показателей тревожности, в ходе которого все испытуемые были разделены на группы: с высокими показателями тревожности (26 человек), с низкими показателями тревожности (34 человека). Использование таблиц сопряженности и критерия хи-квадрат Пирсона позволили выявить достоверные связи между выраженностью тревожности испытуемого и типом ремиссии. Так, например, у испытуемых с низкими показателями тревожности тип ремиссии «A» встречается у 80%, тип ремиссии «B» - в 75% случаев, а тип ремиссии «С» соответствует – показателям высокой тревожности в 72% случаев. Для типа ремиссии «D» достоверных различий выявлено не было, это можно связать с тем, что у таких испытуемых чаще всего негативные психологические состояния возникают на фоне обострения серьезных соматических заболеваний.



    Просмотров: 331
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Методические рекомендации по оказанию психологической помощи беженцам из мест боевых действий
  • Ценностно-смысловая сфера военнослужащих, проходивших службу в зоне боевых действий
  • Психологическая помощь участникам боевых действий
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Психологические рецидивоопасные ситуации у лиц с алкогольной зависимостью как критерий качества ремиссии
  • Особенности формирования ремиссии у больных зависимостью к алкоголю .
  • Как понять, что психологическое восстановление в ремиссии проходит успешно.
  • Спонтанные ремиссии при алкоголизме
  • Психотический пациент — под грузом обострения и ремиссии.
  • Как жить после победы на раком. Вся правда о ремиссии
  • Путь боевых искусств
  • Метафорические карты для поиска решения в согласованности действий между людьми, примирении и проработке собственной Тени
  • Теоретический анализ научного исследования осознания
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • 8 необходимых действий для самопомощи при синдроме хронической усталости.
  • Эхо войны: правнуки ветеранов расплачиваются за их непрожитое горе
  • План действий для выпускника школы: 4 обязательных шага.
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • сказка для детей , у кого компульсивное расстройство (избавляемся от навязчивых действий)
  • Материнство и основные аспекты его исследования в психологии
  • Женщина - объект для исследования
  • Понятие «созависимость» в современной психологии (теоретический анализ литературы по проблеме)
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Проблема психосоматического развития в детском возрасте: подходы и методы исследования
  • Как расположить к себе человека, от действий которого вы зависите?
  • Что делать, если муж изменяет? План действий
  • «Ты - лучший в мире папа». 9 основных действий папы, чтобы это услышать.
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Как правильно страдать от несчастной любви? План действий и последствия
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь