Материнство и основные аспекты его исследования в психологии

Материнство как обеспечение условий для развития ребенка

Изучение  материнства в настоящее время становится все более популярным как в теоретическом, так и в прикладном  аспектах. Проблемами материнства занимают­ся социологи, медики, педагоги, психологи и многие другие специалисты. Актуальность этих исследований теперь уже не нуждается в дополнительном обосновании. Полученные в многочисленных работах данные о влиянии материнского отношения и поведения на развитие ребен­ка во всех возрастах говорят сами за  себя. Системати­зация имеющихся направлений и аспектов изучения мате­ринства показывает, что материнство, как психосоци­альный феномен, рассматриваетс с двух основных пози­ций: материнство, как обеспечение условий для разви­тия ребенка и материнство, как часть личностной сферы женщины.

В исследованиях материнства, как обеспечения ус­ловий для развития ребенка материнство рассматривает­ся в контексте материнско-детского взаимодействия. Основной ход рассуждений в постановке целей работ психологов иинтерпретации получаемых данных—от задач воспитания ребенка к особенностям матери. Обсу­ждаются материнские качества и характеристики ма­теринского поведения, а так же их культурные, социаль­ные, эволюционные, физиологические и психологические

аспекты. Все это часто рассматривается в контексте определенного возраста ребенка, в результате чего сами материнские качества и функции, анализируемые в разных работах, не всегда можно сопоставить между собой. В исследованиях, проводимых с этих позиций, можно выделить несколько направлений.

Культурно-исторические аспекты материнства.

Институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе (эти исследования проанализированы в работах И. С. Кона, М. Мид, Э. Эриксона, М.С. Радионовой, Г. Каплан и других). Кросскультурные исследования показали, что в тех случаях, когда рождение ребенка противоречит социальным ожиданиям (внебрачность, помеха социальному или половому статусу женщины), женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей или избавляться от них разными способами. Скрытый инфантицид (практика несчастных случаев) и отказ от ребенка (подбрасывание, продажа, передача на усыновление) были обычными для всех времен и народов, в том числе и для России, вплоть до начала XX в. По данным Э. Бадинтер понятие «материнский инстинкт» является мифом. Материнская любовь — это понятие, которое наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство.

Во второй половине XX в. , как отмечают некоторые исследователи,  вновь  отчетливо  проявились  позиции, враждебные «детоцентризму», что связано с двумя основными тенденциями в обществе: эмансипацией женщин и передачей функций воспитания (причем с младенческого возраста) в руки специалистов и на территорию соответствующих учреждений. В связи с этим изменилось представление о ребенке и своей родительской роли: ребенок расценивается как докучливое, ненужное создание, которое стараются «отодвинуть» даже чисто физически, уменьшая количество и качество телесного контакта, перенося воспитательные функции на развивающие, автодидактические игры и пособия. Такие тенденции могут выражаться не только в появлении родительских воспитательных стратегий, но и в средствах массовой информации (которые не поворачивается язык назвать культурными). Примером может служить наличие в американской и западноевропейской литературе и кинопродукции образа ребенка-злодея (вампира, дьявола и т.п.), что, с моей точки зрения, совершенно не характерно для российской и восточной ментальности.

Исследования разных культурных вариантов материнства в современном обществе также свидетельствуют о влиянии имеющихся моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на материнское поведение и переживания женщины. Большой интерес представляет приведенное в этих работах сравнение распределения материнских функций в разных культурах, материнского поведения и отношения к ребенку, которые обеспечивают формирование необходимых в данной культуре личностных качеств (например, особенностей когнитивной  и  эмоциональной  сфер,   качества  привязанности, особенностей переживания 

успеха и неудачи при достижении цели). Следует отметить, что в последнее время появляется все больше работ, где авторы обращаются к традиционным российским представлениям о материнстве и детстве.

 



Просмотров: 504
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Материнство в зеркале общественных представлений. Все ли так радужно, как нам это обычно кажется?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как отражается дефицит материнского взаимодействия и влияет на собственное материнство.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Как материнство может перевернуть мир с ног на голову или как жизнь лечила меня
  • Карманные деньги для ребенка: как все не испортить
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • как период материнства влияет на жизнь женщины
  • «Материнская грусть» или радость материнства: послеродовый период в жизни женщины.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • На пределе (или как не превратить материнство в кошмар)
  • Феномен материнства и его психологические особенности в жизни современной женщины
  • Как выбрать систему воспитания для своего ребенка?
  • Материнство. Нужно ли себя готовить к нему или будь что будет?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Как сохранить отношения с мужчиной, используя ребенка (инструкция для женщин).
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь