|
Женщины и материнство в образах богинь Древней ГрецииАвтор статьи: 404
Почему-то в обществе принято считать, что высшее (и чуть ли не единственное) предназначение и смысл жизни каждой женщины - это материнство. Но так ли это на самом деле? Или эта идея очень удобна как основа для манипуляций? Женщины бравируют своим "особенным женским предназначением", прикрываясь беременностью или детьми в реализации своих личных целей. А мужья манипулируют социально активными женами, призывая их бросить карьеру, учебу, идею, чтобы реализовать свое "главное и единственное предназначение". В некоторых браках такое положение дел устраивает обе стороны, и далее мы подробно рассмотрим почему. Задачей этой статьи является прояснение вопроса действительно ли материнство является таким важным и значимым для каждой женщины? Или это как раз тот случай, когда для удобства общества всех причесывают под одну гребенку и стригут под один горшок? Я предлагаю рассмотреть историю вопроса, обратившись к архетипам богинь Древней Греции, в образах которых отражены самые разные способы женской самореализации вполне соотносимые с жизнью женщины любой эпохи, в том числе и современной. Группа, о которой сейчас пойдет речь, представлена тремя богинями. Отличительная их особенность в том, что они полностью освободили свою жизнь от брачных и родительских уз. У каждой были свои предпочтения и альтернативы. Итак, три богини-девственницы: Гестия - божество домашнего очага; Афина - божество мудрости, ремесел и героев; Артемида - божество охоты, диких животных и врачевания. Гестия нашего времени - духовный поиск и рост, созидание уюта и гармонии. Современной гестии доступны разные пути для самореализации. Она может пойти в монахини, может посвятить жизнь свободному духовному поиску или сосредоточиться на своем внутреннем мире, занимаясь тихой, спокойной работой, приносящей в ее жизнь покой и умиротворение. Современная гестия может выйти замуж (а может оставаться всю жизнь свободной), и у нее даже могут быть дети ( или она предпочтет не обременять себя материнством), но все это будет в ее жизни второстепенным. Главным для нее является ее духовная жизнь, поиск высокой истины, Бог и единение с ним через доступные для нее способы. Афина нашего времени - карьера, успех и герои. Современная афина - это бизнес-леди, женщина, сделавшая себя сама, амбициозная карьеристка, феминистка, достигающая успеха на выбранном поприще, которая может себя обеспечить и защитить без мужской помощи. Она чувствует себя на равных с мужчинами или даже лучше. Покровительствует героям: умным, привлекательным и перспективным в интересующей ее сфере деятельности мужчинам. Афины с пренебрежением, а порой и с легким презрением относятся к домохозяйкам, лишенным амбиций, покорным мужу и верящим, что предназначение женщин рожать детей и вести домашнее хозяйство. Потому что афины - сторонницы другой крайности: все женщины должны работать, детей нужно отдавать на попечение бабушек или специального персонала, и заводить столько потомства, сколько сможешь достойно содержать самостоятельно, не рассчитывая на помощь мужа, родителей или государства. Для афины материнство не является смыслом жизни, скорее это побочный проект, в котором она может реализовываться в свободное время, с соответствующим практичным и деловым подходом. Артемида нашего времени - спорт, животные, медицина. Современная артемида - это женщина, которую вы найдете в профессиональном спорте, на конезаводе или среди профессиональных кинологов. Она может встретиться вам работником приюта для животных или оказаться одной из волонтеров, спасающих собак и кошек от смерти на улице. Среди артемид встречаются врачи от Бога, которые не строят целенаправленно карьеру в медицине, а лечат из желания бороться с болезнями и недугами, побеждая их и помогая людям исцеляться. Одновременно они с удовольствием состязаются в уровне профессионализма с коллегами-мужчинами и, как правило, одерживают победу. У них насыщенная профессиональная и свободная от работы жизнь, в которую дети чаще всего просто не вписываются. Кроме того, ребенок - это ограничитель свободы и многих возможностей покорять вершины наравне с мужчинами, поэтому дети редко выступают целью и смыслом жизни в их случае. Очевидно, что в планы этих трех типов женщин дети не входят. У них другие интересы, которыми они живут и вполне счастливы своим выбором. Следующая группа богинь отличается тем, что у всех у них есть супруги, любовники и дети. История и пафос каждой из них - это общеизвестный миф, отражающий основные способы самореализации в жизни для большей части женщин всех времен и народов. Итак, Гера - божество супружества, жена главного Олимпийского бога; Афродита - божество любви, сексуальности и красоты; Деметра - божество плодородия, земледелия и материнства. Гера нашего времени - светская жизнь, власть, создание и сохранение супружеского союза. Современная гера - это светская львица, супруга состоятельного и властного мужчины, оберегающая свой брак от соперниц и стремящаяся к высокому положению в обществе. Геры устраивают благотворительные мероприятия, участвуют в светских раутах, бывают на всех престижных и модных вечеринках, где можно продемонстрировать свой социальный уровень. Они со вкусом обустраивают свои дома, подчеркивая высокий статус владельцев, сопровождают мужа в отпуске и во время выходов в свет, общаются с себе подобными. Дети в таком браке могут быть, а могут и не быть. Но, как правило, геры детей заводят охотно, чтобы подтвердить свою состоятельность как супруги, и родить мужу законных наследников. Дети для геры не являются ни целью, ни смыслом сами по себе. Они побочный и необходимый плод супружеских отношений. Афродита нашего времени - красота, нега и качественный секс. Современная афродита - это красивая женщина, которая любит свое тело и знает как доставить ему удовольствие. Также знает она как доставить удовольствие своему мужчине, если тот готов предоставить ей в обмен что-то ценное для нее. Обычно, речь идет о материальных благах и роскоши или об исключительной внешней привлекательности и сексуальном мастерстве избранника. Деметра нашего времени - мать, кормилица, хозяюшка. Современная деметра - это женщина, чья радость и призвание быть матерью, часто многодетной, домашней хозяйкой, кормилицей, балующей домочадцев разносолами, пирогами и борщами. Этим женщинам очень нравится миф о единственном предназначении женщины, потому что он полностью отражает их представление о собственном счастье в жизни. В этой триаде богинь только у Деметры выраженная тяга к материнству и вскармливанию потомства. Только для нее дети - сами по себе - это смысл жизни, высшее счастье и предназначение. Для двух других богинь дети - это побочное следствие брака или отношений с мужчинами (иногда приятное и желательное, иногда - нет). Дети - не являются для них смыслом жизни и источником счастья сами по себе, потому что на первый план выходят другие смыслы и радости бытия. Завершает наш обзор диада ночных, хтонических богинь: Геката и Персефона. Об их материнском аспекте известно мало, мифы, принадлежащие разным авторам, не совпадают, а зачастую и противоречат друг другу. Геката - божество ночи, ведовства, колдовства и кошмаров. Ей в дети приписывали самых разных монстров Тартара - подземного мира умерших. Персефона - дочь Деметры, жена Аида - бога царства мертвых, божество-проводник между миром мертвых и миром живых. Авторы то приписывали ей детей, то умалчивали вовсе о ее материнском аспекте. Можно предположить, что именно она являлась древним архетипом замужней женщины, свободной от детей. Юная девушка по характеру, дочь опекающей сверхзаботливой матери, супруга состоятельного мужчины, владычица таинственного, мрачного и ужасно интересного места. Геката нашего времени - ведовство, колдовство, понимание скрытых сторон жизни. Современная геката - это женщина, которая видит мир иначе, ей доступны его скрытые, мистические аспекты. Она может быть гадалкой, ведуньей или психотерапевтом. Она может работать кем угодно, практикуя оккультные искусства для души в свободное от работы время. Для гекаты постижение мира, его вечных законов и скрытых связей в нем гораздо важнее и интереснее, чем мирская карьера, соблазнение мужчин или материнство. И если гестии выбирают духовный поиск с религиозно-мистическим акцентом, то гекаты предпочитают оккультно-эзотерический уклон, не гнушаясь темных аспектов знания, и даже открыто идут им навстречу. Персефона нашего времени - вечная девочка, свобода от детей, мистерии жизни и смерти. Современная персефона - это женщина, которая сочетает в себе несочетаемое на первый взгляд. Она идет по жизни, оставаясь ребенком в душе, но в то же время может проникать глубоко в тайны мироздания. Такая женщина может не работать совсем, если ее будет содержать муж, любовник или родители. Она может стать психологом или выбрать любую другую профессию, где будет востребована ее интуиция, и к которой у нее проявится живой интерес. Между тем, она может иметь детей, радоваться им как живым игрушкам и быть для них матерью-подружкой. Или не станет заводить детей вообще, не желая делить с конкурентами безраздельное внимание мужа или, предпочитая посвящать все свое время более интересным и увлекательным для себя занятиям. Таким образом, для этих двух типов женщин дети также не являются смыслом жизни. Более того, как в случае с Персефоной, они могут быть нежелательны, несмотря на то, что она не принадлежит к девственным богиням и отношения с мужчинами в ее жизни приветствуются. Подводя итоги обзора женских архетипов на примере богинь Древней Греции, можно с уверенностью сказать, что роль материнства в жизни женщины очень сильно преувеличена обществом и государством. Миф о священном долге и безграничной радости материнства для всех без исключения женщин охотнее всего поддерживают современные деметры и геры, так как это позволяет им жить в свое удовольствие, укреплять свои позиции в обществе и чувствовать себя безоговорочно правыми на фоне всех, кто думает и живет иначе. Цель данной статьи не в том, чтобы обесценить или принизить значимость материнства в целом, а лишь показать, что не им одним жива и счастлива женщина. Потому что истинная женственность многогранна и удивительна и в каждой представительнице прекрасного пола она проявляется по-разному, являя нам увлеченных воительниц и охотниц, сильных духом монахинь и ведьм, очаровательных куртизанок и жен, а не только "в первую очередь матерей, и лишь потом все остальное".
© Анна Боровикова, 2013
Не допускается воспроизведение статьи или какой-либо ее части без письменного разрешения автора. Если вы желаете разместить статью на своем ресурсе или процитировать какую-либо часть статьи, обратитесь, пожалуйста, за разрешением к автору ([email protected]). При этом ссылка на оригинальную статью является обязательной. Благодарю за понимание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|