Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности ценностно-смысловой и эмоциональной сфер женщин с запланированной и незапланированной беременностью. Описывается исследование уровня тревожности, удовлетворённости браком, а также ценностно-смысловых ориентаций современных женщин.
Ключевые слова: психологические особенности беременных, ценностно-смысловые ориентации женщин, удовлетворенность браком, психология беременности, психология материнства, эмоциональная сфера беременных.
Введение: Общество не живёт в статичных условиях. Процессы, происходящие в социальной среде, стремительно меняются и меняют отношения человека к тому, или иному феномену и процессу. Материнство — это уникальное состояние женщины, неотъемлемая биологическая функция женского организма. И если с точки зрения физиологии этот процесс остаётся неизменным на протяжении всего существования животного мира. То социокультурный аспект материнства претерпевает трансформации в каждую новую эпоху.
Изменяется роль и положение женщины в обществе и это отражается в её стремлении, желании и необходимости рожать детей и быть матерью. И нам хочется сознательно развести два этих действия: рожать детей и быть матерью – не одно и то же. Ведь биологическое воспроизведение потомства это одна «сторона медали», а вот воспитание, формирование здоровой и гармоничной личности уже другая.[7]
В понимании вопроса материнства, в первую очередь, стоит обратиться к определению. «Материнство – это состояние женщины-матери (преимущественно в периоде беременности и младенческих лет ребёнка). Свойственное матери сознание родственной связи её с детьми.». Такую дефиницию даёт в своём толковом словаре Ожегов. [9]
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как «психосоциальный феномен, обеспечивающий условия для развития ребёнка. Часть личностной сферы женщины». [4]
А вот Хорват Ф. определяет материнство более образно, «как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта.» [8].
Как видно из приведённых определений отечественные психологи рассматривают материнство, как роль и функцию женщины, но мало говорят о том, что это фундамент, почва для прорастания здоровой личности нового человека. Такой подход в приоритете у западных психологов и психотерапевтов: Д. Винникотт, М. Кляйн, З. Фрейд.
Анализируя литературу по данном вопросу можно выделить два основных подхода в изучении материнства, каждый из которых опирается на определённый аспект.
1. Материнство, как среда для развития личности ребёнка. Здесь, конечно, прочную основу заложил психоанализ. Зигмунд Ф рейд писал о стадиях психосексуального развития и о том, как отношение родителей и ребёнка в рамках каждой из этих стадий отражаютмся в его жизни и способе взаимодействия с окружающим миром. Фиксация на одной из стадий вызывает характерный потерн взаимодействия с собой и окружением, характерный набор защитных механизмов.[6]
Джон Боулби большую часть своих трудов посвятил вопросу формирования базового доверия и отношения привязанности между матерью и ребёнком. Опираясь на этологические наблюдения он описал, как мать влияет на отношения ребёнка с ней самой, а в дальнейшем и с миром в целом. Он описал привязанность, как «устойчивую психологическую связь между людьми». Такая связь должна быть сложена у ребенка хотя бы с одним значимым взрослым. Боулби описал 4 типа привязанности, однако данный вопрос не является темой нашего исследования, и поэтому мы двигаемся далее. [2]
Теория обьектных отношений, у истоков которой стояла Мелани Кляйн, рассматривает материнскую фигуру рассматривает не целиком а частично, конкретно материнская грудь, которая может быть «хорошей», или «плохой» становится обьектом. Основой её подхода служит конфликт инстинкта жизни и смерти.
Ещё одной представительницей данного подхода была Маргарет Маллер. Она в естественной игровой среде изучала «нормальных» младенцев и матерей и сформировала свой взгляд на формирование репрезентации «я», которая лежит в основе работы Эго и Суперэго. Она отметила, что лишь постепенно у ребёнка складывается целостный образ матери, отдельной от него самого. [5]
Из отечественных психологов стоит отметить труды Ю.Б. Гиппенрейтер. Вопрос «Общаться с ребёнком. Как?» не только озаглавил один из её трудов, но и лёг в основу описания стилей общения с ребёнком. Юлия Борисовна писала о том, как стиль родительского общения формирует личность ребёнка. Также большой вклад в понимание особенностей материнства и его влияния на личность ребёнка внёс Лев Семёнович Выготский, подробно описав кризисы развития. [1]
В рамках данного подхода материнство не рассматривается, как характерное состояние женщины, а выступает условием развития личности ребёнка.
2. Второй аспект, изучения материнства, это как раз рассмотрение его, как новообразование самоопределения и личности женщины. Здесь материнство рассматривается, как этап развития личности женщины, её самосознания, идентификации и выступает отдельной стадией онтогенеза. В данном направлении работает Г. Г. Филиппова. Основываясь на методологии эволюционно – системного подхода. Психолог подчёркивает субъективность материнской сферы у каждой конкретной женщины и пишет о специфики становления и развития женщины – матери. [3; 9]
Действительно мать источник любви для ребёнка и все её состояния воспринимаются чадом ещё в перинатальном периоде. Эрих Фромм в своей работе «Искусство любить» пишет о том, что материнская любовь к жизни так же заразительна, как и её тревожность.
Именно поэтому мы находим важным исследовать отношение современной женщины к вопросам материнства, грудного вскармливания и воспитания.
Основной материал статьи: Потребность в деторождении, как уже было сказано выше имеют биологическую и социальную природу. За биологический аспект отвечает эндокринная система, изменение гормонального фона женщины приводит к реализации материнского инстинкта. Но вот социальная составляющая лежит во власти общественных норм и взглядов. Молодая женщина может быть озабочена построением карьеры, реализацией в социальной среде, а может быть ориентирована на семейные ценности. И от того, какие жизненные цели руководят женщиной, материнство может наступить, или не наступить и иметь соответственно различный характер. Очевидно, если молодая семья решает «завести ребёнка», потому что так положено и под гнётом родителей , «жаждущих стать бабушками/дедушками» решается родить, то судьба ребёнка будет отличаться от судьбы младенца, рождённого осознанно. Именно поэтому выше мы развели понятия «иметь детей» и «быть родителями», второе предполагает большую долю осознанности и ответственности не только за физиологические аспекты развития человека, но и за его личностные особенности!
Нами было проведено исследование, направленное на выявление особенностей ценностно-смысловой и эмоциональной сфер беременных женщин.
Предметом исследования являются психологические особенности ценностно-смысловой и эмоциональной сфер беременной женщины.
Методики исследования:
Методика диагностики ценностных ориентация М. Рокича.
Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)
Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина
Опросник уровня удовлетворенности браком Ю.Е.Алешиной.
Выборку составили беременные в возрасте от 20 до 25 лет. Срок беременности каждой из женщин в выборке от 5 и до 37 недели. Общее число женщин – 60. Все участвующие в исследовании женщины были разделены на 3 группы: экспериментальная и две контрольных. Контрольная группа состояла из 20 не беременных женщин, каждая из которых состоит в браке. Экспериментальная группа №1 состояла из 20 беременных женщин, с незапланированной беременностью, каждая из которых состоит в браке. Экспериментальная группа №2 состояла из 20 беременных женщин с запланированной беременностью, каждая из которых состоит в браке. Исследование проводилось с помощью электронной анкеты, которая при помощи социальных сетей была распространена в различных группах и обществах для беременных, а также путём анкетирования женщин в Женской консультации №2 города Симферополя.
Математический анализ и статистическая обработка данных производилась в программе STATISTICA. Для сравнения показателей выборок использовался U критерий Манна-Уитни (т.к. показатели выборок являются независимыми, n=2).
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты:
Женщины с запланированной беременностью более удовлетворены браком, чем женщины с незапланированной беременностью, и чем не беременные женщины, состоящие в браке. Женщины не беременные, выказывают уровень удовлетворенности браком выше, чем женщины с незапланированной беременностью. То есть самый низкий уровень данного показателя у женщин с незапланированной беременностью. (Рисунок 1.1.)
Для небеременных женщин более значимыми являются следующие ценности: продуктивная жизнь (Рисунок 1.2), уверенность в себе (Рисунок 1.3.), непримиримость к недостаткам в себе и других (Рисунок 1.4), а также широта взглядов, креативность и чуткость.
Для женщин с незапланированной беременностью значимыми являются следующие ценности: здоровье (Рисунок 1.5.), материальная обеспеченность (Рисунок 1.6.), интересная работа (Рисунок 1.7.), а также исполнительность.
Для женщин с запланированной беременностью (по сравнению с женщинами с незапланированной беременностью) значимыми являются следующие ценности: счастливая семейная жизнь (Рисунок 1.8.), аккуратность (Рисунок 1.9.) , чуткость (Рисунок 1. 10.), а также высокие запросы и развитие себя.
По показателям уровня тревожности достоверных различий не обнаружено.
Рисунок 1.1. – Диаграмма размаха для значений ранга удовлетворённости браком у испытуемых.
Рисунок 1.2 – Диаграмма размаха для значений ранга продуктивной жизни, как ценности у испытуемых.
Рисунок 1.3. - Диаграмма размаха для значений ранга уверенности в себе, как ценности у испытуемых.
Рисунок 1.4 – Диаграмма размаха для значений ранга непримиримости к недостаткам, как ценности у испытуемых.
Рисунок 1.5. – Диаграмма размаха для значений ранга здоровья, как ценности у испытуемых.
Рисунок 1.6. – Диаграмма размаха для значений ранга материальной обеспеченности, как ценности у испытуемых.
Рисунок 1.7. – Диаграмма размаха для значений ранга интересной работы, как ценности у испытуемых.
Рисунок 1.8. – Диаграмма размаха для значений ранга счастливой семейной жизни, как ценности у испытуемых.
Рисунок 1.9. – Диаграмма размаха для значений ранга аккуратности, как ценности у испытуемых.
Рисунок 1.10. – Диаграмма размаха для значений ранга чуткости, как ценности у испытуемых.
Выводы: Таким образом можно сделать следующие выводы: женщины состоящие в браке и имеющие запланированную беременность проявляют самый высокий уровень удовлетворённости браком. Для них, как следствие значимы счастливая семейная жизнь. А также, как для женщин готовящихся к материнству – аккуратность и чуткость. Также для них важны развитие себя и высокие запросы. Высокий уровень притязаний у беременных также был отмечен другими исследователями.
Женщины с незапланированной беременностью ценят интересную работу, какк следствие исполнительность, а также материальное обеспечение. Как видно, они больше ориентированы на работу, чем на семейную жизнь, что может вызвать некоторые трудности материнства.
Женщины, которые состоят в браке, но при этом не беременные и не имеют детей демонстрируют средний уровень удовлетворённости браком, ценят креативность, уверенность в себе и непримиримы к недостаткам в себе и другим. Они также менее ориентированы на семейную жизнь и материнство.
Уровень тревожности для женщин 20 – 25 лет, не зависимо от беременности – средний и выше среднего.
Использованная литература:
Азизова Г. Ф. Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 21-25. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/119/5442
Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с. — (Psychologia universalis). — ISBN 5-8297-0138-3.]
Васильева, О. С. Могилевская Е. В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект. / психологический журнал. - 2010. - С. 82-89.
Федулова А.Б. Семья и семейные ценности в современных социальных и гуманитарных науках // Актуальные проблемы современного общества в контексте социальной работы: коллективная монография / под ред. проф. Р.И. Даниловой. Архангельск: КИРА, 2010. С.288-314.
Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал, 1998, № 5, с.84.}
Филлис Тайсон и Роберт Тайсон. Психоаналитические теории развития// Екатеринбург: "Деловая Книга", 1998
Фромм. Э Ф91 Искусство любить/ Эрих Фромм; [пер с англ. А.В. Александровой], - Москва: АСТ , 2017 с296.
Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья. // Социологические исследования. №6, 1994, с.90
https://testometrika.com/glossary/self-activation/