Психологические особенности и проблемы женщины в перинатальный период

   Перинатальная психология и психология родительства – как области исследования в психологии – сформировались относительно недавно и уже в самые последние годы объединились в единое направление. Основанием для такого объединения служит общность задач и объектов исследования этих областей психологического знания. Еще одним основанием является взаимосвязь и перинатальной психологии и психологии родительства с медициной: психосоматикой, психиатрией, акушерством и гинекологией и перинатологией. Именно эти области медицины, во-первых, обращаются к «стыковке» раннего онтогенеза и соматических проблем у взрослого человека, а во-вторых, активно востребуют психологические знания и включение психологической помощи в свою работу.

   Современные исследования в детской психосоматике и психиатрии свидетельствуют о том, что соматическое и психическое состояние ребенка существенно зависит от особенностей его развития в перинатальном периоде и раннем детстве, а это в свою очередь связано с качеством  материнской заботы. Такое же мнение существует в психологии относительно  развития личности. Одновременно, в перинатальном периоде развития ребенка соединяются проблемы соматического здоровья родителей и ребенка (в медицине) и психологических проблем родителей и будущего ребенка (в психологии). В детской психосоматике к концу ХХ века сложилось устойчивое  мнение, что соматические проблемы ребенка являются соматизированной формой проявления депрессии, как следствия материнской депривации (разных ее форм и выраженности), что является предметом изучения психологии. Таким образом, и медицина, и психология сходятся к тому, что основным объектом исследования и воздействия становится не ребенок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, которая на ранних этапах развития детско-родительского взаимодействия представлена диадой (система «мать-дитя», как ее определил Р. Шпиц).

   Зарубежные специалисты зачастую делают акцент на психологической подготовке к родам, но не протекании беременности. Так, британский врач      Г. Дик-Рид, разработавший систему «естественных родов», изучает страх и тревогу, возникающие во время беременности у женщины как негативный факторы, влияющие собственно на роды и готовность к ним. Различные варианты патологического протекания родов возможны  при эмоциональной неустойчивости одного из родителей. Французский врач М. Оден обращает внимание на создание условий для психологического комфорта в период подготовки к родам и самих родов.

       Психологии развития ребенка в перинатальный период уделяется внимание в контексте различных научных школ и направлений. Сильвио Фанти, продолжая традиции психоанализа, в своих исследованиях приходит к выводу о том, что проблемы человека начинаются задолго до его появления на свет, а так называемая "внутриутробная война" между матерью и ребенком, которая заканчивается после рождения, может возобновиться, если мать наносит обиды своему ребенку.

     Д. Винникотт пытается описать условия, при которых происходит рождение психики, и приходит к выводу, что если во внутриутробном развитии ребенок «задержал в уме идею, что нечто ожидалось, но в полной мере не исполнилось», как пример желательной и нежелательной беременности, то «возможно допустить факт существования человеческой личности до рождения».

     М. Мид считает, что материнская забота и привязанность к ребенку глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью. Только сложные социальные установки могут полностью подавить их.

   Развитие материнского отношения зависит от опыта взаимодействия с собственной матерью, отработки опекающего поведения в ролевых детских играх, в заботе о младших детях, во время вынашивания беременности и при телесном контакте с ребенком после родов. Изучая формирование чувства привязанности, В.И. Бруттман выделил три этапа: 1 фаза преднастройки (формирование матрицы материнского отношения в онтогенезе); 2 фаза  первичного телесного опыта (интрацептивный опыт во время шевеления);         3 фаза - период после родов. Центральным в формировании привязанности к ребенку Г.Г. Филиппова считает возникновение чувства, совпадающее с началом шевеления, и характеризующее как представление матери о едином существе «мать-дитя». Переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства, а также основой для оказания адресной помощи. Используя методы наблюдения, феноменологического описания поведения, полуструктурированного интервью, проективных методик, она описала варианты стилей переживания беременности: адекватный; тревожный; эйфорический; игнорирующий; амбивалентный; отвергающий.

  Таким образом, современные исследования в области проблем материнства показывают, что перинатальная взаимосвязь между матерью и ребенком играет огромную роль в его физическом и психологическом здоровье.  

  Наиболее актуальным чувством в этот период является тревога за будущего малыша, активизируются страхи, связанные с предстоящими родами. Эта критическая точка может вызывать страх перед смертью, что объясняется ожиданием неизвестного (у первородящих), возможно это связано с предчувствием испытаний, через которые должен пройти ребенок,  его психологического "умирания" в момент родов.

    Психологические изменения, происходящие с женщиной во время беременности Лоранс Перну тесно связывал с физическими изменениями, и разделял соответственно на три периода (триместра).

   Первый триместр — месяцы неуверенности и адаптации. Чувства женщины еще не определились; счастливая от сознания, что ждет ребенка, она переходит от радости к сожалению. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, боязнь перед неизвестностью, беспокойство о будущем, различного рода опасения. Амбивалентность, противоречивость в чувствах, мыслях будущей матери - показатель колебаний и противоречий, связанных с тенденцией к инфантильности и полному взрослению. Эта двойственность, вызывающая тревогу, часто бывает причиной смены настроений.

   Второй триместр— месяцы равновесия. Первые движения плода имеют огромное значение для всех будущих матерей. Те, кто раньше не решался показать свою радость, отдаются ей целиком, ибо теперь они уверены в существовании внутри себя новой жизни.

    Третий триместр— месяцы отступления. В первые три месяца ребенок был надеждой, потом уверенностью, но не реальностью; во втором триместре его присутствие стало ощутимым; в третьем — он сделался единственным средоточием помыслов, интересов и занятий будущей матери.

   В современном мире зачатие, вынашивание беременности и роды происходят в условиях психосоциального стресса. Ухудшение качества жизни основных слоев общества, рост заболеваний - является неблагоприятным фоном, способствующим возникновению осложнений протекания беременности, повышает риск акушерских осложнений.

   Рассматривая влияние беременности на личностные характеристики женщины, ряд исследователей выделяет следующие отличительные  психологические особенности: эмоциональная нестабильность,  самоуверенность, консерватизм и недисциплинированность, безразличие к удачам и неудачам.

   Осложненное течение беременности сопровождается повышенной эмоциональной чувствительностью, открытостью, склонностью к фрустрации, тревожностью, стрессами и изменчивым настроением. При наличии хронических соматических патологий беременные характеризуются общительностью, импульсивностью, самодисциплиной, непостоянством и доверчивостью.

   Современная женщина очень часто отягощена проблемами, связанными с:

-         физиологической патологией (причины: экология, травмы, снижение иммунной зашиты и пр.);

-         эмоциональной дисгармонией (причины: неадекватное в прошлом воспитание, эмоциональные травмы, неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств):

-         психологической дисгармонией (причины: нереализация возможностей и способностей, неумение общаться с людьми, проблемы саморегуляции и самоконтроля).

   Современные исследователи выделяют ряд неблагоприятных психосоциальных факторов, которые могут приводить к возникновению акушерских осложнений. Таковыми являются: незамужество, проблема партнера и принадлежность к низким социальным слоям.

   Причины патологического протекания беременности могут быть разделены на 2 группы: внутренние и внешние. Внутренние зависят от самой женщины и включают проблемы психологического и физиологического характера (соматические болезни и индивидуально-психологические особенности, возможные психопатологические состояния). Внешние причины не зависят от женщины и включают в себя:

-          тяжелые внешние обстоятельства (катастрофы, войны, терракты, стихийные бедствия и т.д.),

-          тяжелые семейные обстоятельства (потеря близких, развод и т.д.).

   Наиболее опасны такие эмоциональные состояния, как повышенная раздражительность, волнение, состояние эмоциональной неудовлетворенности и недовольства, переживания по поводу отношений с супругом, сильные испуги, повышенная утомляемость, плохое общее самочувствие.

    По данным различных исследований уровень распространенности психических расстройств у беременных колеблется от 6% до 34%. Перепады настроения, эмоциональная нестабильность, чувствительность и тревожность долгое время рассматривались как характеристика физиологического состояния беременных. Современная теория и практика рассматривает эти особенности беременной женщины в области психическеских расстройств.

   Одной из наиболее острых психосоматических проблем у беременных является наличие гестозов. Различные наблюдения отмечают, что женщины с выраженным нежеланием иметь ребенка, чаще имеют тяжелую форму проявления токсикоза, чем те, для которых беременность желанна и запланированна.

   Современная сложная демографическая, социальная и экономическая ситуация требует пристального изучения проблемы рождаемости в нашей стране. Различные исследователи отмечают непосредственную связь физиологического и психологического состояния будущей матери, а также их значительное влияние на благополучное протекание беременности и здоровье ребенка.

   Традиционный медицинский подход разделяет и описывает динамику состояний женщины во время беременности на три периода, обозначая их как триместры. В соответствии с этим существуют описания психологических изменений, происходящих с беременной.

 Наиболее значимая сфера, которой уделяется пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых в изучении внутреннего мира беременной женщины, определяется как материнское отношение, а также психология материнства. Описание динамики материнства представлено Г.Г. Филипповой в 6 периодов, где особое значение приобретают моменты идентификации беременности, начала появления и стабилизации ощущений шевеления ребенка, повышения активности беременной в седьмой и восьмой месяцы беременности, психологической готовности к родам и их адекватного восприятия. 

 Tel., WhatsApp, Viber
www.zdravomyslova.ru



Просмотров: 580
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Мужская измена во время беременности жены и после родов. Кто виноват и что делать?
  • Влияние психотравмирующего опыта первой беременности на психосоматическое состояние во время последующих беременностей
  • Психология «материнства», как совокупность медицинских и психологических аспектов беременности
  • Аноргазмия. Фригидность. Работа с темой беременности. Послеродовой период и оргазм. Сексуальные проблемы
  • Женские сексуальные проблемы. Страх беременности: он может меня бросить...
  • Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности
  • Потеря беременности: особенности психологической поддержки
  • Перенашивание беременности - психологические причины
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • 4–шаговая модель взаимодействия со страхами во время беременности (и не только!)
  • Отношения в период беременности
  • Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье
  • Прочная связь. О том, как влияет психологическое состояние беременной женщины на ее будущего ребенка
  • Тревоги и страхи в период беременности
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Книга о прерванной беременности. Как пережить потерю ребенка. Перинаталья утрата.
  • Страхи во время беременности.
  • Как преодолеть страхи во время беременности?
  • Питание в период беременности
  • Релаксация в период беременности
  • Психопрофилактика в период беременности
  • Гимнастика в период беременности
  • Психоанализ и не только во время беременности
  • Любовь с пинетками, или Изменения во время беременности
  • Психология беременности: страхи и внутриутробная психосоматика
  • Депрессия во время беременности
  • Взаимопонимание во время беременности
  • Секс во время беременности
  • Секс во время беременности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь