Психология «материнства», как совокупность медицинских и психологических аспектов беременности

В наше время беременность объединяет такие области медицины и психологии, как психосоматика, психиатрия, акушерство – гинекология, перинатология, перинатальная психология и психология родительства. Общим для них является то, что соматическое и психическое состояние ребенка существенно зависит от особенностей его развития в перинатальном периоде и раннем детстве, а это в свою очередь связано с качеством материнской заботы.  Также, в перинатальном периоде развития ребенка соединяются психологические и соматические проблемы здоровья родителей и ребенка (в медицине и психологии).

Если рассматривать материнство только как функцию – обеспечение условий развития ребенка – то исчезает мать как личность, так как она становиться своеобразным организмом, предназначенным для вынашивания, рождения, ухода за ребенком и его воспитанием (так к ней относятся в медицине и педагогике). Если относится к женщине только с позиции ее личностных особенностей, то теряется смысл самого материнства и главная цель, для чего оно вообще появляется: рождение нового человека и воспитание личности ребенка. Ребенок становится средством самореализации женщины. Объединение этих позиций возможно при использовании диадического подхода, так как в истории становления собственных диадических отношений женщины заложены формирование ее материнской сферы, отношения к своим детям и особенности развития взаимоотношений с ними (1).

В акушерстве и гинекологии выделяют три триместра беременности, предродовой период, роды, послеродовой период и, соответственно в психологии материнства выделяются: стадия принятия решения о сохранении беременности, период беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовый период.

Первому триместру соответствует стадия принятия решения о сохранении беременности. Отечественные исследования состояния женщины во время беременности свидетельствуют, что выраженность соматических и эмоциональных переживаний в первом триместре сама по себе не влияет на успешность беременности. Однако эмоциональное отношение женщины к этим состояниям зависят от такого фактора, как принятие беременности (желанность беременности). Изменение в течение первого триместра негативного отношения к факту беременности не сказывается в дальнейшем на развитии ребенка, но чаще оно связано с серьезными личностными и социальными причинами и оказывает сильное влияние на развитие материнского чувства в дальнейшем, когда переживание матери уже не безразличны для развития ребенка. Другой причиной нарушения течения беременности является устойчивое состояние тревоги у матери. Оно отрицательно действует на ее собственное физиологическое состояние и таким образом нарушает развитие плода за счет биохимических воздействий, наиболее опасных в этот период, или вызывают аборт, вследствие сокращений матки при сильном стрессе. Можно сказать, что функции матери в первый триместр беременности состоят в подчинении своему состоянию и не интерпретации его как угрожающего будущему благополучию (2).

Период беременности до шевеления плода охватывает вторую половину первого триместра и начало второго. Физиологически он характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными физическими ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии женщины. Считается, что тревожность, раздражительность, повышающиеся в этот период, являются следствием гормональной перестройки организма, которая стабилизируется к середине второго триместра. У плода во втором триместре происходит изменение развития мозга, формирование и функционирование нейрогуморальной системы, из чего следует возможность эмоционального переживания ребенком своих состояний и состояний матери. Плацентарный барьер не пропускает адреналин (показатель тревожности), но пропускает эндорфины и катехоламины. Поэтому, характерный для стрессового состояния выброс адреналина действует на мышцы матки, вызывая их тонус, что опосредованно воздействует на ребенка за счет изменения давления околоплодной жидкости и кровоснабжения (при сокращении мышц матки сужаются кровеносные сосуды и уменьшается поступление крови в пуповину). Развиваются все формы чувствительности.  По данным исследования Филипповой Г.Г. (2) у матери в этот период стабилизируется физическое состояние. Эмоциональная сфера отличается повышением лабильности и импульсивности, что позволяет быстро переходить из отрицательного эмоционального состояния к устойчивому фоновому положительному. Функции матери состоят в том, чтобы радоваться жизни и происходящим в ее организме событиям, но не «выключаться» из внешней жизни. Особым моментом в этот период является возникновение шевеления ребенка и переживание женщиной этого шевеления. Поэтому особое значение здесь имеет общее отношение к беременности, определяемое как принятие или желанность. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка и интерпретировать его субъективные состояния. Неприятные, а тем более болезненные ощущения от шевеления появляются в сопровождении других проблем в физическом состоянии, семейном и социальном положении. В этот период у многих женщин отмечается изменение интересов, концентрация на задачах беременности и материнства, поиск дополнительной информации (журналы, книги, курсы для беременных).  

 К концу беременности состояние женщины изменяется. Возрастает страх родов, беспокойство по поводу послеродового периода, повышается общая тревожность, наблюдается явное сужение интересов, акцентуация на переживаниях и содержаниях любой деятельности, связанных с ребенком. Общее повышение беспокойства реализуется в деятельности, связанной с подготовкой к рождению ребенка, что способствует проработке образа ребенка и представлений о своих материнских функциях. Усиливается потребность женщины в общении с матерью, получение от нее советов и поддержки.

Список литературы.

  1. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб.: совместное издание Восточно – Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997. С. 34.
  2. Филлиппова // Психология и психоанализ беременности. Самара: изд. дом БАХ – РАХ – М, 2003. С. 187.


Просмотров: 628
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Отношения в период беременности
  • Тревоги и страхи в период беременности
  • Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности
  • Гимнастика в период беременности
  • Релаксация в период беременности
  • Психопрофилактика в период беременности
  • Питание в период беременности
  • Аноргазмия. Фригидность. Работа с темой беременности. Послеродовой период и оргазм. Сексуальные проблемы
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье
  • Книга о прерванной беременности. Как пережить потерю ребенка. Перинаталья утрата.
  • Влияние психотравмирующего опыта первой беременности на психосоматическое состояние во время последующих беременностей
  • Устраняем аноргазмию и фригидность. Состояние беременности. Как поддерживать секс на должном уровне
  • как период материнства влияет на жизнь женщины
  • Кровотечение при беременности. Что делать?
  • Как избавиться от тревоги во время беременности
  • Мужская измена во время беременности жены и после родов. Кто виноват и что делать?
  • Адаптация к беременности - залог здорового материнства
  • Изменения в организме при наступлении беременности.
  • «Материнская грусть» или радость материнства: послеродовый период в жизни женщины.
  • Психоанализ и не только во время беременности
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Отношения с мамой - преграда для беременности?
  • Секс во время беременности: что нужно знать
  • Как помочь во время беременности
  • Трудности во время беременности и как с ними быть. В чём я нашла поддержку.
  • Как справиться со страхами во время беременности?
  • Как не набрать вес во время беременности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь