|
Психологические особенности женщины среднего возрастаАвтор статьи: Гончарова Людмила Анатольевна
Психологические особенности женщины среднего возраста
Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Типично женский образ включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. Общая закономерность состоит в том, что женщины воспринимаются как зависимые, кроткие, слабые, чувствительные, нежные, мечтательные и суеверные. Интересно, что при составлении своего индивидуального самопортрета 25% женщин употребили прилагательные, более характерные для описания типичных мужчин. Для женщины характерны доброта, мягкость, гуманность, демократизм. Она ближе к природе; отрицательно относится к насилию; более остро переживает грубость, несправедливость; более отзывчива к чужим переживаниям; легче поддается воспитанию, адаптации; менее требовательна к новаторству; более четко определяет свое отношение к семье, детям; более сдержана в оценке пола. В женщине сильнее, чем в мужчине, проявляется чувство, основанное на разуме и сопротивлении грубому насилию, в том числе и сексуальному, как проявлению животного инстинкта. Женщина более привязана к мужчине и требует постоянного подтверждения с его стороны любви, без чего теряет душевное равновесие. Для женщины характерна разумная уверенность, стремлению к активному общению. Одним словом, женщина – это стабилизатор цивилизации. Однако она не лишена и негативных качеств, среди которых забывчивость, несдержанность, истеричность, нервозность, ярко выраженное состояние депрессии, вспыльчивость, завистливость, болтливость и др. Женщина опережает мужчину в темпе движения, но быстрее устает. Острее реагирует на постоянные раздражители среды, имеет менее устойчивую нервную систему. Способна мгновенно психологически перевоплощаться. Что касается самооценки личностных качеств, исследования показывают, что при описании своего психологического портрета женщины значительно чаще характеризуют свою эмоциональную сферу. У женщин позитивная самооценка связана не столько с наличием социально желательных черт, сколько с отношением к себе в целом. В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. Кризис середины жизни у женщин также отличается своими особенностями. Этот важный переходный период примерно для трети женщин приходится на постродительский отрезок жизни, когда дети уже выросли. Анализ структуры мотивационной сферы женщин среднего возраста показывает изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, а не с предсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Это означает, что наступление ключевых событий именно в семейном и профессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин среднего возраста – их основных занятий, радостей и горестей, круга общения. Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до сорока лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере; и, напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших, достаточно определившихся, возможно, уже вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане. И.Г. Малкина-Пых выделяет несколько моделей поведения женщин в период зрелости, а так же особенности переживания ими кризиса тридцатилетия. «Заботливые». Выходят замуж в двадцатилетнем возрасте или даже еще раньше и в это время не собираются выходить за пределы роли домохозяйки. Существует несколько возможностей патологической идентификации при такой модели развития. Б. Фридан выделяет следующие: через мужа и его достижения, детей, секс, накопительство. Кризис тридцатилетия, когда большинство женщин проходит ситуацию перевыбора, застает женщину с такой моделью поведения совершенно неподготовленной и уязвимой для ударов судьбы: она лишена самостоятельности, пассивна, экономически зависима, не имеет образования, профессии, идентичность ее неопределенна, т. е. не решена предыдущая задача развития. «Или – или» . Эти женщины в двадцать лет должны сделать выбор между любовью и детьми или работой и образованием. Различают два типа таких женщин: одни откладывают мысли о карьере на более поздний срок, но, в отличие от «заботливых», через какое-то время намереваются сделать карьеру; другие стремятся сначала закончить свое профессиональное образование, перенеся материнство, а часто и брачный союз, на более поздний период. В первом случае преимуществом является то, что женщина получает возможность проделать большую внутреннюю работу, которая поможет ей в дальнейшем точно определить свои приоритеты. В отличие от «заботливых» у таких женщин преодолен кризис перехода от юности к ранней взрослости, определены жизненные цели (семья, работа), заложен фундамент для будущей карьеры. Опасность этой модели развития состоит в том, что при откладывании разрешения кризиса на более поздний срок возможны утеря профессиональных навыков и возросшая конкуренция со стороны сверстников. Типичное содержание кризиса для второй группы женщин(сначала – карьера, потом – роль жены и матери) – внезапное осознание того, что у них осталось мало времени, чтобы завести ребенка, ощущение своего одиночества. Женщины начинают посещать врачей, менять партнеров, могут «выскочить» замуж. Выделяется также группа женщин, которым удается сбалансировать взаимность с индивидуальностью. Они сначала делают карьеру, затем вступают в брак и становятся матерью к тридцати годам. Г. Шихи называет такой вариант наиболее эффективным. «Женщины, которые никогда не выходят замуж», включая нянь, воспитателей и «офисных жен». Они направляют свои созидательные способности на заботу о детях всего мира. «Неустойчивые» . В двадцатилетнем возрасте выбирают непостоянство, путешествуют по жизни, меняя место жительства, занятия и сексуальных партнеров. Содержание кризиса: к тридцати годам женщина устает от «вольной жизни», перед ней встает проблема дальнейшего самоопределения, поиск себя в мире взрослых и приобретение профессии. По сути, она должна решить проблемы и юношеского, и тридцатилетнего периода. Возрастные изменения не являются столь определяющими в формировании мотивационной структуры женщины, как семья и работа. Тем не менее, для нее они представляются более значимыми, чем для мужчины. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы также является одной из основных потребностей многих женщин после сорока лет. Преодоление возрастных кризисов может проходить более конструктивно при условии посещения тренингов, направленных на уверенное поведение, тренингов принятия внешности и женской привлекательности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|