Присутствие и контейнирование - важные аспекты материнства

Автор статьи: Раиса Коваленко

 Родительство, материнство  очень взрослит, и первое что оно приносит с собой - ответственность. Ответственность за то, насколько ты сам психологически зрел, какой видишь собственную родительскую роль, какие важные этапы формирования психики существуют и как родитель может способствовать тому, чтобы ребенок эти этапы проходил правильно.  

Одной из важных составляющих формирующих психику ребенка, является способность матери к присутствию. Под присутствием матери Д. Винникот понимал способность матери распознавать и удовлетворять потребности ребенка в еде, прикосновениях и понимании, чтобы ребенок не столкнулся раньше времени с чрезмерно сильным чувством беспомощности. Именно слияние с матерью, помогает ребенку почувствовать свою защищенность и сформировать привязанность. Ребенок плачет и знает, что мама возьмет его на ручки, голоден и знает, что его вовремя накормят, хочет спать и знает, что его покачают и прижмут к себе, чтобы он почувствовал материнское тепло. Небольшая фрустрация при этом (например, слегка отсроченное удовлетворение потребности) формирует понимание того, что между матерью и ребенком происходят некоторые несовпадения, они являются источником первых, очевидных переживаний отдельности и являются так же важной подготовкой для формирования следующего за этапом слияния, этап формирования постепенного отделения и дифференциации.

Второе не менее важное условие это  устойчивость родителя рядом с ребенком или способность контейнировать сознательные и бессознательные собственные импульсы, так и импульсы, эмоции и аффекты самого ребенка.Наступает период, когда ребенок начинает вести себя очень капризно и непоследовательно, например то, что прохожу сейчас я со своим 3-х летним сыном,  нежелание принятия отказа в ответ на требование удовлетворения любого своего «хочу», одновременный отказ принимать мою помощь: «я сам» и тут же запрос на помощь: «помоги, я сам еще не справляюсь», а в психологическом смысле проба пера на расширение собственных границ и проверка моей, как взрослого рядом сним устойчивости.

Если родитель достаточно устойчив рядом с ребенком, то он может принять все его чувства, настроения и поведение, как важные для ребенка, не разрушаться от этих проявлений и не заражаться его аффектами, уметь контейнировать собственные чувства и эмоциональные состояния,  вмещать и выдерживать чувства ребенка и возвращать их в приемлемой для него форме, то у ребенка в свою очередь появляется способность выдерживать одновременно любовные и враждебные чувства к одному и тому же человеку, сохраняя при этом его ценность, независимо от того может ли он удовлетворить все его потребности или нет, не расщепляя его образ на только «плохой или «хороший». "Ты сейчас злишься потому, что я не разрешаю совершить тебе какой то поступок, потому что считаю, что это для тебя небезопасно и может иметь такие то последствия", "ты расстроен, потому что другой ребенок не захотел с тобой играть, но мы можем поиграть с другим ребенком" "Ты плачешь, потому, что тебя обидели, но ты можешь сказать обидчику о том, что именно тебя так расстроило", все это формулировки возвращения чувств, с которыми самостоятельно пока ему бывает сложно разобраться. 

Так ребенко научается распознавать и понимать свои чувства и состяния, так он постепенно учится, как может с ними обходится и так формируется "постоянство объекта привязанности" и целостный образ себя, того, кто может вмещать и выдерживать собственные противоречия, и оставаться собой рядом с другим, зная точно, что он от этого не разрушится. Если эти важные этапы в отношениях родителя ребенка незавершены, то уже у повзрослевшего человека возникают собственные сложности в построении отношений  когда есть сильная потребность в другом и наряду с этим существует невозможность поддерживать с ним близкие и стабильные отношения, та же почва для различного рода зависимостей, когда одновременно невозможно отойти , но и невозможно по-настоящему приблизиться. 

Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Способность выдерживать собственные чувства как один из факторов стрессоустойчивости.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Важные этапы развития ребенок - подросток - взрослый по 7 летним циклам.
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что ребенок может "сям"?
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь