Определение психосоциотипов личностей военнослужащих в целях подбора составов караула

 Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой.

Методика определения психосоциотипа разработана психологом Аушра Аугустинавичуте на основе исследований немецкого философа и психолога Карла Густава Юнга, а также созданной им типологии личности человека. Он первый выделил 4 пары противоположных друг другу характеристик личности: 1) экстраверсия – интроверсия;    2) рациональный – иррациональный; 3) мыслительный тип (логик) – эмоциональный тип (этик); 4) ощущающий тип (сенсорик) – интуитивный тип (интуит). Характеристики 3ей и 4ой пары будут проявляться в своеобразных функциях в зависимости от экстраверсии либо интроверсии человека

В психике человека выделяют 4 основных канала связи с миром: I канал – самый  мощный, наиболее определяет тип человека: если человек – экстраверт, то канал занят "черной функцией", если – интроверт – "белой". По этому каналу человек получает наиболее полную информацию о мире. II канал называют "продуктивным" или "творческим" – это область активного действия, направленная во вне. III канал характеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция, размещенная в нем, оказывается весьма уязвимой для "постороннего воздействия" – это "точка наименьшего сопротивления", "уязвимая больная мозоль человека". IV канал – суггестивный канал, по этому каналу человек наиболее внушаем. Психическая функция, действующая здесь, - самая слабая из четырех.

Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции относят к иррациональному типу. Людей с преобладанием логики или эмоций – к рациональному. Все четыре функции (логическая, эмоциональная, интуитивная, ощущающая) представлены у каждого человека, но разной интенсивности, расположены на разных каналах и по-разному проявляются в поведении человека.

Основные правила расположения функций по каналам

  • если экстраверт в I (сознательном канале), то все остальные каналы – интровертивные и наоборот;
  • функция II канала должна быть на другом полюсе по признаку "рациональный - иррациональный" с функцией I канала, т.е. если I канал занят рациональной функцией (логика, эмоции), то во II – обязательно будет иррациональная функция (чтобы обеспечить примерное равновесие психики человека);
  • IV канал занят функцией, противоположной той функции, которая находится на              I  канале.

          Исходя из указанных правил расположения функций, можно выделить 16 психосоциотипов людей, для облегчения запоминания которых будем использовать имена знаменитых людей, имеющих соответствующий тип.

Психосоциотипы можно выделить с помощью тестов. Краткая характеристика психосоциотипов позволит проанализировать отличительные особенности и уязвимые качества каждого из них.

 Характеристика психосоциотипов.

          Есенин (ИЭИ) (интуитивно – этический интроверт) или "Искатель". На I канале находится "б.и." (интуиция – прогноз), что позволяет хорошо предчувствовать надвигающуюся опасность и пробовать избежать ее (предчувствие в общем плане, но не деталей, поэтому интуиция со знаком минус), часто вспоминает прошлый опыт, пытаясь извлечь урок из него, долго помнит отрицательные переживания прошлого; увлекается новейшими теориями, течениями мысли, размышляет о своих способностях, стремится понять себя. Чувствует течение времени, но его мягкая мечтательность приводит к тому, что он никогда не спешит. Иногда мечтает жить естественной жизнью в слиянии с природой (Жан Руссо).

          II канал занят функцией – "ч.э.",- поэтому эмоции, чувства проявляются внешне заметно, хотя человек и старается вести себя с людьми учтиво, мягко; но в своей семье может ругаться и быть порой несдержанным. Но все же чаще предпочитает согласиться, лишь бы не ссориться. Старается никого не принуждать, не наказывать. Чувствуя эмоциональное состояние других людей, может их утешить, помочь. Эмоционально восприимчив к искусству и может увлекаться или заниматься искусством.

III канал "ч.л." – уязвимое место. С трудом дается деловая активность (или должен увлечься, или пробует себя заставить работать, но потом может забросить, отложить). Этот недостаток проявляется и в быту: ему трудно поддерживать постоянно порядок в квартире (может лениться), трудно поддерживать порядок и в финансовых делах: деньги могут валяться в неподходящих местах, бывают стихийные поступки. Недостаток активности проявляется и в том, что человек часто колеблется в выборе решения. Даже если этот человек выглядит достаточно активным, можно предполагать, что он заставляет себя быть таким, хотя в душе ему давно хочется расслабиться и вес забросить. Самостоятельной инициативы к физическому труду не проявляет, но как только ему это скажут делать, начинает трудиться, например готовить еду и т.д.

Бальзак (ИЛИ) (интуитивно – логический интроверт) или "Созидатель". I канал "б.и." – старается предсказать будущее, даже в деталях, хорошо чувствует развитие событий, хотя и склонен к пессимистическим прогнозам. Присущи пессимизм и скептицизм. Скрупулезен при рассмотрении любого вопроса, пытается все предусмотреть, поэтому присущи колебания, сомнения при решении вопросов.

II канал "ч.л." – работоспособен, деловит, упорен, настойчив, способен дойти до сути любой проблемы, может успешно заниматься физикой, математикой, программированием, однако сверхосторожен в принятии решения, педантичен везде и во всем. Умеет логически просчитать деловую выгоду от мероприятия или человека. Не любит разбрасываться деньгами. Умеет заботиться о здоровье, уюте.

III канал "ч.э." – излишнюю эмоциональность считает вредной, эмоции старается не проявлять, часто хмурый, недовольный или беспристрастный внешний вид (иногда неряшливый вид), но порой "взрывается". Плохо чувствует эмоциональное состояние других людей, поэтому может проявить бестактность, даже настроить против себя людей.   

Дюма (СЭИ) (сенсорно – этический интроверт) или "Художник". I канал "б.с." – комфорт, удовольствие очень ценит. Его кредо: человек рожден, чтобы радоваться и наслаждаться жизнью, поэтому настроен на положительные ощущения, стремится их получить. Вспоминает события по ощущениям, которые они вызвали. Любит уют, хороший эстетический вкус в одежде, не любит беспорядка, особенно на рабочем месте. Природа и произведения искусства вызывают эстетические ощущения, интерес.

II канал "ч.э." – хорошо чувствует настроение людей, умеет ими управлять, не любит скандалы, не ссорится, уступает в споре (если спор не имеет для него принципиального значения), старается не наказывать детей, не принуждать. Но когда разгневан или хочет добиться своей цели, может быть эмоционально несдержан.

III канал "ч.л." – трудно сделать усилие над собой, заставить себя что-то сделать помимо своих желаний. Не любит кропотливую работу. Если надо проявить сверхнастойчивость в борьбе за власть – уступает. Не любит проявлять большую деловую активность, но в то же время ценит возможность заработать хотя бы и небольшую сумму. Если ему сделают замечание на предмет отсутствия деловых качеств, обижается, но виду не подает

Габен (СЛИ) (сенсорно – логический интроверт) или "Мастер". I канал "б.э." со знаком минус, поэтому настроен на уход от неприятных ощущений, не переносит грубого обращения, особенно к детям, чувствителен к прикосновениям, имеет хорошую сенсорно – образную память. Любит эстетическую красоту в сочетании с полезностью, целесообразностью. Большое внимание уделяет созданию уюта, комфорта, эстетики интерьера.

II канал "ч.л." – деловая активность, спокойно,  основательно работает, стремится к целесообразности результатов труда, упорный, отстаивает свое мнение, упрямый, выполняет работу по своему усмотрению (если распоряжения начальника кажутся ему неверными). Никогда не занимается работой, которая не дает практических результатов, ценит сделанное, изобретателен.

III канал "ч.э." – чувства свои предпочитает скрывать, внешне выглядит спокойным, сдержанным, холодным, но может "взорваться", если его грубо обидели. Оправдываться не любит, долго помнит обиды, хотя и не высказывает этого. Не любит скандалов, эмоциональных вспышек окружающих, старается удалиться от таких людей.

Достоевский (ЭИИ) (этико – интуитивный интроверт) или "Писатель". I канал "б.э." – сразу чувствует отношение людей, старается избегать конфликтов, ссор – терпит очень долго. Никогда не скандалит, а "отодвигается" от неприятного человека, ведет себя с ним сухо, официально. Старается помочь людям в беде (и морально, и действиями). Старается быть с детьми справедливым, если чувствует, что сам не прав, - просит у ребенка прощения. Предполагает заочно в людях положительные качества, стремится установить теплые, дружеские отношения, может простить зло, причиненное ему ("б.э." со знаком "плюс").

II канал "ч.и." – интуитивно чувствует потенциальные возможности, стержень личности людей, считает, что главная ценность в человеке – его нравственность, его моральные устои, морально требователен к себе, анализ себя, муки совести за малейшие отступления от идеала. Бывает либо очень порядочным человеком, либо иногда бывает "ходячей добродетелью", "занудой – моралистом". Интересуется внутренним миром человека, может быть прекрасным учителем, воспитателем. Чувство любви к человеку, гуманизм характеризует его мирвоззрение. Среди этого типа много религиозных мыслителей и философов – Конфуций, В.С. Соловьев, Н.Ф. Бердяев и др.

III канал "ч.с." – недостаток воли считает пороком, поэтому целенаправленно формирует у себя волю ("Делай не то, что хочется, а то, что нужно!"). "Давит" на себя, заставляет себя делать то, что нужно, но на других людей не "давит". Не выносит, когда на него кто-то "давит", – "уходит от них", предпочитает дел с ними не иметь

Драйзер (ЭСИ) (этико – сенсорный интроверт) или "Охранитель". I канал "б.э." – эмоциональный человек, но не демонстрирует свои эмоции, сохраняет дистанцию в общении, редко идет на откровенность даже с близкими знакомыми. Избегает ссор, неприятных людей, которые сделали ему зло. Но в случае необходимости может постоять за себя, резко поставить на место хама. Резко делит людей на своих и чужих, непримирим к злу, не прощает зло, пытается иногда наказать зло. Часто считает, что мир  нравственно испорчен и причина всех бед именно в этом. Любит говорить о моральных принципах, долге.

II канал "ч.с." – настойчивый, волевой, требовательный к себе и другим человек, может длительное время находится в напряжении, если это необходимо (например, одновременно и работать, и учиться, и ухаживать за ребенком, за престарелыми родителями, и вести домашнее хозяйство, и при этом выглядеть бодро, привлекательно). Часто экономный, бережливый, практичный человек, умеет хорошо готовить, любит часто убирать квартиру, стремится помочь другим людям. Способен выдерживать длительное волевое воздействие, направленное на него, и сам может проявлять сильную волю, упорство, ничто его не может остановить (например, комиссар Катаньи).

III канал "ч.и." – плохо ориентируется в истинных возможностях людей, может подозревать без всяких оснований.

Плохо чувствует изменения в обществе, экономике. Нервничает перед важными мероприятиями. Когда расстроен, нервничает, плохо контролирует себя: не помнит, куда что положит, подгорит еда, бьет посуду невзначай и т.п. В разговоре старается рассуждать логически, но свои поступки ему не всегда удается обосновать логически. Не любит, когда оценивают его способности и таланты.

Робеспьер (ЛИИ) (логико – интуитивный интроверт) или "Ученый". I канал "б.л." – аналитическое мышление, стремится  во всем найти логику, построить модель, его интересуют общие закономерности, идеи, а не факты, присуща теоретико – научная направленность. Стремление к порядку, к системе проявляется и в работе, и в увлечениях. Среди этого типа много философов, ученых (Гегель, Платон, Рерих Н.К., Курчатов И.В., Сахаров А.Д., Кант).

II канал "ч.и." – интуиция позволяет глубоко проникать в суть происходящих явлений чувствовать перспективность, способствовать нестандартным решениям. Обычно имеет высокие нравственные нормы, хотя их не афиширует. Считает, что необходимо поступать справедливо, невзирая ни на что, присущ гуманизм.

III канал "ч.с." – плохо переносит волевое давление; если не согласен с начальством, будет отстаивать свою точку зрения. Трудно заставлять себя выполнять рутинную, однообразную  работу, но если наметил, старается выполнить, довести до конца. Все свое время отдает интеллектуальному труду, быстро утомляется от физической работы. В разговоре с людьми демонстрирует вежливость.

Максим Горький (ЛСИ) (логико – сенсорный интроверт) или "Попечитель". I канал "б.л." – со знаком "плюс", поэтому мышление практически деловой направленности, стремится все классифицировать, планировать, разрабатывать детали плана, анализировать подробности, выполнять работу планомерно, в срок. Не любит неясностей, расплывчатости, нечеткости, стремится "разложить все по полочкам".

II канал "ч.с." – волевой, порой жесткий человек, лицо безэмоциональное, хорошо знает все правила, считает, что дисциплина, порядок – очень важны, требует от других соблюдения порядка порой грубо и жестко. Сам не спорит с начальством.

III канал "ч.и." – плохо оценивает возможности людей, часто не знает, на что способны люди, поэтому проявляет осторожность, стремится со всеми быть в хороших отношениях, склонен всех людей нивелировать, усреднять, подгонять под одну "шеренгу" (не любит ярких, необычных личностей). Под его руководством  могут хорошо выполнятся производственные планы, но не исследовательские работы. Стремится проконтролировать каждый вопрос, углубляясь в детали (Сталин).

Гексли (ИЭЭ) (интуитивно – этический экстраверт) или "Журналист". I канал "ч.и." – хорошо понимает людей, их мотивы, прирожденный психолог, чувствует способности, достоинства других людей, любит вдохновлять, восхищаться талантами других людей, активизировать их (в том числе и для решения проблем). Улавливает перспективу в целом. Любит новизну во всем. Человек шутливый, игривый, много имеет хороших знакомых.

II канал "б.э." – старается сохранить хорошие отношения с людьми, ищет компромисс, демонстрирует дружелюбие, готовность помочь, хотя порой необязателен, легкомыслен, слишком шутлив. Хорошо чувствует, чего ждут от него люди, с удовольствием выполняя "социальный заказ". Умеет управлять эмоциями, симпатиями людей, умеет убедить, уговорить человека сделать что-либо. В детстве часто фантазеры, выдумщики. Среди этого типа много журналистов, политиков, психологов.

III канал "б.л." – трудно дается логический анализ, может иметь много идей, но логически обосновывать и реально проверять идеи не любит (пусть другие проверяют). Много фантазии, но маловато анализа, - может распыляться по мелочам, упуская самое существенное; иногда бывает авантюрным. Не любит, когда ему говорят, что он чего-то не понимает. Если складывается угрожающая обстановка, первый переходит в наступление 

Дон Кихот (ИЛЭ) (интуитивно – логический интроверт) или "Новатор". I канал "ч.и." – присуще чутье, догадка при решении разных задач, может распознать способности людей. Мало интересуется выгодой, предпочитает заниматься тем, что ему интересно и тогда может доводить идеи и знания до детальной проработки, до многочисленных подробностей. Привлекает все новое, необычное, любит размышлять глобально. Любознательны, много читают. Из-за своего постоянного интуитивного "погружения" бывают очень рассеяны – могут забывать вещи, не замечать знакомых, проезжать свою остановку и т.п.

II канал "б.л." – теоретическая логика позволяет анализировать информацию, выделять причин+ы, следствия, строить новые свои теории, предварительно изучив имеющуюся информацию (литературу на данную тему). Людей тоже пытается классифицировать на разные категории (Эйнштейн, З. Фрейд).

III канал "б.э." – слабая эмоциональная чувствительность к отношениям приводит к тому, что он обычно плохо чувствует отношение к себе окружающих, поэтому его слова, поведение могут быть неуместны или недипломатичны. С незнакомыми людьми пробует быть осторожным, сдержанно официальным. Порядочность важна для самого человека, и высокие требования к порядочности других людей. Трудно забывает подлости людей. Старается объективно относится к людям, не заставлять их. Обычно выглядит спокойным и расслабленным, но в трудных ситуациях мобилизуется, проявляет волю и решительность. Если ему угрожают, может дать резкий отпор. 

Наполеон (СЭЭ) (сенсорно – этический экстраверт) или "Политик", или "Цезарь". I канал "ч.с." – волевой, уверенный лидер, предприимчив, активен, стремится расширить свое влияние на большой круг людей. Легко парирует замечания и колкости в свой адрес, действует быстро, решительно. Внимание и активность часто переключаются с одной области на другую, но тем не менее лелеет одну заветную мечту, к которой стремится и осуществляет ее в результате. Хорошо умеет решать конкретные тактические задачи, отстаивать свои интересы и права, любит быть в центре внимания. Для достижения своих целей часто и с успехом использует волевой напор, пытаясь решить проблему с ходу, наскоком.

II канал "б.э." – чувствителен к эмоциональным отношениям людей, поэтому умеет манипулировать чувствами, настроениями других людей, умеет расположить собеседника к себе, поддерживать хорошие отношения. От своего влияния на людей получает большое удовольствие. Напор своих чувств умеет демонстрировать, может увлечь, повести за собой людей. В меру дипломатичен, но плохо воспринимает оппонентов, может склоняться к авторитарности по отношению к оппонентам. Может помогать людям в трудную минуту. Умело ухаживает за лицами противоположного пола, легко добивается взаимности (Юлий Цезарь, А.С. Пушкин). Среди людей этого типа встречаются прекрасные ораторы и писатели (Цицерон, Л.Н. Толстой, Д. Байрон).

III канал "б.л." – логика порой "хромает", склонен к волюнтаризму, к импульсивным реакциям. Быстро разрабатывает тактику действий, хотя может упустить главный логический смысл происходящих событий. Эмоциональные реакции часто могут брать верх над рациональными расчетами (к типу "Наполеон" близок М.С. Горбачев). Не любит,     когда ему указывают на неразумность, нелогичность поведения, может вспылить, прийти в бешенство.

Жуков (СЛЭ) (сенсорно – этический экстраверт) или "Поощритель", или "Македонский". I канал "ч.с." – волевой, целеустремленный, практичный человек. Свои обязанности руководителя выполняет спокойно, методично, без суеты. Может проявить жестокость и непримиримость, если кто-то из его окружения делает не то, что он считает нужным. Энергичный, решительный, обязательно добьется задуманной цели. Ориентирован на решение крупных задач, которое может быть связано с подавлением противника.

II канал "б.л." – действует на основе логического анализа действительности, хорошо планирует в деталях свою и чужую работу, способен повести за собой людей, контролировать порядок и ход выполнения плана. Проявляя инициативу, предпочитает не демонстрировать себя чрезмерно.

III канал "б.э." – сдержан в проявлениях эмоций, не любит говорить о своих чувствах (не проявляя эмоций, сочувствия, поможет человеку в трудных ситуациях реально), одергивает эмоциональных мечтателей. Ради правоты, победы идеи, реализации плана может пойти на многочисленные человеческие жертвы, хотя в душе человек не злой и не жесткий. (К типу "Жуков" относился Ленин, Петр I, Ермак).

Гамлет (ЭИЭ) (этико-интуитивный экстраверт) или «Педагог», или «Актер». I канал «ч.э.» – человек интенсивных эмоций, настроение изменчиво, эмоции выплескиваются наружу, и тогда быстро все забывает и успокаивается. Свойственно эмоциональное, иногда драматическое восприятие мира, вплоть до трагедии чувств. Стремится накопить положительные эмоции, общаясь в небольшой компании близких знакомых. Стремится быть в центре внимания, очень зависим от того, какое мнение о нем сложилось у окружающих. Хорошо чувствует эмоциональное состояние других, способен сочувствовать, помочь.

II канал «б.и.» – хорошо прогнозирует события, прогнозирует действия знакомых людей, хороший физиономист, даже по фотографии может сказать, чего можно ждать от этого человека. Много дел сразу делать не любит, обычно дела выполняет тщательно, доводит до конца. Не склонен к терпению, компромиссам, идет на обострение конфликта, иногда бывает жестким, требовательным в семье, суровым к детям. Перед принятием важного решения долго сомневается и колеблется.

III канал «б.с.» – любит комфорт, но не умеет его организовать, бывает брезгливым, плохо переносит физический дискомфорт и боль. Обостренно воспринимает замечания о своей внешности, манере одеваться.

Гюго (ЭСЭ) (этико-сенсорный экстраверт) или «Оптимист», или «Продавец». I канал «ч.э.» – стремится избежать неприятных встреч, плохого настроения, не допустить пессимизма. Присуще обычно хорошее настроение, он доброжелателен, счастлив, даже трудности может с юмором встретить. Хорошо чувствует настроение других людей. Если загорается идеей, увлечением – остается ей верным до конца. Очень эмоционально воспринимает мир, живет эмоциями, его эмоциональная «неистовость» может проявиться и в замечательном выступлении, и в пламенной любви.

II канал «б.с.» – создает атмосферу уюта, внимания в общении, обходителен, вежлив, приветлив, но на грубость и хамство дает отпор. Одевается со вкусом. В доме создает эстетический вид, уют. Очень ценит семью – она для него стоит на первом месте. Любит гостей, общается с людьми. Настойчив, стремится достичь цели вопреки препятствиям.

III канал «б.и.» – плохо улавливает скрытые общественные процессы, поэтому может действовать «наивно» («с луны свалился»). Плохо различает, что главное, что второстепенное, поэтому часто суетится, хватается за все подряд. Очень сложные отношения со временем – часто опаздывает, задерживается из-за неумения рассчитывать свои действия во времени

Джек Лондон (ЛИЭ) (логико-интуитивный экстраверт) или «Фельдмаршал», или «Бизнесмен». I канал «ч.л.» – большой труженик, любую задачу рассматривает с точки зрения делового практицизма. Даже к обыденным делам подходит рационализаторски, что-то придумывает. «Дело надо делать» – их девиз. Мышление конкретное, опирающееся на факты. «Гипотез не измышляю». Способен на риск, но риск продуман. Сдерживает свои обещания. Чаще увлекается крупномасштабными делами. Умеет манипулировать денежными капиталами, умеет их добыть.

II канал «б.и.» – все заранее планирует, даже отдых. Точности, обязательности требует от себя и от других. Настроен на преодолевание преград. Видит направление развития событий, перспективы. «Время не ждет!». Может начинать новые дела, не закончив предыдущих. Подходит для опасных рискованных профессий (каскадер, милиция и т.п.), для бизнеса (Остап Бендер).

III канал «б.с.» – может переносить дискомфорт окружающей обстановки, если это не вредит здоровью, бывает интерес к туризму. Вкус в одежде может быть неважным. При недомогании, болезни психологическое самочувствие резко ухудшается, появляются мрачные мысли. С людьми любит шутить, острить, если с чем-то несогласен – дает возмущенные реплики.

Штирлиц (ЛСЭ) (логико-сенсорный экставерт) или «Адиминстратор», или «Шерлок Холмс». I канал «ч.л.» – активный, практичный, в работе любит порядок, (даже ложки, вилки должны лежать по порядку, а не вперемежку), тщательно обдумывает, планирует, анализирует детали любого дела. Высокая логичность, компетентность, присуща, но могут быть вспышки гнева, если его пытаются поучать те, кого он считает некомпетентным. Склонен к скрупулезной, практической деятельности, тщательной проработке деталей, не склонен рисковать. Собирает, анализирует множество фактов, прирожденный разведчик. Имеет «умелые руки», любит мастерить, проявляет изобретательность.

II канал «б.с.» – аккуратность, порядок, полезность, эстетичность – важны для него, и он умеет это создавать. Практичный в покупках.

III канал «б.и.» – анализирует прошлые ошибки, чтобы не повторять их в будущем. Консервативен, устойчив в привязанностях, недоверчив к тому, что может изменить его жизнь (смена работы или места жительства), плохо чувствует течение времени, иногда не успевает выполнить свое обещание к нужному сроку, хотя человек очень обязательный и ответственный. Выполняя работу, иногда опасается, что делает ее несвоевременно, поэтому старается опередить события. С незнакомыми людьми сдержан и даже холоден, но в кругу семьи может дать волю чувствам.

 Примечание:

I канал – наиболее сильный канал, программный.

II канал – творческий, по которому человек взаимодействует со своим окружением, внося что-то новое.

III канал – точка наименьшего сопротивления, болевой канал.

IV канал – наиболее слабый, ролевой, адаптивный канал, по которому человек ориентируется на требования своего окружения.

  Виды интертипных отношений и подбор состава групп.

Основным применением соционики в армии является подбор личного состава либо для караула, либо для отдельной группы военнослужащих, выполняющих задачи в отрыве от воинской части и даже для внутреннего суточного наряда, что существенно изменяет отношения внутри небольшой группы военнослужащих в лучшую сторону и помогает избежать появление многих конфликтов и излишнее волнение в таком коллективе.

Попробуем разобраться в значениях самих понятий интертипных отношений:

Дуальные отношения (полное дополнение). Информация от дуала воспринимается как поддержка, помощь, коррекция, так как информация с I сильного канала одного дуала приходит на IV канал другого (слабый безразличный к критике и давлению, но охотно принимающий помощь). Дуалы отличаются по признакам: «экстраверсия – интроверсия», «этика – логика», «сенсорика – интуиция», но по признаку «рациональность – иррациональность» совпадают. Дуалы – надежные партнеры в работе, в семье. Но оказалось, что возможны такие сочетания психотипов, когда люди четырех типов полностью взаимодополняют друг друга, образуя оптимальный квадры, в которых осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулирование, психологический комфорт и максимальная продуктивность деятельности.

Квадра «альфа»: Дон Кихот, Дюма, Робеспьер, Гюго.

Квадра «бета»: Есенин, Жуков, Гамлет, Максим Горький.

Квадра «гамма»: Наполеон, Бальзак, Драйзер, Джек Лондон.

Квадра «дельта»: Габен, Гексли, Штирлиц, Достоевский.

Любопытно, что, по наблюдениям медиков, люди, входящие в одну квадру, имеют преимущественно похожие заболевания, так «альфа»-квадра часто страдает кишечно-желудочными заболеваниями, «бета»-квадра – болезнями позвоночника и нервной системы, «гамма»-квадра – гинекологическими, урологическими заболеваниями, «дельта»-квадра – кардиологическими и болезнями дыхательной системы.

Образно можно охарактеризовать, что для «альфа»-квадры присущи гармоничность, насыщенность эмоциональных отношений и этических переживаний, «бета»-квадра готова для действий в жестком мире, им присуща сила воли и чувство текущего времени, «гамма»-квадра – это буря, натиск, борьба, активность и «дельта»-квадра – оптимистичных практиков, гармонии и дружелюбия.

Полудуальные отношения (по I и IV каналам отношение дополнения, но нет компенсации по II и III каналам), поэтому когда люди знакомятся, строят планы, договариваются о делах, все идет хорошо, но при реализации задуманного они не могут эффективно помогать друг другу, так как у обоих есть одна и та же область, где оба не сильны, и в результате может возникнуть взаимное разочарование (например, между Есениным и Наполеоном).

Миражные отношения. Сильные каналы I – одинаковы, поэтому сильная функция партнера не ценится («я и сам так могу»), а слабая (IV) функция – предстает в особо неприглядном свете (деловые контакты малоэффективны). Могут реально помочь друг другу, но в делах не слишком серьезных (отдых, легкое общение). Например, между психотипами Есенин и Дон Кихот миражные отношения, но в семье они могут ужиться, так как возможен определенный процент психологического комфорта в их общении.

Полная противоположность. В каналах функции одинаковы, но в разной вертности, то есть смотрят на одни и те же проблемы с противоположных сторон, общение поверхностное, как бы на разных языках. Не могут скоординировать свои действия, даже в мелочах. Но в начале знакомства привлекают друг друга своей непохожестью, загадочностью, могут влюбиться, но потом из-за трудности, а порой невозможности достигать согласия – расстаются.

Эти отношения еще называют отношениями погашения, так, интроверт гасит активность экстраверта и у экстраверта начинает накапливаться раздражение. Но в принципе такие отношения малоэффективны – партнерам нечем «уколоть» друг друга.

Зеркальные отношения. Идет активный обмен информацией по сильным каналам: то, что думает один, без лишних слов реализует другой. Здесь конфликты маловероятны, а взаимная польза есть. (Например: Есенин – Гамлет).

Конфликтные отношения. При близком общении конфликты неизбежны, так как каждый из партнеров воздействует другому на III канал, на уязвимую точку, на «больную мозоль» друг друга. При дальнем общении уважают друг друга, советуют друг другу. (Например: Есенин – Штирлиц). В семье конфликтные отношения приводят к психосоматическим заболеваниям.

Отношения ревизии. Ревизор невольно оказывает воздействие на III уязвимый канал ревизуемого, в ответ не ощущая воздействия на себя, и поэтому может приближаться к ревизуемому слишком близко, высказывая какие-то замечания, на которые болезненно реагирует ревизуемый. А ревизор не понимает, почему на него обижаются, он ведь не хотел обидеть. Конфликт неизбежен при длительном взаимодействии. Если общение происходит по функциям, исключенным из I и III каналов, то конфликт возникает не сразу, а с расширением зоны контактов. Каждый психотип – ревизор для кого-то, и одновременно для кого-то – сам ревизуемый. Ревизуемый не может резко парировать обвинение – ревизор подавляет его, в результате у подревизного могут развиться неврозы, психосоматические заболевания (см. табл. 3).

Тождественные отношения между людьми одинакового психосоциотипа. Информация легко передается от одного человека к другому (хорошо для отношений «учитель-ученик», но если их знания выравниваются, они становятся неинтересны друг другу, охладевают друг к другу, не о чем беседовать, не могут поддержать друг друга, так как одинаковые слабые места и функции. Исключением может быть случай, когда перед ними стоит общая цель (например, Ленин и Крупская – сенсорно-логические экстраверты)

Родственные отношения. Похоже воспринимают мир, в деловых отношениях могут помочь друг другу, если у них одинаковые интересы. Но если интересы расходятся, отношения могут быть неприятными, раздражающими. На словах понимают друг друга, но действуют прямо противоположным образом, причем склонны считать другого чуть ли не предателем: «Мы договорились, а вы вон что делаете».

Отношения супер-эго. Различные функции I и II каналов, поэтому интересы совершенно различны, не могут понять друг друга, часто возникают конфликты. Каждый видит в другом те качества, которые хотел бы развить у себя, поэтому при дальнейшем общении могут уважать, ценить друг друга.

Деловые отношения. Партнеры хорошо понимают друг друга по II творческому каналу, отношения спокойные, но в целом это взаимодействие людей с разными целями. Близкие отношения нежелательны, так как короткая психологическая дистанция приводит к раздражению целями, намерениями партнера

Отношения активации. Творческая функция II канала каждого из партнеров активизирует слабую функцию другого партнера в его IV канале, то есть люди подстегивают активность друг друга. Отношения благоприятные, но нет полной компенсации, может настать утомление друг от друга в связи с разными ритмами жизни: один рациональный, другой иррациональный тип. Им необходимо на некоторое время отдалиться, отдохнуть друг от друга, после чего они снова с удовольствием общаются

Отношения квазитождества. Есть перекрест по слабым функциям. У них общие интересы, но разной вертности. Могут обсуждать общие темы, но из трудного положения каждый выходит собственным путем, в результате недопонимание друг друга. Конфликты бывают редко, но легко, без трений могут расстаться.

Отношения социального заказа. Вначале это отношения дружественные, оба восхищаются друг другом. Но все, что говорит или делает подзаказный, заказчику кажется не очень важным, а заказчик, напротив, воспринимается подзаказным как весьма значительная фигура, и его указания выполняются безоговорочно. Но подзаказный по возможности стремится отделиться от заказчика, поэтому возможен разрыв отношений.

Особенно эффективной является группа из восьми человек, в которую входят два параллельных кольца, например: Робеспьер – Габен – Драйзер – Есенин – Гюго – Гексли – Джек Лондон – Жуков, так как в этом случае повышается умственная и деловая активность всех участников (что очень важно для составов караулов и групп, выполняющих задачу в отрыве от части). Для малых групп (2-4 человека) следует отбирать военнослужащих, входящих по своему психотипу в одну квадру.

Рассмотренные психотипы людей можно разбить на разные группы: теоретики – практики, стратеги – тактики, логики – этики, позитивисты – негативисты, статики – динамики, конструктивисты – эмотисты.

Позитивисты: Дон Кихот, Наполеон, Габен, Есенин, Максим Горький, Гюго, Джек Лондон, Достоевский.

Негативисты: Бальзак, Гексли, Жуков, Гамлет, Штирлиц, Робеспьер, Драйзер, Дюма.

Позитивисты с радостью встречают новое, негативисты ничто не берут на веру, осторожно относятся к новому.

Теоретики: Дон Кихот, Бальзак, Джек Лондон, Робеспьер, Гексли, Есенин, Гамлет, Достоевский.

Практики: Дюма, Наполеон, Драйзер, Гюго, Габен, Жуков, Максим Горький, Штирлиц.

Тактики: Дон Кихот, Бальзак, Гексли, Есенин, Гюго, Драйзер, Штирлиц, Максим Горький.

Стратеги: Дюма, Наполеон, Габен, Жуков, Робеспьер, Джек Лондон, Достоевский, Гамлет.

Любопытно, что на основе определенного психотипа более вероятно возникновение строго определенных акцентуаций характера: например, гипертимный тип акцентуаций характера возможен у Гюго, Гексли, Дюма; циклоидный тип – у Жукова; сенситивный тип – у Достоевского; психастенический тип – у Робеспьера; шизоидный тип – у Максима Горького; застревающе-параноидный тип – у Штирлица; истероидный тип – у Гамлета; сверхпунктуальный тип – у Бальзака.

 Методики определения психосоциотипа

Теперь приступим непосредственно к самому процессу определения психосоциотипа личности.

 Тест «Определение социотипа личности»

Бланк расположения ответов выглядит так:

В столбцах от I до X отмечаются ответы, в столбце XI записывается сумма ответов в соответствующей строке и в столбце XII – результат. И потом по таблице 2 в нижней строке бланка – название типа. Если сумма баллов меньше 46, то в каждой из 4-х строк это будет означать: 1 – рациональный, 2 – интроверт, 3 – этик, 4 – интуит. При сумме баллов больше 54, для каждой строки это означает: 1 – иррациональный, 2 – экстраверт, 3 – логик, 4 – сенсорик. Если же сумма баллов в какой-либо из строк находится в пределах 46 – 54, то для уточнения следует применить другую методику, которая будет приведена ниже.

Обследуемым говорится: «Каждый вопрос содержит два варианта ответа. Выберите наиболее подходящий для вас и запишите количество баллов за выбранный ответ (баллы указаны в скобках рядом с вариантами ответов)». Далее зачитывается текст опросника:

I

1. Вы предпочитаете работать:

  • выполняя задание точно в срок (1);
  • не связывая себя определенными обязательствами (9).

2. В кругу своих знакомых вы, как правило:

  • в курсе всех текущих событий (9);
  • узнаете о новостях с опозданием (1).

3. У вас – скорее гуманитарный (1) – или скорее технический (9) склад ума.

4. Вы любите: мечтать о прошлом, или о будущем, или о чем-то совершенно воображаемом (1) – действовать или, по крайней мере, составлять точные планы, которые реально подготавливают будущее (9).

II

1. Хватает (хватало) ли вам вашего заработка? – обычно хватает (1), - часто приходится (приходилось) искать дополнительные средства: подзарабатывать, занимать (9).

2. Нравится ли вам: ходить на вечеринки, дискотеки, шумные бары (9) – или вы быстро устаете от этого (1)?

3. Вы – человек: скорее трезвый, рассудительный (9) – эмоциональный, сочувствующий (1).

4. Нравится ли вам: носить что-нибудь необычное (9) – или вы предпочитаете одеваться «скромно, но со вкусом» (1

III

1. Можете ли вы: легко взяться за случайную работу (9) – или вам гораздо удобнее работать по предварительной договоренности (1)?

2. На отдыхе, в путешествии: легко ли вы находите новых друзей (9) – или, как правило, остаетесь в некоторой изоляции от нового общества (1)?

3. Вам легко удается: подробно и ясно для других излагать свои мысли в письменной форме (1) – или это не ваша «стихия» (9)?

4. Любите ли вы: заниматься ежедневно хозяйством, внося в это элементы творчества (9), - или делаете это только по необходимости (1)?

IV

1. Часто ли вы: меняете свои планы в последний момент (9) – или это бывает редко и раздражает вас (1)?

2. В компании вы, как правило: первым заводите беседу (9) – или ждете, когда с вами заговорят (1)?

3. Вы ориентируетесь в новых незнакомых местах: успешно (9) – плохо, легко теряетесь (1).

4. Как, по-вашему, следует выражать свои мысли писателю: буквально напрямую (9) – или пользуясь сравнениями, аналогиями, иносказаниями (1). 

V

1. Легко ли вам: внезапно быстро куда-то собраться, бросив при этом начатые (запланированные) дела (9), - или такая ситуация раздражает вас (1)?

2. Интенсивное общение с новыми людьми: стимулирует вас, придает вам энергию (9) – или утомляет вас (1)?

3. Каким, по-вашему, хуже быть: несправедливым (9) или беспощадным (1)?

4. Вы довольно часто ощущаете: что у вас что-то побаливает и стремитесь устранить эти ощущения (9) – или вы плохо чувствуете потребности своего тела, болеете редко, но «по крупному» (1)?

VI

1. Вы склонны поступать скорее: обдуманно, чем импульсивно (1), - или скорее импульсивно, чем обдуманно (9)?

2. Часто ли вы в разговоре ссылаетесь на авторитеты: «читал там-то, сказал тот-то» (9) – или вы обычно излагаете только свое мнение (1)?

3. Вы чувствуете себя уверенно: в логическом умозаключении (9), в оценке эмоционального состояния и взаимоотношений окружающих вас людей (1)?

4. Запоминаете ли вы: детали одежды людей, даже при недолгом общении с ними (9), - или вам довольно трудно вспомнить такие подробности, так как вы не обращаете на них внимания (1)?

VII

1. Что, по-вашему, предпочтительнее: удостовериться, что все подготовлено и учтено (1), - или предоставляете событиям идти своим чередом (9)?

2. Вы поддерживаете отношения: с широким кругом людей (9) или с несколькими старыми друзьями (1)?

3. Вы более склонны: находить пользу в отношениях с людьми (9) – понимать мысли и чувства других (1)?

4. Вам больше интересно: то, что происходит в действительности (9), - или то, что может произойти (1)?

VIII

1. Предпочитаете ли вы: планировать свои дела на день, на неделю вперед (1) – или действовать по обстоятельствам (9)?

2. При столкновении с неблагоприятными обстоятельствами вы активно стремитесь: приспособить обстоятельства к себе (9) – или приспособиться к обстоятельствам, или избежать их (1)?

3. Вы руководствуетесь: рассудком (9) или велением сердца (1)?

4. Вы больше доверяете: своему опыту (9) – или своим предчувствиям (1)?

IX

1. Руководствуетесь ли вы: строгими принципами (1) – или предпочитаете гибко приспосабливаться к обстоятельствам (9)?

2. Можете ли вы: найти тему для разговора даже с незнакомым человеком и заговорить первым (9) – или предпочитаете помолчать, особенно когда нет настроения (1)?

3. Вы слишком склонны: быть прямым и беспристрастным (9) – или сочувствовать людям (1)?

4. Как, по-вашему, что хуже: витать в облаках (9) – или придерживаться проторенной дорожки (1)?

X

1. Консервативны ли вы? Когда вы составили какое-то мнение: упорно ли вы за него держитесь (1) – или вас легко переубедить, соблазнить новой идеей (9)?

2. Легко ли вам: попросить людей о чем-либо (9) – или вы лучше все сделаете самостоятельно (1)?

3. Ваш стиль общения: вы любезны, предусмотрительны, стараетесь очаровать окружающих (1) – или общаетесь с ними просто, иногда с некоторой резкостью (9)?

4. Вы – человек скорее практичный, легко ориентируетесь в мире вещей (например, удачно делаете покупки, хорошо разбираетесь в ценах на них) (9) – или непрактичный, и если даже иногда вы стараетесь быть предприимчивым – это вам не слишком-то интересно и утомляет вас (1)?

Цифровой тест «Социотип» (В. Мегель, А. Овчаров)

Если же получилось так, что в предыдущем тесте  в какой-либо из строк бланка получилось число в пределах 46 – 54, то следует применить следующую методику:

Из каждой пары описаний (1 – 2, 3 – 4, 5 – 6, 7 – 8) выберите одно и запишите его порядковый номер.

1. Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меняется только по определенным причинам. Вы последовательны в работе, все доводите до конца. Решения принимаете взвешенно и не любите их менять. Вам легко придерживаться установленных правил.

2. Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин. Периоды подъемов сменяются спадом активности. Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение,вам трудно подчиняться строгим инструкциям.

3. Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Ставите разум выше чувств, обьективно судите о людях независимо от симпатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни как своей , так и чужой.

4. Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений. Избегаете ссор. Вас интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Стараетесь сделать людям приятное, учтивы.

5. Вы реалист, не любящий пустых фантазий, практичны, уверены в себе. Предпочитаете не распылятся на несколько дел сразу. Тщательно занимаетесь одним. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты сделанного вами и другими.

6. Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне. Склонны к колебаниям и сомнениям, не всегда уверены в себе, рассеяны. Больше тяготеете к теории, чем к практике.

7. Вы осмотрительны, сдержаны, малоинициативны в общении, недоверчивы к новым людям. Контролируете себя в споре, чтобы не сказать лишнее.

8. Вы легко сходитесь с новыми людьми. Вам легче понять другого, чем себя. Вы непринужденны, импульсивны, откровенны. Часто склонны к риску и опрометчивости, несдержанны.

Далее по числовому коду определяется сам социотип:

1357 – Максим Горький

1358 – Штирлиц

1367 – Робеспьер

1368 – Джек Лондон

2357 – Габен

2358 – Жуков

2367 – Бальзак

2368 – Дон Кихот

1457 – Драйзер

1458 – Гюго

1467 – Достоевский

1468 – Гамлет

2457 – Дюма

2458 – Наполеон

2467 – Есенин

2468 – Гексли 

 

Определение психосоциотипов личностей военнослужащих в целях подбора составов караула



Просмотров: 484
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Интервью Олеси Бережной для передачи "Зеркало Жизни" (канал ТДК) от 16.11.2012г.
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что может женщина или "практическая магия"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь