|
Психологическая коррекция эмоционального состояния детей дошкольного возрастаАвтор статьи: Щербакова Надежда Павловна
По данным медицинской статистики последних лет увеличилось число детей с нарушениями эмоциональной сферы. В 50% случаев у детей, окончивших младшую школу, это выражается уже в развитии нервных заболеваний. Своевременное решение эмоциональных проблем у детей дошкольного возраста имеет большое значение и может помочь решить ряд проблем в дальнейшей жизни. Среди них можно отметить некоторые проблемы кризиса 7 лет, трудности адаптации к школе, страх отвечать у доски. Исходя из этого положения, отслеживать и корректировать эмоциональное состояние ребенка важно на дошкольном этапе. Существует множество диагностических методик, нацеленных на выявление эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Большинство из них – проективные, имеющие как ряд преимуществ, так и недостатков. Главным преимуществом, делающим данные методики незаменимыми в работе с детьми, является возможность выразить свои чувства и свой внутренний мир через рисунок, сказку или игру даже тогда, когда словами это выразить невозможно. В частности, тогда, когда рисунок дошкольника еще не стал стереотипным, как у взрослого, дети действительно рисуют чувства, рисуют свое состояние «здесь и сейчас». Но, тем не менее, отсутствие единых стандартов и, главным образом, субъективность интерпретации проективных методик, являются большим недостатком использования их в диагностике. И здесь большим подспорьем могут стать обязательные беседы, проводимые после каждой методики, а также анкеты, заполняемые родителями и воспитателями, тесты. Кроме того, эмпатийное слушание, безоценочность, наблюдательность и интуиция психолога являются инструментами, помогающими проводить диагностику. Исходя из актуальности темы коррекции эмоционального состояния детей, мы провели исследование, цель, которого заключалась в разработке и апробации программы коррекции эмоционального состояния для детей старшего дошкольного возраста. Поставленная цель была конкретизирована в следующихзадачах: 1. Провести диагностику эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста. 2. Разработать и апробировать программу коррекции эмоционального состояния для детей старшего дошкольного возраста. 3. Провести диагностику эффективности разработанной коррекционной программы. Гипотезой исследования послужило предположение, что разработанная коррекционная программа положительно влияет на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста. Теоретической основой проведенной работы явились положения о природе и характеристике эмоций, описанные в теории дифференциальных эмоций К. Изарда, а также положения о значении эмоционального состояния, как функционального фона, на котором происходят все процессы личностно-средового взаимодействия, предложенные В.Н. Мясищевым. Методологической основой исследования выступили положения А.И. Захарова, А.М. Прихожан, И.И.Мамайчук, А.В. Микляевой и других российских и зарубежных психологов, занимавшихся разработкой методов диагностики и коррекции эмоционального состояния. Исследование проводилось на базе комбинированного детского сада Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в 2 логопедических группах, общее количество детей – 30 человек, возраст – 5-6 лет. Какие же методики использовались для проведения диагностики. В диссертационном исследовании Ю.М. Миланич под руководством И.И. Мамайчук был разработан и апробирован опросник, направленный на диагностику эмоционального неблагополучия ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Опросник заполняется педагогами или родителями. Данный опросник был использован в диагностической работе исследования. Далее, была проведены методики «Дом – Дерево – Человек», «Тест тревожности», Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. Для выявления детских страхов была проведена методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, модификация М.А.Панфиловой). По результатам диагностики группа детей охарактеризовалась высоким уровнем тревожности; средним уровнем агрессии. Страхи выявлены у всех детей, 12 испытуемых показали высокий уровень страхов, что составляет 43% всей выборки, но у большинства девочек страхи находятся на уровне нормы, у мальчиков отмечается высокий уровень страхов. Высокие показатели по шкале тревожности свидетельствуют о склонности данных детей переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий, в разлуке с матерью, неприятии со стороны сверстников. Интересны тенденции и закономерности, выявленные при помощи корреляционного анализа, выполненного с помощью непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена. Далее приведены лишь некоторые из них: 1) уровень тревожности, уровень страхов и степень эмоционального неблагополучия (r=0,615, p=0,000), (r=0,452, p=0,012): чем более выражен показатель уровня тревожности и показатель уровня страхов обследованных детей старших дошкольных групп, тем выше степень эмоционального неблагополучия; следовательно, снижая один показатель, будет снижаться другой; 2) уровень страхов и уровень агрессии (r=0,468, p=0,007): выявлена взаимосвязь между уровнем агрессии и страхов у детей старшего дошкольного возраста. Чем больше страхов испытывают дети, тем больше агрессии они проявляют, и наоборот; 3) уровень страхов и враждебность (r=0,371, p=0,043): чем выше уровень страхов у детей старшего дошкольного возраста, тем большая враждебность у них выявлена, и наоборот. По показателям эмоционального неблагополучия, тревожности, агрессии и страхам, была сгруппирована экспериментальная группа. В нее вошли 13 детей – 8 мальчиков, 5 девочек. По итогам диагностики была разработана и апробирована на экспериментальной группе коррекционная программа, целью которой стало создание условий для преодоления страхов, агрессии и тревожности у детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
В программе использовались следующие методы и техники: 1. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности. 2. Игротерапия. Снижение напряженности, мышечных зажимов. Коррекция агрессии, тревожности, страхов. Повышение уверенности в себе. 3. Психогимнастика. Снижение мышечных зажимов, напряжения. 4. Арт-терапия (изотерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия). Актуализация негативных эмоциональных состояний, их коррекция. В структуре занятий присутствуют игры на релаксацию, на развитие эмоциональной сферы, на выражение и коррекцию негативных эмоциональных состояний. В процессе работы использовались упражнения О.Н. Истратовой (2013), И.Е. Кулинцовой (2011), И.И. Мамайчук (2010), Р. Пентина (2012), О.В. Хухлаевой (2013), а также авторские игры и упражнения. Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста состоит из цикла занятий длительностью 5 часов, т.е. 10 занятий. Продолжительность занятия – 30 мин. Основное содержание коррекционной программы: Занятие 1 «Знакомство и сплочение» Цель: установка положительных эмоций в группе, снятие скованности, развитие умения работать в команде, повышение самооценки. Занятие 2 «Коррекция тревоги» Цель: коррекция тревожности, избавление от зажимов. Развитие умения проявить свои чувства, проработка тревоги с помощью арт-терапии. Занятие 3 «Коррекция агрессии – что меня обижает» Цель: тренировка саморегуляции, коррекция агрессии. Отреагирование гнева вербальными способами. Замена обидного на смешное. Отреагирование обид. Расширение способов снятия агрессии. Занятие 4 «Коррекция агрессии – когда я злюсь» Цель: обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности. Отреагирование гнева через движение. Тренировка коммуникативного навыка. Занятие 5 «Коррекция страхов» Цель: снятие мышечных зажимов, повышение уверенности ребенка, проработка детских страхов. Развитие произвольного поведения. Занятие 6 «Страх темноты» Цель: устранение, либо частичное обесценивание страха темноты посредством сказкотерапии и арт-терапии, снятие мышечных зажимов. Занятие 7 «Страх вымышленных героев» Цель: обесценивание страшного путем трансформации его в доброе или смешное. Занятие 8 «Страх боли» Цель: тренировка терпения, обесценивание страха уколов, врачей путем проигрывания ситуаций. Занятие 9 «Я уверен в себе» Цель: закрепление полученного материала, развитие произвольного поведения, повышение уверенности в себе. Занятие 10. «Заключительное» Цель: закрепление полученного опыта. В процессе занятий сохранялся положительный эмоциональный фон, дети проявляли интерес к упражнениям, охотно включались в процесс занятия. Особый интерес вызвали упражнения, связанные с проработкой страхов. В процессе беседы выявилось, что самыми часто встречающимися страхами в данной группе был страх темноты, вымышленных героев и страх боли. Следовательно, нами было решено провести занятия по коррекции данных страхов. По итогам проведения коррекционной программы для выявления ее эффективности была проведена повторная диагностика. Достоверность статистической значимости различий до и после завершения работы доказана по T-критерию Вилкоксона для связанных выборок; достоверность статистической значимости различий между экспериментальной и контрольной группами на завершающем этапе работы доказана по t-критерию Стьюдента для независимых выборок. Поскольку наиболее влиятельными факторами в исследовании являлись тревожность, страхи и агрессия, то анализ эффективности проведен по этим показателям. Для повторной диагностики была использована методика «Несуществующее животное», результаты по шкале тревожности сравнивались с результатами методики «Дом Дерево Человек», проведенной в начале исследования. Достоверность различий, установленная с помощью T-критерия Вилкоксона для зависимых выборок, свидетельствует о том, что на начало и завершение работы с дошкольниками значимо различается показатель тревожности (р=0,002). Полученные в ходе статистической обработки данные свидетельствуют о том, что на начальном этапе исследуемый показатель был более выражен, чем на завершающем этапе. Установленные различия являются статистически значимыми. Полученный результат свидетельствует об эффективности групповой работы со старшими дошкольниками по коррекции тревожности. Для анализа динамики показателя «Страхи» была проведена методика «Незаконченные предложения». Важным наблюдением стало то, что представители экспериментальной группы в числе своих страхов меньше называли страх темноты, в отличие от контрольной группы. Именно данный страх был проработан успешно. Это может свидетельствовать о положительной динамике разработанной программы, в частности, Занятия 6 «Страх темноты». Достоверность различий, установленная с помощью T-критерия Вилкоксона для зависимых выборок, свидетельствует о том, что на начало и завершение работы с дошкольниками значимо различается показатель страхов (р=0,002). Полученные в ходе статистической обработки данные свидетельствуют о том, что на начальном этапе исследуемый нами показатель был более выражен, чем на завершающем этапе. Установленные различия являются статистически значимыми. Результаты сравнительного анализа показывают статистически значимые различия в контрольной и экспериментальной группе по показателю тревожности. Различия в достижениях экспериментальной и контрольной группы по показателю агрессии статистически незначимы, но есть явные различия в их динамике: за период экспериментальной работы эти показатели несколько выросли в контрольной группе и снизились в экспериментальной группе. Хотя показатель страхов между экспериментальной и контрольной группой различается статистически незначительно, тем не менее, есть различия в его динамике: в контрольной и экспериментальной группе за период работы страхов стало проявляться меньше. Анализ эффективности показал, что разработанная и апробированная программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста обуславливает улучшение эмоционального состояния, коррекцию тревожности, уменьшение количества страхов. Хотя показатель агрессии изменился статистически незначительно, тем не менее, произошла его коррекция. В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста произошли положительные изменения в их эмоциональном состоянии, а именно снизился уровень тревожности, агрессии и страхов. Выраженность данных изменений позволяет утверждать, что проведенная коррекционная программа положительно влияет на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста. Главным выводом данной работы стало то, что разработанная и апробированная программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста обуславливает улучшение эмоционального состояния, коррекцию тревожности, уменьшение количества страхов. Главная гипотеза исследования подтвердилась. Именно интеграция разных методов - игротерапии, изотерапии, сказкотерапии, музыкальной терапии, психогимнастики и др.- может играть решающую роль в коррекции эмоционального состояния детей. Положительный эмоциональный настрой, групповая работа, поддержка сверстников и взрослого, релаксация, чередование подвижных и неподвижных игр, поддержка постоянного интереса участников к занятиям – является неотъемлемыми и важнейшими инструментами для достижения цели. Создание безопасной атмосферы, доверительных отношений также являются важной частью коррекционной работы. Исключительно важную роль играет личность психолога. Дети охотно раскрываются на групповых занятиях, делятся переживаниями. Важно выслушивать каждого ребенка, обращать внимание на поведенческие проявления. Отказ от выполнения задания может быть важным диагностическим моментом, требует индивидуальной проработки по завершению группового занятия. Данная коррекционная программа может быть основой для более длительных тренингов, она лишь задает направление для работы молодым специалистам, представляя собой пример интеграции разных методов работы с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста. Данные исследования могут быть применены в различных областях педагогической практики, как воспитателями, так и в практике психологического консультирования при рассматривании вопросов, связанных с проблемами эмоционального развития детей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|