Этиология негативных эмоционально- поведенческих реакций у детей дошкольного возраста.

Автор статьи: Евгения Мироненко

Этиология негативных эмоционально поведенческих реакций у детей дошкольного возраста

Аннотация:
В статье рассматривается механизм возникновения негативных эмоционально-поведенческих реакций у детей в ключе психодинамической концепции конфликта, широко раскрытой в методе Позитивной психотерапии (Н. Пезешкиан). Понимание данного механизма перехода от симптоматических проявлений к исследованию причины его возникновения, позволяет педагогу осознанно и глубинно подходить к общению с ребенком, демонстрирующим негативные проявления. Данная способность расширяет профессиональные и личностные возможности педагога в построении необходимых для ребёнка отношений, выборе индивидуальных методов и приемов организации воспитательно - образовательного процесса.

 

Ключевые слова: трудный ребенок, психологический барьер, психодинамическая концепция конфликта, симптоматические проявления, причины негативных эмоционально-поведенческих реакций, безоценочное отношение, принятие.

 

В работе педагога с детьми любого возраста неизбежно  приходится сталкиваться с негативными бурными эмоциональными и поведенческими проявлениями. К ним относится непослушание и категорический протест, физическая и вербальная агрессия, истерики, капризы, постоянная плаксивость, повышенная тревожность и т.д. Есть дети, которые проявляют их умеренно и эпизодически, а есть дети, для которых подобные реакции являются систематическими и переходят в устойчивые формы поведения. С такой категорией детей возникают основные трудности в работе педагога.

В современном образовании есть понятие “дети, которые нуждаются в дополнительном психолого-педагогическом внимании”, в обыденном представлении - это трудные дети.

Обычно, к данной категории относятся дети, испытывающие трудности в освоении и соблюдении социальных норм  и правил.  [1].

Как правило, с такими детьми все привычные методы и приемы  работы каждого отдельного педагога не оказывают желаемого результата и это приводит к возникновению психологического барьера между ребенком и педагогом. В большинстве случаев, педагог начинает испытывать напряжение с таким ребенком, которое зачастую перерастает в неприязнь, злость или отвержение. Детям свойственна эмоциональная сензитивность и ребёнок неизбежно  чувствует негативное отношение к себе, даже если педагог старается его не проявлять.

Таким образом, возникает психологический барьер, который в силах  устранить только взрослый человек, в данном случае педагог. Это, как правило, является непростой задачей и требует определенных  личностных усилий.

При возникновении психологического барьера, педагогу в первую очередь, важно осознать свои проблемы в общении с данным ребенком и постараться изменить отношение к нему. Необходимо понять, почему ребенок так себя ведет, разобраться в причинах негативных эмоциональных и поведенческих реакций.

Опираясь на психодинамическую концепцию возникновения конфликта, все виды агрессии, непослушания, капризы, истерики и т.д. ребенка - это следствия возникшего напряжения, внутреннего дискомфорта. Это симптом, доступный для ребенка способ снять напряжение. Ребенок не знает иных способов, путей решения своих проблем и трудностей. Наличие внутреннего конфликта порождает все виды негативных эмоциональных и поведенческих проявлений ребенка. Только при условии, что педагог сможет за непослушанием, агрессией, истериками ребенка увидеть его переживания, страдания, крик о помощи, возможно преодоление психологического барьера. Любой внутренний конфликт возникает, когда есть определенные ожидания, потребности, желания, которые в реальной жизни не выполняются. Это порождает напряжение с которым какое-то время  ребенок способен справляться, но при накапливании оно выходит.

Обозначим типичные причины, влияющие на возникновение внутреннего конфликта у ребенка:

  1. Особенности заложенной внутренней организации ребенка, тип нервной системы, генетические предрасположенности. Дети с повышенной потребностью в двигательной активности, шумные, вспыльчивые, будут нуждаться в выходе своей энергии. В случае постоянного ограничения ребенок не сможет постоянно себя контролировать и будет бегать, прыгать и кричать не только в свободной деятельности, но и на занятии. Применяемые при этом меры наказания со стороны взрослых приводят к протесту, обидам, злости и, как следствие, агрессивным формам поведения ребенка. В связи с этим, следует учитывать тип нервной организации, индивидуальные особенности ребенка и строить работу исходя из этого.
  2. Среди психологов бытует мнение, что не существует проблем психологического характера у детей до 6 лет. Это проблемы родительские. Большая часть душевных переживаний ребенка связана с проблемами, которые возникают в семье. Сюда входят и отношения родителей, сиблингов, бабушек, дедушек к ребенку и отношения между взрослыми в семье. Проблема дефицита любви, внимания, терпения, требовательности, строгости либо переизбыток всего этого порождает внутренний дискомфорт у ребенка. Конфликтные отношения между родителями, отсутствие единого подхода к воспитанию, разводы, также приводят к появлению всевозможных негативных проявлений.
  3. Отсутствие взаимодействия и взаимопонимания с педагогами и сверстниками в саду. Придя в детский сад, ребенок уже имеет свое представление о том, как нужно себя вести, каким нужно быть, как реагировать в разных случаях, какие требования нужно выполнять обязательно, а какие можно игнорировать. Все это определяется культуральными традициями и правилами в семье. При встрече с новыми требованиями, нормами и правилами, которые транслирует педагог, ребенку бывает достаточно сложно перестроиться и соответствовать им. Если при этом педагог относится достаточно критично и авторитарно, либо чрезмерно мягко и уступчиво, то шансов у ребенка освоить новые формы поведения и реагирования минимальные.

Итак, необходимо научиться в работе с трудными детьми, переходить от симптома к причине возникновения его трудностей. Ребенок не рождается агрессивный, капризный, непослушный. Он становится таким в определенных условиях, которые формируют взрослые. Отчасти ребенок - это заложник ошибок взрослых. Задача любого педагога - увидеть их и помочь ребенку.

Помочь ребенку возможно только, в первую очередь, отношением к нему. Отношение к ребенку должно быть искренним и достоверным. Любую фальшь ребенок обязательно почувствует. В этом случае очень важно, какую концепцию, убеждение имеет внутри себя педагог о теории личности, природе человека и ребенка в частности.

Рассматривая теорию личности в гуманистической концепции, автор метода Позитивной психотерапии Носсрат Пезешкиан говорил о том, что ребёнок – это рудник, полный драгоценностей и сокровищ. Ребёнок обладает массой способностей и достоинств, которые можно помочь ему осознать и развить.

Основная идея гуманистического подхода к ребенку - это восприятие его как уникального, индивидуального в своих проявлениях и способностях человека. Это способность видеть в нем то ценное, необыкновенное, что уже заложено и хорошо развито.

Самый отъявленный хулиган и драчун, нарушитель дисциплины и скандалист имеет свои достоинства и замечательные качества. Задача педагога уметь их увидеть и отметить.

Способность осознавать причины негативных эмоциональных и поведенческих проявлений у ребенка, умение замечать его хорошо развитые личностные качества и достоинства, формируют в педагоге способность принимать ребенка. Принятие в данном контексте понимается, как способность  строить эмоционально-теплые, поддерживающие, безоценочные отношения.

В толковом словаре русского языка В.Даля значение “принятия” трактуется как: “брать в уважение, во внимание или уважать, согласиться, слушать, верить; противоположность - отвергать, отрицать”. [ 2]

В основе принятия лежит безоценочное отношение, неискаженное стереотипами и страхами. Научиться принятию - это значит честно признавать свои внутренние ограничения, которые мешают восприятию реальности такой, какая она есть. Принятие - это не пассивный акт, а поиск способов и форм сосуществования, новых возможностей. Способность принимать прекращает сопротивление и борьбу, на которую затрачивается много времени.

Принятие и любовь порождает в ребенке чувство безопасности и способствует нормальному развитию личности. Явное отвержение ведет к агрессивности и отклонениям в эмоциональном развитии.

Итак, к основным способам построения взаимоотношений с трудным ребенком можно отнести:

- развитие в себе способности принятия, безоценочного отношения;

- понимание причины негативного  поведения, т.е. умение переходить от симптома к причине;

- умение признать право на несовершенство ребенка;

- умение замечать позитивное в ребенке, т.е. качества и способности, которые в нем развиты достаточно хорошо.

 

Таким образом, при условии внутренней работы педагога над собой, развития в себе новых профессиональных компетенций и навыков, возможно преодоление трудностей в построении взаимоотношений и воспитательно–образовательного процесса с детьми, испытывающими определенные психологические трудности.

 

Список литературы:

1.Большой психологический словарь [Текст]:/ под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2004. - 672 с.

2.Даль В.И.: Толковый словарь русского языка [Текст]: современное написание/ В.И.Даль; составитель Ю.М.Медведев - Москва: АСТ, 2014 – 735 с.

3.Пезешкиан Х., Воронов М. Введение в позитивную психологию и психотерапию [Текст]:/ Х.Пезешкиан, М.Воронов - Харьков, 2003 - 66 с.

4.Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии [Текст]:/ Х.Пезешкиан - Архангельск: издательство Архангельского медицинского института, 1993 - 116с.

5.Стишенок И. «Трудный» ребенок [Текст]: практическое пособие для психологов и родителей/ И. Стишенок. – М.: Чистые пруды, 2010 – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Выпуск 32).


Просмотров: 591
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Первый раз в детский сад ( особенности первого контакта ребенка и педагога)
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Надежная связь в раннем детстве уменьшает вероятность поведенческих проблем в дальнейшей жизни ребенка
  • Педагог для одаренного ребенка
  • Механизм возникновения негативных установок. В данном случае – антиденежных.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Как понять причины проблем - спросите внутреннего ребенка. Упражнение №5
  • Причины негативного поведения ребенка
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Три основные ошибки, которые допускают взрослые в отношении к проблемам ребенка
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Родительские запреты, которые разрушают ребенка.
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Взаимопонимание «педагог-ребенок-родитель»
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Особенности работы педагога-психолога с детьми,испытывающими тревогу и страх.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь