|
Этиология негативных эмоционально- поведенческих реакций у детей дошкольного возраста.Автор статьи: Евгения Мироненко
Ключевые слова: трудный ребенок, психологический барьер, психодинамическая концепция конфликта, симптоматические проявления, причины негативных эмоционально-поведенческих реакций, безоценочное отношение, принятие.
В работе педагога с детьми любого возраста неизбежно приходится сталкиваться с негативными бурными эмоциональными и поведенческими проявлениями. К ним относится непослушание и категорический протест, физическая и вербальная агрессия, истерики, капризы, постоянная плаксивость, повышенная тревожность и т.д. Есть дети, которые проявляют их умеренно и эпизодически, а есть дети, для которых подобные реакции являются систематическими и переходят в устойчивые формы поведения. С такой категорией детей возникают основные трудности в работе педагога. В современном образовании есть понятие “дети, которые нуждаются в дополнительном психолого-педагогическом внимании”, в обыденном представлении - это трудные дети. Обычно, к данной категории относятся дети, испытывающие трудности в освоении и соблюдении социальных норм и правил. [1]. Как правило, с такими детьми все привычные методы и приемы работы каждого отдельного педагога не оказывают желаемого результата и это приводит к возникновению психологического барьера между ребенком и педагогом. В большинстве случаев, педагог начинает испытывать напряжение с таким ребенком, которое зачастую перерастает в неприязнь, злость или отвержение. Детям свойственна эмоциональная сензитивность и ребёнок неизбежно чувствует негативное отношение к себе, даже если педагог старается его не проявлять. Таким образом, возникает психологический барьер, который в силах устранить только взрослый человек, в данном случае педагог. Это, как правило, является непростой задачей и требует определенных личностных усилий. При возникновении психологического барьера, педагогу в первую очередь, важно осознать свои проблемы в общении с данным ребенком и постараться изменить отношение к нему. Необходимо понять, почему ребенок так себя ведет, разобраться в причинах негативных эмоциональных и поведенческих реакций. Опираясь на психодинамическую концепцию возникновения конфликта, все виды агрессии, непослушания, капризы, истерики и т.д. ребенка - это следствия возникшего напряжения, внутреннего дискомфорта. Это симптом, доступный для ребенка способ снять напряжение. Ребенок не знает иных способов, путей решения своих проблем и трудностей. Наличие внутреннего конфликта порождает все виды негативных эмоциональных и поведенческих проявлений ребенка. Только при условии, что педагог сможет за непослушанием, агрессией, истериками ребенка увидеть его переживания, страдания, крик о помощи, возможно преодоление психологического барьера. Любой внутренний конфликт возникает, когда есть определенные ожидания, потребности, желания, которые в реальной жизни не выполняются. Это порождает напряжение с которым какое-то время ребенок способен справляться, но при накапливании оно выходит. Обозначим типичные причины, влияющие на возникновение внутреннего конфликта у ребенка:
Итак, необходимо научиться в работе с трудными детьми, переходить от симптома к причине возникновения его трудностей. Ребенок не рождается агрессивный, капризный, непослушный. Он становится таким в определенных условиях, которые формируют взрослые. Отчасти ребенок - это заложник ошибок взрослых. Задача любого педагога - увидеть их и помочь ребенку. Помочь ребенку возможно только, в первую очередь, отношением к нему. Отношение к ребенку должно быть искренним и достоверным. Любую фальшь ребенок обязательно почувствует. В этом случае очень важно, какую концепцию, убеждение имеет внутри себя педагог о теории личности, природе человека и ребенка в частности. Рассматривая теорию личности в гуманистической концепции, автор метода Позитивной психотерапии Носсрат Пезешкиан говорил о том, что ребёнок – это рудник, полный драгоценностей и сокровищ. Ребёнок обладает массой способностей и достоинств, которые можно помочь ему осознать и развить. Основная идея гуманистического подхода к ребенку - это восприятие его как уникального, индивидуального в своих проявлениях и способностях человека. Это способность видеть в нем то ценное, необыкновенное, что уже заложено и хорошо развито. Самый отъявленный хулиган и драчун, нарушитель дисциплины и скандалист имеет свои достоинства и замечательные качества. Задача педагога уметь их увидеть и отметить. Способность осознавать причины негативных эмоциональных и поведенческих проявлений у ребенка, умение замечать его хорошо развитые личностные качества и достоинства, формируют в педагоге способность принимать ребенка. Принятие в данном контексте понимается, как способность строить эмоционально-теплые, поддерживающие, безоценочные отношения. В толковом словаре русского языка В.Даля значение “принятия” трактуется как: “брать в уважение, во внимание или уважать, согласиться, слушать, верить; противоположность - отвергать, отрицать”. [ 2] В основе принятия лежит безоценочное отношение, неискаженное стереотипами и страхами. Научиться принятию - это значит честно признавать свои внутренние ограничения, которые мешают восприятию реальности такой, какая она есть. Принятие - это не пассивный акт, а поиск способов и форм сосуществования, новых возможностей. Способность принимать прекращает сопротивление и борьбу, на которую затрачивается много времени. Принятие и любовь порождает в ребенке чувство безопасности и способствует нормальному развитию личности. Явное отвержение ведет к агрессивности и отклонениям в эмоциональном развитии. Итак, к основным способам построения взаимоотношений с трудным ребенком можно отнести: - развитие в себе способности принятия, безоценочного отношения; - понимание причины негативного поведения, т.е. умение переходить от симптома к причине; - умение признать право на несовершенство ребенка; - умение замечать позитивное в ребенке, т.е. качества и способности, которые в нем развиты достаточно хорошо.
Таким образом, при условии внутренней работы педагога над собой, развития в себе новых профессиональных компетенций и навыков, возможно преодоление трудностей в построении взаимоотношений и воспитательно–образовательного процесса с детьми, испытывающими определенные психологические трудности.
Список литературы: 1.Большой психологический словарь [Текст]:/ под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2004. - 672 с. 2.Даль В.И.: Толковый словарь русского языка [Текст]: современное написание/ В.И.Даль; составитель Ю.М.Медведев - Москва: АСТ, 2014 – 735 с. 3.Пезешкиан Х., Воронов М. Введение в позитивную психологию и психотерапию [Текст]:/ Х.Пезешкиан, М.Воронов - Харьков, 2003 - 66 с. 4.Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии [Текст]:/ Х.Пезешкиан - Архангельск: издательство Архангельского медицинского института, 1993 - 116с. 5.Стишенок И. «Трудный» ребенок [Текст]: практическое пособие для психологов и родителей/ И. Стишенок. – М.: Чистые пруды, 2010 – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Выпуск 32). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|