|
Методика обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.Автор статьи: Киреева Виктория Владимировна
Предлагаемые методики обеспечивают возможность углублённого исследования как всего спектра состояния высших психических функций и эмоционально - волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста, так и оценки базовых составляющих психического развития. Обследование ребёнка желательно проводить в присутствии родителей либо законных представителей . Однако в отдельных случаях ( при определённых вариантах исследования родительско - детских отношений и других аналогичных обследованиях ) присутствие родителей может существенно исказить результаты исследования. В отдельных случаях может быть получено разрешение родителей или опекунов на обследование в их отсутствие, о чём должна быть сделана запись в соответствующих документах, заполняемых на ребёнка и его родителей. Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются: - помещение, оборудованное для индивидуальной работы; - обязательное освоение ребёнка в комнате, где проводится обследование; - установление достаточного контакта ребёнка с психологом перед проведением обследования; - адекватность поощрения и стимуляции ребёнка; - относительность оценочных характеристик. Непосредственно перед проведением обследования необходимо выяснить характер жалоб или претензий к ребёнку, которые имеются у сопровождающих ребёнка взрослых. Нежелательно, чтобы ребёнок присутствовал при этом разговоре. Он может в это время играть в другом углу комнаты, где проходит обследование, рисовать на свободную или заданную тему, знакомиться с обстановкой комнаты . Если у ребёнка есть страхи, фобии, то подобный разговор должен происходить после знакомства ребёнка со специалистом и обстановкой. Желательно, чтобы в комнате, где происходит обследование, не было предметов или какого - либо оборудования, которое могло бы отвлекать или напугать ребёнка ( яркие красочные плакаты, оригинальная мебель, стеклянные шкафы с медицинскими инструментами) . Также желательно выяснить перед обследованием как ребёнку хочется, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это дополнительно создаёт атмосферу доверия и теплоты. Ни в коем случае нельзя называть ребёнка по фамилии. В некоторых случаях, когда ребёнок особенно непоседлив, гиперактивен, отказывается от обследования, не входит в контакт, не следует заставлять его делать что - либо, объяснив матери, что он негативно настроен, испуган. Имеет смысл отвлечься от ребёнка, оставив его с самим собой на 10 - 15 минут для свободной игры. С некоторыми детьми, особенно трудно входящими в контакт, может помочь совместная игра ( подвижные игры в мяч, либо приёмы арт - терапии ). В критических случаях имеет место смысл приостановить обследование на этапе знакомства, предложив родителям прийти в следующий раз. При проведении обследования лучше, если ребёнок находится не через стол от психолога ( принцип избегания позиции " глаза в глаза " ), а рядом или сбоку. В этом случае контакт устанавливается быстрее, общение легче. В то же время нельзя препятствовать ребёнку , если он не захочет слезать с коленей матери. В этом случае целесообразно проводить обследование в данной позиции. В зависимости от создавшейся ситуации, возраста ребёнка в некоторых случаях имеет смысл позиция психолога, когда его глаза находятся на одном уровне с глазами ребёнка, особенно это плодотворно для установления и поддержания продуктивного контакта с детьми дошкольного возраста, а также с детьми, особенно трудно входящими в контакт. Категорически не допускаются какие - либо комментарии или оценки со стороны психолога, обращённые не только к родителям, но и к колегам, присутствующим на обследовании. Более того, психолог должен корректно пресекать все оценочные характеристики родителей в процессе обследования ( типа " лопух ", " неумеха " и тому подобное ). Кроме того, необходимо предупредить родителей о том, что не следует после окончания обследования, по дороге домой высказывать критические замечания по поводу неуспеха ребёнка или отказа от работы. В процессе обследования необходимо поддерживать положительный настрой в контакте с ребёнком. В случае любого выполнения задания нужно давать подкрепления короткими фразами :" Молодец! ", " У тебя хорошо получается ". В процессе обследования допускоются короткие, невыраженные поощрения со стороны родителей. Расторможенного, гиперактивного ребёнка нельзя одёргивать " в лоб " - лучше убрать со стола посторонние вещи, методики, которые в данное время не используются, чтобы они не отвлекали ребят, сказав при этом в качестве дополнительной мотивации : " А в это мы поиграем попозже ". Не следует пресекать попытки обращения ребёнка к взрослому. Можно лишь при этом сказать : " Мама нам сейчас не может помочь ". Школьнику 8 - 9 - ти и более лет в случае особо мешающих родителей или других родственников, присутствующих на обследовании, высказывающих выраженный контроль над деятельностью ребёнка, можно предложить поговорить без родителей - " Давай поработаем без мамы ". Следует помнить, что все выделяющиеся особенности внешнего вида и поведения, выполнения заданий, взаимоотношений с родителями или другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностическими и отмечаются в протоколе обследования. Позже они должны быть проанализированны и отмечены психологом в соответствующих разделах заключения. Так же диагностичным, непосредственно влияющим на результаты обследования, их оценку и эффективность процесса консультирования в целом является поведение родителей. Психологу необходимо в зависимости от ситуации критично относиться к любым заявлениям родителей, в особенности к высказываниям типа : " Это всё он знает, дома всё получалось, это только здесь не получается ". Желательно для получения целостной картины обследования фиксировать все вышеуказанные особенности и учитывать их при формулировании психологического заключения и , в особенности, для выработки рекомендаций по дальнейшему развитию ребёнка и помощи ему.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|