Методика обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  Предлагаемые методики обеспечивают возможность углублённого исследования как всего спектра состояния высших психических функций и эмоционально - волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста, так и оценки базовых составляющих психического развития.

  Обследование ребёнка желательно проводить в присутствии родителей либо законных представителей . Однако в отдельных случаях ( при определённых вариантах исследования родительско - детских отношений и других аналогичных обследованиях ) присутствие родителей может существенно исказить результаты исследования. В отдельных случаях может быть получено разрешение родителей или опекунов на обследование в их отсутствие, о чём должна быть сделана запись в соответствующих документах, заполняемых на ребёнка и его родителей.

  Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются:

  - помещение, оборудованное для индивидуальной работы;

  - обязательное освоение ребёнка в комнате, где проводится обследование;

  - установление достаточного контакта ребёнка с психологом перед проведением обследования;

  - адекватность поощрения и стимуляции ребёнка;

  - относительность оценочных характеристик.

  Непосредственно перед проведением обследования необходимо выяснить характер жалоб или претензий к ребёнку, которые имеются у сопровождающих ребёнка взрослых.

  Нежелательно, чтобы ребёнок присутствовал при этом разговоре. Он может в это время играть в другом углу комнаты, где проходит обследование, рисовать на свободную или заданную тему, знакомиться с обстановкой комнаты . Если у ребёнка есть страхи, фобии, то подобный разговор должен происходить после знакомства ребёнка со специалистом и обстановкой. Желательно, чтобы в комнате, где происходит обследование, не было предметов или какого - либо оборудования, которое могло бы отвлекать или напугать ребёнка ( яркие красочные плакаты, оригинальная мебель, стеклянные шкафы с медицинскими инструментами) .

  Также желательно выяснить перед обследованием как ребёнку хочется, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это дополнительно создаёт атмосферу доверия и теплоты. Ни в коем случае нельзя называть ребёнка по фамилии.

  В некоторых случаях, когда ребёнок особенно непоседлив, гиперактивен, отказывается от обследования, не входит в контакт, не следует заставлять его делать что - либо, объяснив матери, что он негативно настроен, испуган. Имеет смысл отвлечься от ребёнка, оставив его с самим собой на 10 - 15 минут для свободной игры.

  С некоторыми детьми, особенно трудно входящими в контакт, может помочь совместная игра ( подвижные игры в мяч, либо приёмы арт - терапии ). В критических случаях имеет место смысл приостановить обследование на этапе знакомства, предложив родителям прийти в следующий раз.

   При проведении обследования лучше, если ребёнок находится не через стол от психолога ( принцип избегания позиции " глаза в глаза " ), а рядом или сбоку. В этом случае контакт устанавливается быстрее, общение легче. В то же время нельзя препятствовать ребёнку , если он не захочет слезать с коленей матери. В этом случае целесообразно проводить обследование в данной позиции. В зависимости от создавшейся ситуации, возраста ребёнка в некоторых случаях имеет смысл позиция психолога, когда его глаза находятся на одном уровне с глазами ребёнка, особенно это плодотворно для установления и поддержания продуктивного контакта с детьми дошкольного возраста, а также с детьми, особенно трудно входящими в контакт.  

  Категорически не допускаются какие - либо комментарии или оценки со стороны психолога, обращённые не только к родителям, но и к колегам, присутствующим на обследовании. Более того, психолог должен корректно пресекать все оценочные характеристики родителей в процессе обследования ( типа " лопух ", " неумеха " и тому подобное ).

  Кроме того, необходимо предупредить родителей о том, что не следует после окончания обследования, по дороге домой высказывать критические замечания по поводу неуспеха ребёнка или отказа от работы. 

  В процессе обследования необходимо поддерживать положительный настрой в контакте с ребёнком. В случае любого выполнения задания нужно давать подкрепления короткими фразами :" Молодец! ", " У тебя хорошо получается ". В процессе обследования допускоются короткие, невыраженные поощрения со стороны родителей. Расторможенного, гиперактивного ребёнка нельзя одёргивать " в лоб " - лучше убрать со стола посторонние вещи, методики, которые в данное время не используются, чтобы они не отвлекали ребят, сказав при этом в качестве дополнительной мотивации  : " А в это мы поиграем попозже ".

  Не следует пресекать попытки обращения ребёнка к взрослому. Можно лишь при этом сказать : " Мама нам сейчас не может помочь ".

  Школьнику 8 - 9 - ти  и более лет в случае особо мешающих родителей или других родственников, присутствующих на обследовании, высказывающих выраженный контроль над деятельностью ребёнка, можно предложить поговорить без родителей - " Давай поработаем без мамы  ".

  Следует помнить, что все выделяющиеся особенности внешнего вида и поведения, выполнения заданий, взаимоотношений с родителями или другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностическими и отмечаются в протоколе обследования. Позже они должны быть проанализированны и отмечены психологом в соответствующих разделах заключения.

  Так же диагностичным, непосредственно влияющим на результаты обследования, их оценку и эффективность процесса консультирования в целом является поведение родителей. Психологу необходимо в зависимости от ситуации критично относиться  к любым заявлениям родителей, в особенности к высказываниям типа : " Это всё он знает, дома всё получалось, это только здесь не получается ". Желательно для получения целостной картины обследования фиксировать все вышеуказанные особенности и учитывать их при формулировании психологического заключения и , в особенности, для выработки рекомендаций по дальнейшему развитию ребёнка и помощи ему.

  



Просмотров: 615
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Моя книга "Кросс-коучинг: станьте домашним психологом для своего ребёнка"
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Чем заменить "нельзя" для ребёнка?
  • Психолог, "почини" моего ребёнка! Часть 2.
  • Психолог, "почини" моего ребёнка. Часть 1.
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • Можно ли "планировать" ребёнка
  • Нейропсихологическое обследование ребёнка
  • О фобии "избаловать" ребёнка
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • "Открылась бездна..." (Планетарий и личность ребёнка и взрослого).
  • Папа-школа - продвинутый уровень - "Жизненный Сценарий вашего ребёнка"
  • "Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки
  • Быть "за" ребёнка
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • "Группы смерти", или как уберечь ребёнка?!
  • Пример обследования эмоционально-волевой сферы
  • Как принять "" трудного ребёнка?
  • "Такого ребёнка я не заказывала"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь