|
Формирование самооценки у детей дошкольного возрастаАвтор статьи: Киян Ярослава Витальевна
Недавно я даже услышала, как пожилая женщина сравнивала своего полуторагодовалого внука с другим трехлетним ребенком, естественно, не в пользу малыша. Сначала подумав, что она шутит, я не придала этому значения. Но выслушав длинный монолог, искренне удивилась. Бабушка ребенка была вполне серьезной и убедительной. Читая рекомендации специалистов о том, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими, я очень бы хотела увидеть родителя, который действительно начал бы следовать неукоснительно этому совету. Точнее даже запрету! Человек постоянно сравнивает себя с другими. Это абсолютно нормально, поскольку является частью процесса, позволяющего понять свой внутренний мир и свое место в социуме. Американская психологическая ассоциация разделила сравнение себя на две категории: понижающееся и повышающееся. Для взрослых людей такие сравнения служат или стимулом к самосовершенствованию и достижению поставленных перед собой целей. В таком случае это оборачивается позитивными выводами и мотивацией. Правда, иногда это становится поводом для депрессии и саморазрушения. Мы оцениваем и сравниваем все, что нас окружает. Одно уточнение: это поведение взрослого человека со сформировавшейся психикой и самооценкой. Совсем по-другому воспринимают оценивание себя дети. У детей в раннем возрасте самооценка напрямую зависит от мнения родителей. Если в семье ребенка постоянно хвалят, балуют, уделяют много внимания успехам, ребенок будет с завышенной самооценкой, и это нормально. Малыш знает, что он самый лучший для родных и близких. Поскольку ребенок в этом возрасте не может отделить свои поступки от личности, все действия определяют его самооценку. «Я помыл сам ручки после прогулки». - «Я хороший». «Я разбил цветочный горшок». – «Я плохой». В связи с этой особенностью развития ребенка, психологи не рекомендуют сравнивать своего ребенка и других детей. Если малыш сделал хуже, чем его ровесник – он думает, что хуже другого ребенка. Подрастая, дети учатся отделять свои действия и поступки от своей личности. В дошкольном возрасте формируется навык оценивать совершенные поступки и контролировать поведение. В этот период именно родители и взрослые создают систему ценностей ребенка своей реакцией на его поведение. Формируя самооценку детей важно оценивать только действия и поступки, а не самого ребенка как личность. Говорить о том, что не он сам плох, а его поступок. После того как ребенок пошел в школу, где начинается оценивание его успеваемости и поведения не только семьей, но и окружающими, самооценка, в идеале, приближается к более реальной. Однако, далеко не всегда школа оказывает позитивный эффект на формирование самооценки школьника. Бывает много психотравмирующих «человеческих» факторов. Поэтому данный период становления особо требует терпения и пристального внимания родителей к своему ребенку. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|