Формирование самооценки у детей дошкольного возраста

Формирование самооценки у детей дошкольного возраста

Много лет работая психологом, я часто слышу, как родители сравнивают своего ребенка с чужими детками. Особенно распространено данное явление на детских площадках. Ведь, это место, где встречаются за доверительными беседами умудренные опытом мамы, папы, бабушки и дедушки. Где как не здесь можно услышишь  «полезные» советы, а так же сравнения детей. Чаще всего сравнивают детей младшего дошкольного возраста. Ведь это время активного роста, когда развитие происходит с молниеносной скоростью.

Недавно я даже услышала, как пожилая женщина сравнивала своего полуторагодовалого внука с другим трехлетним ребенком, естественно, не в пользу малыша. Сначала подумав, что она шутит, я не придала этому значения. Но выслушав длинный монолог, искренне удивилась. Бабушка ребенка была вполне серьезной и убедительной.

Читая рекомендации специалистов о том, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими, я очень бы хотела увидеть родителя, который действительно начал бы следовать неукоснительно этому совету. Точнее даже запрету!

Человек постоянно сравнивает себя с другими. Это абсолютно нормально, поскольку  является частью процесса, позволяющего понять свой внутренний мир и свое место в социуме.

Американская психологическая ассоциация разделила  сравнение себя на две категории: понижающееся и повышающееся. Для взрослых людей такие сравнения служат или стимулом к самосовершенствованию и достижению поставленных перед собой целей. В таком случае это оборачивается позитивными выводами и мотивацией. Правда, иногда это становится поводом для депрессии и саморазрушения.

Мы оцениваем и сравниваем все, что нас окружает.

Одно уточнение: это поведение взрослого человека со сформировавшейся психикой и самооценкой.

Совсем по-другому воспринимают оценивание  себя дети.

У детей в раннем возрасте самооценка напрямую зависит от мнения родителей. Если в семье ребенка постоянно хвалят, балуют, уделяют много внимания успехам, ребенок будет с завышенной самооценкой, и это нормально. Малыш знает, что он самый лучший для родных и близких. Поскольку ребенок в этом возрасте не может отделить свои поступки от личности, все действия определяют его самооценку.

«Я помыл сам ручки после прогулки». - «Я хороший».

«Я разбил цветочный горшок». – «Я плохой».

В связи с этой особенностью развития ребенка, психологи не рекомендуют сравнивать своего ребенка и других детей. Если малыш сделал хуже, чем его ровесник – он думает, что  хуже другого ребенка.

Подрастая, дети  учатся отделять свои действия и поступки от своей личности. В дошкольном возрасте формируется навык оценивать совершенные поступки и контролировать поведение. В этот период именно родители и взрослые создают систему ценностей ребенка своей реакцией на его поведение.

Формируя самооценку детей важно оценивать только  действия и поступки, а не самого ребенка как личность. Говорить о том, что не он сам плох, а его поступок.

После того как ребенок пошел в школу, где начинается оценивание его успеваемости и поведения не только семьей, но и окружающими, самооценка, в идеале, приближается к более реальной.

Однако, далеко не всегда школа оказывает позитивный эффект на формирование самооценки школьника. Бывает много психотравмирующих «человеческих» факторов. Поэтому данный период становления особо требует терпения и пристального внимания родителей к своему ребенку.



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как научиться оценивать свои действия и поступки?
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как правильно оценивать своего ребенка?
  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Ценность мамы в раннем возрасте ребенка
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Как защитить своего ребенка и помочь ему отстоять себя
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Дети и гаджеты! Борьба за своего ребенка
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • А если я не люблю своего ребенка?
  • Если вы оскорбили своего ребенка...
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Как выбрать систему воспитания для своего ребенка?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Любите ли вы действительно своего ребенка?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Мышление ребенка и поведение родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь