Гиперактивность у детей дошкольного возраста в теории и на практике.

Я столкнулась с этой проблемой ровно тогда, когда устроилась на работу в детский сад психологом. Сначала мне все дети показались чересчур активными, в силу того, что сама я по темпераменту флегматик, но потом я научилась различать педагогическую запущенность от гиперактивности. Некоторые дети вели себя активно и неуправляемо из-за особенностей семейного воспитания и частой смены воспитателя, а некоторые, даже находясь под контролем опытного и довольно строго воспитателя, ведут себя так, будто совершенно не обладают самоконтролем. Такие детки не подчиняются правилам, они как будто не воспринимают их, они сильно расторможены, что мешает воспитателю вести свою работу, что сильно расхолаживает поведение детей в группе, не дает им спокойно жить в коллективе детей и подчиняться особенностям режима дня. Им приходится очень несладко, ведь педагоги думают, что детей просто "разбаловали", и поэтому они часто подвергаются наказанию, стоят в углу, и все внимание акцентировано на них. Несмотря на отсутствие у них самоконтроля, самооценка снижается, и это может вызвать вспышки импульсивности - плач, истерики или еще большую расторможенность в поведении. Они на многие стрессовые ситуации реагируют сильной расторможенностью. И это опять побуждает воспитателей наказывать их или вообще временно изолировать из группы. Что интересно, но после сильного эмоционального истощения, как правило, после истерик, гиперактивные дети успокаиваются. Но разве это гуманные методы работы с гиперактивностью? Как можно работать с такими детками, и при этом сохранить свое психическое здоровье? Давайте разберемся в этих вопросах. Начнем с теории.

Аббреиватура СДВГ расшифровывается так - синдром дефицита внимания и гиперактивности. В основе этого синдрома лежит нарушение сбалансированной работы определенных структур головного мозга, а именно замедленное созревание функций лобных отделов или нарушение работы другого важного отдела - ретикулярной формации, так называемого "фильтра", отвечающего за самоконтроль поведения.

При СДВГ нарушается контроль, то есть способность головного мозга к организации и саморегуляции поведения.

Как можно диагностировать СДВГ? Для этого исследователи, которые занимались этим вопросом выделили следующие критерии:

- нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность;

- появление симптомов в возрасте младше 7 лет;

- сохранение симптомов на протяжении как минимум 6 месяцев;

- нарушения поведения, при этом интеллект может быть сохранен, а может и страдать, что можно заметить в нарушениях речи.

СДВГ может быть "тяжелой" степени и "легкой". При "тяжелой" степени родителей ребенка нужно направить к неврологу или психиатру, потому что требуется медикаментозное лечение, ведь в таких ситуациях у ребенка сильно страдает психическое развитие. Но психологу надо быть очень осторожным в сообщении такого рода информации, ведь он не имеет права ставить диагнозы.  При "легкой" степени ребенку достаточно работы с психологом или логопедом /дефектологом, если есть проблемы с речью. Работать можно индивидуально и в подгруппах, но об этом я напишу позже.

Какие же причины вызывают гиперактивность у детей? Поработав с научной литературой и интернет-источниками, я выделила 3 основных причины:

Генетические проблемы.

Дети и взрослые с СДВГ предрасположены к ненормальному функционированию (нарушению регуляции) определённых химических веществ мозга, называемых нейротрансмиттерами, и к ненормальному функционированию нервных путей, регулирующих поведение. Кроме того, у некоторых детей с СДВГ определённые части мозга меньше по размеру или менее активны, чем у детей без этого расстройства.

Также исследования показали, что у людей с СДВГ чаще всего замедленно работает дофаминовая система (дофамин – важное химическое вещество, переносящее сигналы между нервами в мозге, он связан со многими функциями, включая движение, сон, настроение, внимание и обучение).

СДВГ может передаваться по наследству.

Органическая повреждения.

Исследования показывают, что у женщин, которые курили и употребляли алкоголь во время беременности, более высокий риск рождения ребёнка с СДВГ. Кроме того, СДВГ чаще встречается у детей, беременность которыми проходила для их матерей тяжело. Также причиной могут быть стремительные или тяжелые роды, асфиксия плода и родовые травмы.

Психосоциальные проблемы.

Отношение к ребенку в семье, способы воспитания, социально-экономическое положение семьи сами по себе не являются причинами СДВГ. Но зачастую, эти факторы формируют адаптационные способности ребенка к окружающему миру, и на них накладываются биологические причины, провоцирующие развитие СДВГ, ими считаются искусственные пищевые добавки, пестициды, свинец, нейротоксины.

Л.С. Чутко выделил 3 типа гиперактивности:

  1. Комбинированный тип, совмещающий в себе сильную двигательную расторможенность, импульсивность и невнимательность
  2. Гиперактивный / импульсивный тип
  3. Невнимательный тип.

Теперь перейдем к практическому моменту.

В рамках детского сада можно работать с гиперактивными детьми как индивидуально, так и в подгруппах, в которые можно включит и нормативных детей.

В работе нужно учитывать то, что у таких детишек высокая работоспособность сохраняется на протяжении 5-15 минут, потом они уже не могут удерживать внимание и становятся расторможенными. Со временем нужно увеличивать время работы.

У детишек с СДВГ могут быть нарушения корковой ритмики, дизаритмия, поэтому им полезны ритмические упражнения и четкий режим дня.

Приемы работы с детьми с гиперактивностью:

Глазодвигательная гимнастика, это могут быть различные упражнения на работу с развитием внимания ребенка. Его учат удерживать во внимании предмет, чтобы он в будущем смог концентрировать внимание на уроках в школе. Такие упражнения стоит проводить таким образом, ребенок должен сидеть за столом, руки должны быть сложены, ноги вместе, предмет находится на уровне переносицы. Сначала начинают с движений вправо-влево, вверх-вниз, потом рисуют более сложные фигуры, потом можно дать предмет ребенку в руку, чтобы он сам управлял им, потом можно поменять руки, и усложнять упражнение чтобы ребенок выполнял его с открытым ртом, прикусанным языком, чтобы двигал глазами и языком в одну сторону, потом в разные стороны.

Также очень полезна дыхательная гимнастика, она предназначена для того, чтобы ребенок научился успокаиваться и умел контролировать свое дыхание. Например можно использовать упражнение "Шарик", ребенок кладет одну руку на живот, другую - на грудь, делает вдох носом, а выдох ртом. Еще хорошее упражнение "Крылья", ребенок поднимает "крылья" и делает вдох и опускает и делает выдох. Упражнения можно усложнять, например, добавить звуки на выдохе или слоги, предложить ребенку поднимать руки на вдохе, на выдохе опускать и т.д.

Еще деткам с СДВГ важно развивать межполушарное взаимодействие, здесь Вам поможет упражнение "Кулак-ребро-ладонь", "Замок", "Колечко" и другие подобные упражнения.

Очень большая проблема детей с синдромом гиперактивности то, что они не чувствуют других людей рядом с собой из-за большого количества энергии в них самих, поэтому важно проводить упражнения на децентрацию. Здесь Вам поможет "Каравай", "Шла коза по лесу" и "Яблонька" и другие хороводные игры.

Можно включить телесно-ориентированную терапию и арт-терапию, чтобы дети научились чувствовать свое тело:

- упражнение "Йоговская гимнастика для малышей"

- рисование человека по частям, лепка, выкладывание из палочек + телесно-ориентированные методы

- упражнение-песенка "У жирафов пятна" и т.п.

В своей работе я использовала программу "Работа с гиперактивными детьми" И.Л. Арцишевской, занятия требуют минимальной подготовки, игры очень нравятся детям, и в ходе работы я увидела, что у гиперактивных детей снизилась импульсивность и они научились удерживать свое внимание не только на интересных предметах. Также я могу порекомендовать книгу А.Л. Сиротюк "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью", в которой описана диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

А воспитателям рекомендую проводить коммуникативные игры и игры по правилам, чтобы развивать у детей с СДВГ произвольность поведения, а чтобы развивать эмоциональную сферу, хорошо подходят такие приемы, как комментирование мультфильмов, рассказывание сказок и комментирование эмоций. Также в работу можно включить те методы, которые были перечислены выше. И старайтесь относиться к таким детям с пониманием и принятием, ведь они не "разбалованы", просто они особенные, и если Вы будете принимать их такими и грамотно выстроите свою работу, проявлений расторможенности и импульсивности будет меньше, и работать будет гораздо комфортнее!

 

 



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь