«Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».

  «О поощрении и наказании».  

1.Способы воспитания детей дошкольного возраст

2.Ситуации.

 «О поощрении и наказании».

   Помните, была когда-то та­кая далекая страна под названием Непонимандия. У этой страны был властелин по имени Наказанье, который держал всех в ужасе.  Однако злополучные аборигены оставались по-прежнему «непослушанцами» и все рвались в какую-нибудь Хулигандию.                                И вот дожили. Ходили с мрачным видом, растерянные... Ну как еще наказать? Как часто в течение одного дня нам приходится принимать реше­ния о наказании? Как избежать ошибок, найти меру? Ваше искреннее мнение, примеры из жизни, конечно, обогатят наш разговор. Пусть мнение детей поможет нам в решении вопросов о наказании.   

   Нередко мы сами невротируем ребенка, воспитывая как придется, вернее, вздумается нам, то превратив его в кумира, который делает, что хочет, то запрещая все, что можно, держа в ежовых рукавицах. Но как бы, ни было полярны все воспитательные меры, воспитываем мы обычно сакраментальными словами, все сортирующими в жизни на, то что «можно» и «нельзя».

   «Нельзя» и «можно» как запреты, как поощрения, приказы, они как жезл милиционера, стоящего на перекрестке, пытающегося этим жезлом все регулировать вокруг.                                                                                                         Благодаря им - Ваш ребенок должен быть роботом, т только, или хоть бы пластилином, а Вам лишь предстоит лепить его таким, каким Вы хотите, как Вы задумали себе. Вы регулируете ими всю жизнь Вашего ребенка, его желания, надежды, установив для них предел, запретную черту, границу там, где встречаются обычно и превращаются друг в друга по неизвестной нам причине все эти «можно» и «нельзя».                                                                                            И, если «можно» - это тройка свободных, вольных лошадей, овладевающих пространством, «нельзя» - лишь кнут для малыша, которым погоняет  кучер и не дает сойти с дороги, хотя везет по бездорожью и может завести в тупик.

     При помощи «нельзя» и «можно» Вам хочется внушить ребенку кодекс норм, весь кодекс правил общения людей друг с другом, как должен он себя вести, чтобы быть воспитанным для всех. При помощи  «нельзя» и «можно» ребенок должен познать мир, который постоянно манит и зазывает малыша, заворожив его собой.                                                                                                                             Семейный кодекс в каждом доме разный. В каждой квартире есть свои запреты. И если мама отвечает «можно», то бабушка в ответ твердит «нельзя». И нет между ними золотой середины, как будто свет включен и выключен одновременно Вами, а в результате – только темнота.«Нельзя» конечно же, необходимы, чтобы малыш усвоил нормы поведения. Но круг их должен быть довольно ограничен, учитывая психологию ребенка, ведь Ваш малыш во власти чувств, в плену желаний, и воздержаться от них – для него проблема, тем более все время подчиняться одним запретам во главе с «нельзя». Когда их много, просто не усвоить, что же, в конце концов тебе нельзя.

        Легко сказать: не злоупотреблять неправильными типами воспитания детей, но что это за типы? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание неправильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребенку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может….Не разбираясь в педагогике, рассчитывая лишь на интуицию, родители нередко идут неправильным путем.

         Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребенком. Ведь если он сегодня всего лишь  на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.

 1 .Кумир семьи.             Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения… Вернее – «пуп земли» и «центр Вселенной»…Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть малыша – закон. Ежесекундно, ежеминутно родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируясь нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

        Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития : он не способен сам умыться и одеться. Родители освобождают малыша от всех обязанностей. И это скажется в последствии, когда настанет трудовая жизнь. Над ним висит дамоклов меч психического дискомфорта. Своими методами воспитания Вы культивировали его.

2. Гиперопека.       Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» малыша. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней во время кризиса трех лет. Ему нет смысла «бунтовать», отставая «Я-систему». Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями – это поражение. Малыш привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые  продумали всю жизнь его до малейших мелочей и «разработали» ее маршрут, невольно превратясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребенку и контролируют его во всем, наверно, даже в мыслях.

       Такие дети, уже став  взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.

 3.Гипоопека.         Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой малыш не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки. Все это отражается на психику ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жить.

 4. Безнадзорность.     Пожалуй, безнадзорность – это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют  даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Родитель забыли, что он есть. Он может ночевать, где хочет, питаться тем, что попадется ему под руку, ходить в лохмотьях.

           Такому малышу грозит задержка в развитии, и он в дальнейшем может быть психически неполноценным.

 5. Воспитание по типу «Золушки».      Наверно, в целом мире нет родителей, которые бы не знали сказку «Золушка», поэтому не трудно догадаться, что значит воспитание по типу «Золушки». В такой семье малыш не знает о ласке и любви.Его все время унижают и оскорбляют. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в доме. Всего боится, особенно противопоставления другим, по мнению родителей, гораздо лучшим детям. Ребенок все от него возможное, чтоб походить на идеал родителей.Он угождает им, предупреждает их желания. Но кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе не знает других чувств. Родители обычно вспоминают о нем тогда, когда необходимо его чем-то нагрузить, причем наказывать его они способны по любому поводу.

            Такие дети, вырастая, часто «мстят» родителям за далеко не «золотое» свое украденное детство.                                                                                                           

 6.«Ежовые рукавицы».   Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют, ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так – ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками.

         Такой ребенок, не зная ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

  7.  Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи малыша родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои неоправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать хотя бы в детях. Малыши должны все знать.

        Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

8.  Воспитание «в культе болезни».

        Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда малыш болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители , боясь, что их ребенок вдруг внезапно заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им.Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем.Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок – маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь.

           Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь – участь слабовольных и изнеженных людей.

 9.  Воспитание по типу «Кронпринца».  Такой тип воспитания чаще всего в обеспеченных, богатых семьях. Отдав себя карьере, родители, к сожалению, не могут заниматься собственным ребенком. Недостаток своих чувств они обычно компенсируют искусственной родительской любовью – одаривая и задаривая малыша. Ребенок окружен дорогими подарками, он с малолетства обладает тем, что многие не в состоянии купить, работая всю жизнь. Родители считают, что он счастлив.

       Когда «конпринцы», повзрослев, своей безвольностью и нерешительностью губят все, что подготовлено для них, или способны вдруг протестовать против проторенного, чтобы «идти своей тропой», родители непонятно, почему их ребенок бесцветный, не оправдал надежд, хотя они всю свою жизнь потратили на то, чтобы он их надежды оправдал.

10.  Противоречивое воспитание.    

        Об этом типе воспитания мы говорим тогда, когда в одной семье, в одной квартире родители плюс бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка лишь только собственными методами воспитания, противоречащими, по обыкновекнию, друг другу и , словно Лебедь, Рак, и Щука, тянут малыша одновременно в ту и другую сторону......

Продолжение следует.....

 



Просмотров: 664
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Бой избежать нельзя, его лишь можно отложить.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • «Можно» и «нельзя» в процессе воспитания
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Запреты или как сказать «нельзя», чтобы ребенок услышал.
  • Когда начинается воспитание малыша?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Потому что нельзя быть красивой такой. Психологические ограничения в проявлении собственной красоты
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Потому что нельзя быть на свете красивой такой...
  • Потому что нельзя быть на свете красивой такой... (ч.2)
  • Ты «виновата» в том, что нельзя быть на свете красивой такой!!
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Как все успеть, когда в сутках всего лишь 24 часа?
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Почему у одних в 25 уже муж и ребенок, а у других лишь метания и беспокойство?
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • Если все хорошо, то отличить оптимиста от пессимиста – можно лишь по физиономии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь